Полумрак: как торговые сети Украины работают в условиях постоянного отключения электроэнергии

Полумрак: как торговые сети Украины работают в условиях постоянного отключения электроэнергии

31.10.2022 08:45
  742
Костянтин Симоненко

Начиная с 10 октября, когда произошла первая массированная атака на критическую энергетическую инфраструктуру страны, аварийные и плановые отключения света стали неотъемлемой частью жизни украинцев. Власти регулярно призывают бизнес и граждан уменьшить потребление электроэнергии — и ритейл не исключение. Но в отличие от магазинов одежды, обуви или стройматериалов, не требующих особых условий хранения, продуктовый ритейл критически зависит от бесперебойной работы холодильного и другого оборудования.

Читайте українською

RAU опросила большие и малые продуктовые сети, представленные в разных регионах о том, как они справляются с новыми вызовами времени.

Как часто происходят отключения

В октябре национальные продуктовые сети сталкиваются с отключениями света чуть ли не каждый день. «Поскольку мы представлены во многих регионах страны, практически каждый день сталкиваемся с этой ситуацией. Время отключений разное — от нескольких часов до почти суток как во Львове», — объясняет руководитель по связям с общественностью Ашан Украина Елена Орлова.

По словам генерального директора сетей Наш Край и SPAR Виктора Мольченко, в течение последней недели участились временные отключения электроэнергии почти во всех областях, где есть магазины сетей компании. В некоторых регионах это случается 3-4 раза в день.

Столкнулись с отключениями и в региональной сети магазинов Копійка, которые сосредоточены на юге Украины. «Преимущественно это стабилизационные отключения, которые длятся от двух до четырех часов. В течение последнего месяца активное отключение начали происходить только на последней неделе, поэтому пока трудно сказать как часто. Дольше всего за последний месяц было отключение в городе Южное — после обстрелов электроэнергии не было почти 10 часов в четырех магазинах», — рассказывает директор по маркетингу сети Копійка Дарина Бурак.

Расположение имеет значение

Ситуация с отключением отличается, когда магазин находится в ТЦ или это отдельное здание или помещение, например, в жилом доме. Ведь магазин в ТЦ зависит от энергетической системы ТЦ, и если у арендодателя нет другого решения, кроме как закрыть ТЦ, то сети также вынуждены простаивать. В то время как в магазинах, расположенных в отдельных зданиях, или на первых этажах жилых домов есть возможность использовать дизель-генераторы.

«В настоящее время наши супермаркеты расположены преимущественно в жилых массивах, поэтому сравнивать с торговыми точками в ТРЦ сложно. Понятно, что в первую очередь страдают продуктовые отделы, где есть товары, которые могут быстро испортиться без охлаждения», — говорит Виктор Мольченко.

Генераторы превыше всего

Многие ритейлеры давно начали готовиться к случаям нестабильного энергоснабжения. В частности, в сети Копійка давно были отработаны соответствующие алгоритмы. «Это касается и работы логистического центра, собственного производства и офиса сети – благодаря подключению дизель-генераторов все работает без остановок», — говорят в сети.

Так же на случай полного обесточивания офисных помещений или помещений магазинов сеть АТБ уже имеет 60 стационарных дизель-генераторных станций. «Еще более 300 штук закуплены и в ближайшее время будут установлены на объектах. Такие генераторы способны полностью обеспечить работу магазина или офиса в случае полного обесточивания», – сообщил начальник управления по корпоративным коммуникациям АТБ Сергей Демченко.

Кроме того, если электроэнергию отключат внезапно, а генератор не успеют запустить, кассы продолжат работать благодаря источникам бесперебойного питания, чтобы завершить расчет покупателей. Также включится автономная подсветка, чтобы люди смогли безопасно и комфортно покинуть помещение. Дополнительно предусмотрены 18 передвижных дизель-генераторных станций на базе автомобилей, количество которых рассчитано пропорционально количеству опорных магазинов.

Как отмечают в Ашане, тяжелее всего организационно было в первые дни. Однако сейчас большинство магазинов могут работать при выключении электроэнергии на генераторах небольшой мощности. «Впервые мы опробовали эту технологию во Львове еще 11 октября. При отключении в городе электроэнергии наш Ашан на проспекте Чорновола работал на дизель-генераторах. Единственное — во время работы на генераторах мы не можем выставлять товары в холодильник в торговом зале», — объясняет Елена Орлова.

В отсутствие света они хранятся в холодильных камерах, расположенных в технической зоне магазина. Как только свет появляется, сотрудники выносят товар в торговый зал. При этом работают кассы и даже переносные терминалы безналичного расчета (если, конечно, есть Wi-Fi). Но при этом работает базовое правило – Aшан не работает во время воздушных тревог.

Альтернативные решения

В магазинах Ашан небольшие генераторы, мощности которых достаточно для обеспечения базовых потребностей магазина. Это – противопожарная безопасность, герметичность, минимальное освещение, работа касс. В случае отключения электроэнергии сотрудники магазина переносят товары, требующие низкой температуры, из холодильников торгового зала в холодильные камеры. Там продукция может храниться некоторое время. И при этом не теряет своих свойств. Холодовая цепь не прерывается. «Если за это время возобновление электроснабжения не произошло, мы обеспечиваем магазин фурами-рефрижераторами. В них товары могут храниться гораздо дольше», – говорит Елена Орлова.

Больше всего во время отключений страдает категория товаров ультрафреш (свежая рыба, мясо птицы). Срок годности, например, курятины составляет от 3 до 7 суток. Также есть проблемы с молочной продукцией, срок годности которой короткий. «Соответственно, не успеваем продать, есть убытки. Несмотря на понесенные потери, мы не планируем сужать ассортимент товаров, которые мы закупаем», — объясняют в Ашан. Однако здесь планируется адаптировать товары собственного производства. Ведь в собственных кулинариях и продовольственных цехах требуется много электроэнергии. Поэтому уже сейчас меняют графики работы и улучшают ассортимент. Например, временно больше будут делать полуфабрикатов вместо готовых блюд.

В сетях Наш Край и SPAR при отключении энергии прекращают все энергоемкие процессы, например приготовление выпечки, работу отдела кулинарии, выключают кофейные аппараты. «В супермаркетах работает резервный генератор, поэтому стараемся не выключать кассовые аппараты. Поэтому продажа товаров продолжается. Существенных потерь товара пока не было, надеемся, что так будет и дальше», — говорит Виктор Мольченко.

По его словам, все низкотемпературные камеры и холодильники поддерживают необходимую температуру. Когда электроэнергия отсутствует – персоналу запрещается открывать низкотемпературные камеры и другое холодильное оборудование. Если в магазине есть генератор, то персонал супермаркета запускает его с целью обеспечить электроэнергией 1-2 кассовых узла. Соответственно работает  резервное освещение в торговом зале, электронные весы и сервер для обмена информацией.

При отсутствии интернета кассы и фискальные регистраторы могут некоторое время работать в автономном режиме. Соответственно, и банковские терминалы подключаются к сети через GPRS-соединение. То есть супермаркет обслуживает своих гостей и дает возможность приобрести весь доступный в торговом зале ассортимент товара. Изучают и другие возможные варианты энергообеспечения. Пока активно ищут и покупают дополнительные генераторы.

В сети Копійка, к счастью, продолжительность отключений до сих пор была контролируема, и ущерба как такового здесь не было. В случае с аварийными отключениями так же принимали нестандартные решения – использовали авторефрижераторы, как место временного хранения скоропортящейся продукции.

Дополнительные проблемы

Благодаря дизель-генераторам и источникам бесперебойного питания магазины продолжают работать, кассы и POS-терминалы работают. Но постоянство работы платежных и других сервисов (программа лояльности, кассы самообслуживания, функции мобильного приложения) также зависят от постоянной работы поставщиков этих услуг. Так что в случае проблем на их стороне иногда могут происходить недолгие перебои. Но сети стараются иметь пути решения и в этих случаях.

Во время энергетического форс-мажора возможен рост количества краж товара, пока системы безопасности выключены. Поэтому, по словам Виктора Мольченко, обязательно остается включенным видеонаблюдение и в некоторых супермаркетах усиливают физическую охрану. Но статистику по увеличению «забывчивых покупателей» здесь не отслеживают.

«Пока, к счастью, с такими случаями не сталкивались. Работа службы безопасности не меняется при работающих генераторах. Конечно, появляются дополнительные бытовые вопросы, например приемка товара при отсутствии работающих лифтов», — рассказывает Дарина Бурак.

Ритейлеры говорят, что в первую очередь необходим максимально четкий график отключений. По мнению Виктора Мольченко, было бы очень хорошо внедрить банковские программы для среднего, малого и крупного бизнеса под 0% для приобретения энергогенераторов и, как вариант, переход на альтернативные варианты энергии, такие как солнечные батареи или другие. Пока такие программы отсутствуют. Сейчас окупаемость этих проектов не позволяет их реализовать самостоятельно.

Читайте также –

Зима близко: как украинские ТРЦ готовятся пережить один из самых тяжелых отопительных сезонов


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка