Тест-драйв: какие украинские интернет-магазины и как нарушают законы

Тест-драйв: какие украинские интернет-магазины и как нарушают законы

22.03.2019 03:30
  679
Виктор Нагорский

Rozetka, City.com, F.ua, Stylus и другие онлайн-магазины хитрят и уклоняются от налогов: невыдача фискального чека, торговля через физлиц-предпринимателей, отсутствие маркировки товара и другие нарушения.

Читайте українською

В декабре прошлого года Союз потребителей Украины проверил известные отечественные интернет-магазины на соблюдение требований действующего законодательства. В ходе круглого стола, прошедшего в Киеве в марте этого года, организация представила результаты проведенного исследования.

В 2018 году участниками исследования стали такие магазины:

По словам заместителя правления Союза потребителей Украины Олега Цильвика, исследователи особое внимание уделили проблемам, которые могут поджидать клиента при покупке техники и электроники, поскольку именно на этот сегмент приходится больше всего затрат.

Напомним, похожее исследование организация проводила и в 2017 году. С его результатами можно ознакомиться здесь.

В 2018-м Союз потребителей Украины решил продолжить эксперимент по замеру соблюдения прав потребителей в сегменте е-commerce и сделал контрольные закупки в 12-ти интернет-магазинах Украины.

При этом был кардинально изменен подход – покупки делала молодая семья, которая выбирала товары, нужные обычной семье: планшет, пылесос, смартфон, телевизор, мультиварка, стиральная машина и другое.

Они выбирали товар и место его покупки самостоятельно, без какого-либо вмешательства. После этого, уже с помощью представителей Союза потребителей Украины, купленный товар семья пыталась возвратить продавцам, и вернуть свои деньги.

«Оказалось, что рынок электронной коммерции – это фактически поле битвы физлиц-предпринимателей за клиента. Если в 2017 году 35% продавцов были ФЛП, то в декабре прошлого — 75%. Только один продавец из 12-ти, который попал список во время контрольной закупки, оказался юридическим лицом. Остальные 9 продавцов – это физлица, а еще двух продавцов идентифицировать не удалось вообще. Вывод: интернет-магазины как продавали вне закона, так и продают», — комментирует результаты исследования Олег Цильвик.

По его словам, пробелы в законодательстве и попытки защитить малый и средний бизнес от излишних проверок привели к тому, что права потребителя оказались не защищены, а е-commerce стал уходить от уплаты налогов. Настораживает, что в такие формы хозяйствования уходят даже лидеры электронной коммерции, например, магазин Rozetka – на сайте магазина указано, что продавец – именно Rozetka, но при покупке товара выдали товарный чек от физлица. «Если уже лидер рынка идет на такие действия, то что же делать другим участникам?» — задается вопросом Олег Цильвик.

Союз потребителей Украины решил проверить, имеют ли все эти ФЛП регистрацию, и насколько законно они работают. В итоге выяснилось, что КВЭД 47.91 (код деятельности, который разрешает ведение экономической деятельности в сети интернет), был только у 6-ти продавцов. Лидер рынка – магазин Rozetka (ФЛП Журавель) вообще не имеет такого КВЭД.

Что касается наличия расчетных документов, маркировки товара на предмет безопасности и сопроводительных документов, то оказалось, что ни один из продавцов во время контрольной закупки фискальный чек не выдал.

«Один продавец вообще не выдал никакого расчетного документа, еще два – выдали документ неизвестного происхождения без названия, еще один – выдал акт передачи товара, три продавца – выдали расходные накладные и еще 6 продавцов – товарный чек», — отметил Олег Цильвик.

Помимо этого, в результате исследования выяснилось, что 67% продукции, которая была приобретена в ходе закупки, не могла находиться в обороте на рынке легально. Например, в интернет-магазине Bosch-partner.com.ua была приобретена стиральная машина, но оказалось, что она предназначалась для польского рынка.

Попытки вернуть товары в интернет-магазины только в 50% прошла быстро и без проблем. В 8% случаев товар удалось вернуть только через сервисный центр, а в 42% случаях возврат товара сопровождался проблемами.

Обобщающее картина по проверенным субъектам е-commerce, по данным «Союза потребителей Украины», выглядит так:

По мнению Олега Цильвика, фискализация электронной торговли – путь решения проблемы с защитой прав потребителей, поскольку она ведет к прозрачности цепочки поставки продукции, а не обрывается на каком-то ФЛП, который не может подтвердить, откуда у него эта продукция. Также фискализация позволит упорядочить оборот сопроводительной документации к технике, тогда как сегодня большинство продавцов ее просто не выдают.

Читайте также –

Исследования Promodo: как зарабатывают украинские интернет-магазины


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка