
Исследование Deloitte: какие товары и способы покупки доминируют в Украине и как изменилось поведение покупателей в 2024 году


Женщины — совладельцы и руководители Эпицентр К, Rozetka, АТБ, Ашан Украины, EVA, McDonald’s в Украине и других компаний, которые достигли наибольших успехов в содействии развитию рынка ритейла Украины.
Накануне 8 марта журнал НВ представил свой традиционный топ-100 успешных женщин Украины, которые достигли впечатляющих результатов в различных сферах. Авторы издания не ранжировали участниц рейтинга по номерам, разделив их лишь по сферам деятельности. Также они не стали приводить критерии, на основании которых их включали в список. Зато привели краткую биографию, и основные достижения каждой номинантки. Редакция RAU изучила рейтинг и выбрала из топ-100 самых успешных женщин Украины тех, кто имеет прямое или косвенное отношение к ритейлу.
Семья Герег, владеющая строительными гипермаркетами Эпицентр, уверенно превращающимися в торговые точки широчайшего ассортимента, продолжает поглощать национальный рынок. Сеть строит сотню магазинов меньшего формата в придачу к 62-м имеющимся гигантам, общая площадь которых составляет 1 млн кв. м.
Сегодня до 300 000 украинцев ежедневно посещают магазины Герег, что позволило тем увеличить продажи даже в коронавирусный год. Реагируя на эпидемию COVID-19, Галина Герега и ее муж задумались о развитии сети аптек, чтобы диверсифицировать свой бизнес. А в их семейном портфеле, кроме строительного ритейла, уже есть место и агроподразделении, которое управляет земельным банком в 160 000 га.
Заявленный объем новых инвестиций супругов Герег — $2 млрд.
Ирина и Владислав Чечеткины 15 лет назад основали магазин Rozetka.ua, который сегодня стал крупнейшей национальной площадкой для онлайн-шопинга, невероятно укрепившей свои позиции на волне пандемии. Как написал сам Чечеткин на своей ФБ-странице, подводя итоги 2020‑го, за год Rozetka удвоила почти все показатели: количество продавцов выросло на 69 %, а доступных к заказу товаров — на 89 %. Последних на маркетплейсе — уже больше 10 млн.
Компания Чечеткиных продолжает развивать адресную доставку в городах страны и открывать все новые пункты самовывоза, для которых в прошлом году даже запустила франшизу.
Инна Поперешнюк — соучредитель одной из самых успешных логистических компаний страны. Новая почта (НП), которая недавно отметила 20-летие, давно закрепилась в статусе лидера рынка: под красной вывеской работают более 7000 отделений в стране, из которых 4000 — в селах. В то же время только за прошлый год открылись 1300 новых.
Текущий год компания начала с запуска второй очереди на своем крупнейшем Киевском терминале. Увеличив вдвое его мощность-до 50 000 посылок в час, НП инвестировала в него 14 млн евро.
Поперешнюк сегодня является участником наблюдательного совета компании и ее главой кадрового комитета. А два года назад она занялась еще и ресторанным бизнесом, открыв заведение традиционной украинской кухни 100 лет назад, вперед, в который привлекла известного шеф-повара Евгения Клопотенка.
Наталья Шаповалова возглавила крупнейшую сеть супермаркетов страны,, которая насчитывает 1201 торговую точку, в конце 2019 года. До того она занималась направлением развития АТБ. И продолжила делать это на посту гендиректора: за один лишь 2020-й год сеть увеличились на 124 новых магазина и закрепила свое лидерство на рынке продуктового ритейла. За тот же год товарооборот компании, которой руководит Шаповалова, увеличился на 18,2% — почти до 150 млрд грн.
Почти восемь лет назад Ольга Шевченко сменила пост операционного директора Руш на должность исполнительного директора. За это время компания выбилась в национальные лидеры в сегменте drogerie, став крупнейшей сетью магазинов декоративной косметики, бытовых товаров. Если на конец 2012‑го она насчитывала примерно 150 объектов, то на сегодняшний день число магазинов EVA в стране превысило 1000. За прошлый год сеть пополнилась 88 новыми объектами, а общий объем инвестиций в 2020‑м составил 400 млн грн.
Украинское подразделение Ашана Виктория Луценко возглавила три года назад, вернувшись на родину после 25 лет «командировки» в Венгрию, — там она занимала руководящую должность в тамошнем представительстве этого же французского холдинга.
Под управлением Луценко Ашан в Украине принялся открывать перспективные малоформатные магазины и продолжил развивать онлайн-направление, сотрудничая с Zakaz.ua, Rocket, Glovo. Сеть еще в 2019‑м в числе первых ретейлеров страны протестировала доставку товаров с испанским сервисом Glovo, после чего начала масштабировать это партнерство на другие страны Европы.
Ольга Копылова с мужем Владимиром с 2013 года развивают сеть ресторанов, в которых предлагают рыбу собственного вылова с украинского юга — там у компании есть штат рыбаков, лодки, сети и неводы. Помимо Черноморки в портфолио четы предпринимателей также имеются заведения Анчоусная и Селедочная, которые работают как в столице, так и в регионах. Новые рестораны под брендами Копыловой открывались даже в прошлом сложном году, в том числе и по франшизе. Сама же компания не прекращала полностью свою работу даже в наиболее напряженный период карантина — весной 2020‑го, занимаясь доставкой своих продуктов.
Два года назад Бадритдинова возглавила украинский McDonald’s, под брендом которого работает около сотни объектов, и стала первой женщиной на этой должности в компании с годовым оборотом около 8 млрд грн.
В 2020‑м McDonald’s продолжил развивать доставку, добавив в число партнеров к Glovo украинский Rocket. А в конце года компания открыла очередной объект — в Киевской области.
Два года назад Вера Витинская стала гендиректором одной из крупнейших сетей по продаже бытовой техники и электроники, которая сегодня насчитывает больше 120 торговых точек. По годовому выторгу в 10 млрд грн Eldorado входит в сотню самых больших частных компаний страны.
Под управлением Витинской сеть развивает собственную доставку, сотрудничает с другими курьерскими службами, а также продвигает продажи как офлайн, обновляя формат магазина, так и онлайн. Последнее направление на фоне пандемии выросло в разы.
Оксана Середюк и ее муж Тарас создали один из самых успешных ресторанных холдингов страны. Его сильная сторона — предложение разных форматов для различных аудиторий.
В 2020‑м Оксана Середюк стала одной из публичных защитниц индустрии, отстаивая ее права и интересы перед правительством, которое вводило карантинные ограничения. А 30 заведений сети Mafia, пять бургерных Casta, ресторан китайской кухни BAO и «вьетнамский» NAM делали все возможное, чтобы не увольнять сотрудников.
Наталья Нетовкина основала ювелирный дом Zarina 22 года назад и сегодня управляет компанией вместе с дочерьми и племянницей. Помимо собственной сети ювелирных бутиков украшения от Нетовкиной можно увидеть и на модных показах Ukrainian Fashion Week.
Ее компания развивает пять суббрендов и постоянно обновляет коллекции. Например, в прошлом году выпустила очередную из них, лицом которой стала певица Алина Паш. Также в активе ювелирного дома — изделия для героинь фильма Віддана, снятого по мотивам романа Софии Андрухович. Кроме того, Zarina является официальным представителем дома Faberge в Украине.
Основной бизнес Ольги Гуцал — дистрибуция в 60 странах автомобильных масел Liqui Moli и ассортимента других технических жидкостей. Еще один автомобильный бизнес предпринимательницы — сервис Autobooking.com для поиска провайдеров техобслуживания, который работает в четырех странах. Кроме того, Гуцал владеет ювелирным салоном Абрикос. Открыть его она решилась после того, как сравнила качество и ассортимент ювелирной продукции в Западной Европе и Украине.
В 2020 году Гуцал издала книгу бизнес-советов Если прыгнули, то гребите, продажи которой за первую неделю после релиза превысили 1 тыс. экземпляров, — это успех для национального рынка. «Продукт должен быть неочевидным», — любит повторять предприниматель.
Ольга Устинова сумела провести свою компанию Vodafone Украина — второго по размерам игрока на телекоммуникационном рынке страны — через прошлый кризисный год с вполне успешными показателями: за три квартала 2020‑го доход вырос на 9%, а прибыль составила 1 млрд грн. Одно из основных направлений, которое развивает Устинова, — мобильный интернет. Инвестиции Vodafone Украина в строительство сетей скоростного мобильного интернета превысили 28 млрд грн, что принесло хороший результат: американская компания Ookla, которая занимается изучением скорости интернет-соединения, в конце прошлого года признала компанию мобильным оператором с самой высокой средней скоростью интернета в Украине.
Екатерина Онищенко возглавила бизнес-операции OLX в Украине в конце 2018 года. Онлайн-платформа под ее управлением интенсивно развивается: на OLX продают товары и услуги более 2,8 млн торговцев, от частных лиц до крупных компаний. 16% из них зарабатывают на платформе более 500 тыс. грн в год. OLX ежемесячно посещают 25 млн пользователей, что делает ее одним из самых популярных интернет-ресурсов в стране. В кризисный 2020‑й Онищенко обратила пристальное внимание на малый бизнес, предлагая ему обучающие программы о том, как развиваться в интернете.
Елизавета Коробченко пришла в отдел продаж Avon в 2002‑м и с тех пор трудится в структурах этой компании, которую в январе 2020‑го приобрела бразильская Natura & Co. Поработав в странах Балтии и на Балканах, она с 2018‑го сконцентрировалась на Украине и местном рынке косметики. В 2020‑м топ-менеджер запустила масштабное исследование специфики ухода за собой среди украинок и украинцев, на основании которого Avon предложила рынку новые продукты — сыворотку для лица, линейку дневных и ночных кремов, тоники и бальзамы.
Читайте этот материал в свежем номере журнала НВ — №8 от 4 марта 2021 года
Источник: НВ
Читайте также
Рейтинг Forbes: топ-7 женщин в ритейле, которые сделали себя сами