Андрей Жук, RAU: В прошлом году наиболее активно росли фуд-ритейл и фаст-фуды

Андрей Жук, RAU: В прошлом году наиболее активно росли фуд-ритейл и фаст-фуды

11.02.2020 04:00
  883
Іван Зайцев

Колонка соучредителя Ассоциации ритейлеров Украины Андрея Жука о причинах роста товарооборота предприятий розничной торговли, самых быстрорастущих направлениях, новых тенденциях рынка и перспективах отрасли на 2020 год.

Читайте українською

Согласно официальной статистике, розничная торговля в целом выросла на 10,5% в прошлом году. Начало года было очень сдержанным относительно крупных покупок из-за проведения президентских выборов в стране, но в целом за счет стабильности год был удачным для ритейл-бизнеса в Украине.

По моему мнению, общий рост связан со многими факторами, прежде всего: со стабилизацией экономики Украины, укреплением национальной валюты, индексацией заработных плат, распространением технологии PayPass и развитием e-commerce.

В то же время, в профессиональной среде ритейла существует термин «like to like», который означает сравнение продаж. И если мы сравним продажи прошлого года с позапрошлым по уже действующим магазинам, без открытия новых и без сделок поглощения или слияния, то увидим, что в среднем темпы роста продаж в 2019-м и 2018 годах по показателю «like to like» замедлились по сравнению с показателями 2017/18 годов.

Если анализировать не ритейл в целом, а сосредоточииться на отдельных направлениях торговли, то заметны следующие тенденции. Торговля имеет сезонные колебания продаж, но все зависит от категорий. Например, летом, когда ювелирные сети фиксируют рекордные продажи свадебных колец, продавцы чулок и колгот фиксируют низкие обороты.

По нашим аналитическим данным, в 2019 году продажи в различных сегментах системного ритейла существенно отличались. Так, ювелирка выросла на 9-10%, аптеки — примерно на 13%, спортивные сети на 6,7%, fashion (у которого был провальный осенний сезон в связи с теплой весной) на 10%, фуд-ритейл на 10-20%, фаст-фуды — 20-30%, аутлеты — 36%. Магазины электроники и бытовой техники, наоборот, показали худший результат. Вероятно, это связано со значительным ростом продаж в прошлых годах.

Хочу также отметить несколько новых тенденций, а именно: распространение форматов магазинов «у дома» и увеличение спроса на кафе и рестораны. Отдельного внимания заслуживает общий экотренд — упаковка, материалы и прочее.

При этом наиболее активно открывали новые торговые точки сети FMCG. Например, drogerie-сеть EVA в прошлом году увеличилась на 219 магазинов и быстро приближается к психологической отметке в 1000 торговых точек. Что касается продуктовых сетей, то наибольшее количество магазинов уже не первый год открывает АТБ. В 2019 году дискаунтер открыл 88 новых торговых точек и еще более 40 обновил. Второй по объемам товарооборота продовольственный ритейлер в Украине — компания Fozzy Group — также активизировала развитие. Компания открыла или перезапустила в новом формате около 50-ти торговых объектов, сконцентрировавшись на развитии флагманского бренда — сети Сільпо.

Среди самых громких событий на рынке в 2019 году можно отметить:

  • банкротство сети Брусничка, в свое время входила в десятку крупнейших продуктовых сетей;
  • запуск новых масштабных ТРЦ в Киеве (Blockbuster Mall, River Mall) и реконцепты устаревших ТЦ;
  • выход на рынок новых международных брендов, в том числе французского Decathlon;
  • активное развитие сферы общественного питания и запуск в Киеве первого фуд-холла.

Розничная торговля — очень динамичная отрасль бизнеса, здесь постоянно происходят изменения, внедряются новые технологии и инновации, появляются новые бренды, торгово-развлекательные центры, новые имена и компании. При отсутствии обострения на Востоке Украины, сохранении политической и макроэкономической стабильности темпы роста товарооборота ритейлеров могут остаться на высоком уровне, а сама отрасль — стать движущей силой развития экономики Украины. Особенно учитывая, что потребительские ожидания Украинский достигли самых высоких значений за последние десять лет.

Вместе с тем, торговля очень уязвима для внешних факторов. Любая нестабильность и угрозы негативных изменений, мгновенно приводят к резкому сокращению расходов потребителей. В таком случае возможна ситуация 2014-15 годов, когда ритейл оказался в сложнейшем положении, а многие компании были вынуждены остановить свое развитие или вообще сократить торговые сети.

Читайте также –

Андрей Жук, RAU: Основные риски украинского ритейла как бизнеса


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка