Представители отрасли торговли и услуг выступили за снижение ставок эквайринга и интерчейнджа
24 марта в информационном агентстве УНИАН представители бизнеса, профильных ассоциаций и законодательной власти обсудили необходимость законодательного урегулирования стоимости эквайринга. Публикуем ключевые тезисы, а также список компаний и ассоциаций, которые обратились с письмами поддержки изменений в законодательстве.
На пресс-конференции выразили несогласие с высокими тарифами на эквайринг и поддержали законодательные инициативы по согласованию уровня этого тарифа с уровнем ЕС ряд ведущих компаний в области торговли. Во встрече приняли участие Михаил Саакашвили, председатель Исполнительного комитета реформ Национального Совета Реформ, Александр Ольшанский, заместитель председателя Исполнительного комитета реформ, Национального Совета Реформ, Мария Барабаш, руководитель Офиса простых решений и результатов, Владислав Чечеткин, соучредитель «ROZETKA.UA», Василий Даниляк, член Украинской Рады Бизнеса, вице-президент ПАО «Концерн Галнафтогаз», Сергей Трахачев, президент Украинской ресторанной ассоциации, Мария Мезенцева, народный депутат Украины, заместитель председателя комитета, председатель подкомитета по вопросам приближения законодательства Украины к законодательству ЕС, Комитета Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины в Европейский союз, Наталья Петривская, руководитель GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины.
Сегодня средняя комиссия, которую банки взимают с каждой покупки, сделанной с помощью платежной карточки, составляет в Украине в среднем 2% от уплаченной суммы, тогда как в ЕС согласно Отчету Еврокомиссии комиссия эквайринга в среднем не превышает 0,32-0,73%. Следовательно, украинцы платят в несколько раз больше при расчете карточкой.
Комиссия, которую банки берут с каждой безналичной покупки (эквайринг), в Украине колеблется от 1,6 до 3% в зависимости от того, в какой торговой точке осуществляется уплата за товар или услугу, какому банку принадлежит POS-терминал, а также карта любого банка-эмитента используется. Соответственно, в эту сумму входит доход владельца POS-терминала, доход банков эмитентов карт и доход какой из двух платежных систем — Visa или Mastercard. Эта комиссия формально оплачивается продавцом товара или услуги, но может закладываться в цену товара, а значит ее может платить потребитель. Каждый год торговые сети, рестораны, интернет-магазины и все другие крупные и малые бизнесы перечисляют банкам десятки миллиардов гривен.
Например, за 2019 год торговые сети перечислили банкам за безналичные расчеты 10,3 млрд грн, а с учетом интернет-торговли — 17,1 млрд. то есть столько стоила потребителям возможность удобно и быстро платить картой. Но не слишком ли высока цена за удобство? Если бы в Украине действовал европейский тариф 0,3%, то ритейл или потребители заплатили бы уже не 17,1 млрд грн, а лишь 2,6 млрд грн.
В Европейском Союзе плата за безналичный расчет составляет не больше 0,3% и ограничена директивой ЕС № 17-751. Несмотря на то, что ЕС защищают конкуренцию как базовую ценность своей экономики, они жестко прибегли к регулированию этого тарифа – чем практически показали, что эта сфера не относится к тем, которые способен регулировать рынок. В Украине 70% услуг эквайринга предоставляют государственные банки, а 99% рынка платежных систем – 2 игрока. Они фактически имеют законодательный разрешение на монополию в сфере эквайринга, что повышает цену товаров и услуг для потребителя, сокращает их и без того небольшие доходы (Украина является страной с наименьшим доходом на душу населения в Европе), ограничивает покупательную способность украинцев, ухудшает их финансовое положение в условиях кризиса COVID-19.
«Эквайринг является слишком дорогим для украинского бизнеса, а в некоторых случаях — невозможным для уплаты. Когда начался коронакриис и часть бизнеса вынуждена была закрыть свои офлайн магазины, перепрофилироваться и перейти на работу онлайн, часть безналичных расчетов значительно увеличилась. Банки и международные платежные системы получили дополнительные прибыли, однако бизнес остался со своими долгами и со своими проблемами», — отметила Наталья Петривская, руководитель GR направления Ассоциации ритейлеров Украины.
На сегодня приняты законы, которые требуют от бизнеса обязательное обеспечение потребителю услуги расчета картой, но ничего не сделано для того, чтобы тариф был справедливым. Во время, когда количество безналичных расчетов стремительно растет из-за карантина и риска заразиться, банковская система получает сверхприбыли. Такая дисгармония должна быть ликвидирована жестким вмешательством государства. Государственное регулирование может эффективно поддержать экономику. Когда учетная ставка НБУ за один год снизилась с 17% до 6% в июне 2020 года, потребители и бизнес сразу почувствовали рост ликвидности. Ограничение тарифа менее 1% будет иметь тот же эффект для миллионов потребителей Украины и сотен тысяч бизнесов.
Итак, ответственный бизнес поддерживает поданные к проекту закона о платежных услугах №4364 поправки, которыми предусмотрено законодательное регулирование размеров комиссионных вознаграждений при безналичных расчетах (услуги эквайринга, в том числе комиссии интерчейндж). Более 300 тысяч компаний-членов отраслевых ассоциаций направили официальные письма в поддержку снижения ставок эквайринга народным депутатам Украины и соответствующим органам государственной власти.
Компании и ассоциации, которые обратились с письмами поддержки законодательства об ограничении размеров тарифов:
- Ассоциация ритейлеров Украины
- Бизнес 100
- ОО «CEO Клуб»
- Федерация Работодателей Украины
- Союз украинских предпринимателей (СУП)
- Украинская Бизнес Ассоциация
- Общественный союз «Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ)
- Ассоциация Предприятий Информационных Технологий Украины
- Общественный союз «Украинская ресторанная ассоциация»
- Лига украинских промышленников – производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий и кожаных товаров «УКРШКІРВЗУТТЯПРОМ»
- Ассоциация «парфюмерия и косметика Украины»
- «Всеукраинское братство пчеловодов Украины»
- ООО «Интертоп Украина»
- ПИИ «МакДональдз Юкрейн Лтд»
- ООО «Пост Финанс», группа компаний «Новая Почта»
- АО «Концерн Галнафтогаз» (сеть АЗС «ОККО»)
- ООО «РОЗЕТКА. УА»
- ООО «Альянс Холдинг» (Shell Retail Ukraine)
- ООО » СИЛЬПО-ФУД»
- ООО » АШАН УКРАИНА ГИПЕРМАРКЕТ»
- ООО » НОВУС УКРАИНА»
- ООО » МЕТРО Кэш энд Кэри Украина»
- ООО » ДЦ Украина «(сеть магазинов «WATSONS»)
- ПФ «ГАММА — 55» (сеть «Аптека 911»)
- ООО » Диеса «(сеть » Эльдорадо»)
- ООО » Леруа Мерлен Украина»