
Исследование Deloitte: какие товары и способы покупки доминируют в Украине и как изменилось поведение покупателей в 2024 году


Основатель и CEO ювелирного бренда SOVA Александр Сова о подводных камнях в работе, Гильдии ювелиров, коллаборациях и отношениях с государственными структурами.
В этом году украинский ювелирный бренд SOVA отмечает свое пятилетие. Издание Фокус расспросило владельца сети Александра Сова о проблемах отрасли, стратегии развития, коллаборациях с другими брендами и планах. RAU публикует ключевые тезисы.
При создании любого бренда нужно завоевывать лояльность клиентов, а для этого необходимы крупные инвестиции. Самым сложным был длительный период поиска инвестира и способов формирования лояльности клиентов к бренду – между открытиями первого и второго наших бутиков прошло больше года. Поначалу у нас были отрицательные финансовые результаты. Но с открытием шестого-седьмого бутиков компания стала расти.
Кадровый вопрос – проблема комплексная. В советской Украине был мощный потенциал: у нас работали пять ювелирных заводов – во Львове, Киеве, Одессе, Виннице и Харькове, которые были крупнейшими в СССР. В 1990-е система сломалась, и инициативу перехватили турки и китайцы с высокотехнологичным производством. И те старые кадры страна потеряла. Но таланты можно найти всегда. Мы заключаем договора с учебными заведениями и берем на стажировку выпускников. Недавно у нас стажировались около 20 человек. В итоге мы взяли на работу четверых, которые чудесно себя зарекомендовали и полноценно влились в компанию.
В 2013-14 годах Нацбанк принял ряд актов, ограничивающих свободную покупку металла. Это усложнило процессы в нашем производстве. Мы понимаем, что для развития отрасли мы должны тесно сотрудничать с государственными структурами. И в связи с этим полгода назад мы создали Гильдию ювелиров, куда вошли активные участники рынка – производители и сети. Сейчас мы ведем переговоры и выстраиваем сотрудничество с Нацбанком и другими стейкхолдерами. Наша цель – работать не кулуарно, а прозрачно, формировать новую культуру сотрудничества бизнеса и государства.
В Украине у нас 14 магазинов и 9 корнеров. По сравнению с другими украинскими брендами – это немного. Но мы не хотим фокусироваться только на количестве. Наша стратегия – органичный рост. Мы ориентированы на усиление и популяризацию бренда, формирование нашей аудитории, ее доверия к продукту, и ищем эффективные подходы реализации этой стратегии.
Мы рассматриваем клиентов по двум критериям – мировоззренческому и финансовому. Наши клиенты любят читать, путешествовать, общаться, познавать новое. С финансовой точки зрения мы хотим представить широкий диапазон изделий и работать с большой аудиторией. Однако производить украшения в сегментах от начального до высокого – очень сложно. Поэтому мы пока ищем нашу ценовую нишу.
Мужская аудитория все еще остается консервативной по отношению к украшениям, однако появляются люди, которые много путешествуют, видят мир и уже понимают, что сильному полу носить украшения незазорно. У нас есть небольшая мужская коллекция, но в общем объеме продаж она не занимает много места. Но мы хотим больше уделять внимания мужским украшениям, планируем выпускать коллекцию запонок. Однако для привлечения новой аудитории необходимы дополнительные инвестиции.
Мы хотим привить украинцам хороший вкус. Мы трансформируем ювелирное искусство Украины так, чтобы оно заняло достойное место среди европейских и мировых брендов. В этом нам также помогают коллаборации. Мы ищем бренды, работающие в других областях и тоже отличающиеся в своей нише. У нас было три партнерства – два с модным брендом LAKE, и еще одно с брендом обуви Marsala. Так у нас появились серьги, повторяющие форму швейной иглы и кольца с вращающимися жемчужинами. В результате коллекция с LAKE стала одной из самых продаваемых. Коллаборации дают абсолютно новые формы украшений, которые привносят дизайнеры из других отраслей. Сейчас мы ведем переговоры с известными в Украине fashion-брендами и хотим продолжать этот опыт партнерства.
Мы инвестируем в современное оборудование, и поэтому, когда к нам приезжают представители зарубежных компаний, то поражаются высокому уровню технологий. К примеру, в текущем году был приобретен станок, который позволяет экспериментировать с формами изделий. Но у нас работают не только станки – доводка, отделка украшений делается вручную.
Нашей сильной стороной мы считаем тонкую организационную культуру, которую удалось нам создать. Для нас важны люди – сотрудники, партнеры. Мы настроены на максимальное раскрытие способностей человека, именно поэтому мы стимулируем развитие сотрудников, стараемся поддерживать открытые отношения, основанные на доверии и взаимопомощи. Такая особая корпоративная культура вовлекает сотрудников в рабочий процесс, что непосредственно влияет на рост качества наших продуктов и услуг, формируя у потребителей впечатление о бренде SOVA.
В ближайший год мы работаем над повышением узнаваемости бренда. Также планируем реорганизовать работу нашей арт-команды, которая создает украшения SOVA и в то же время работает по заказу внешних партнеров. Поэтому мы хотим сделать две команды, усилить их, и сделать наш дизайн еще более необычным и привлекательным. Будем продолжать внедрять инновационные процессы, развивать организационную культуру предприятия. В дальнейших планах – закрепить позиции на украинском рынке и выход на зарубежные рынки.
Читайте также —