Ирина Милковская, VIPOL: Что нужно знать, отправляясь на трудоустройство в Польшу
Почему стоит консультироваться и сотрудничать с профессиональными фирмами по подбору персонала, какие риски и подводные камни ожидают украинцев при работе в Польше и как не позволить работодателю обмануть наемного сотрудника.
Читайте українською
Read in English
Рекрутинговые компании, которые занимаются трудоустройством польских работников в странах Западной Европы, первые почувствовали потенциальный объем работников из Украины после введения безвизового режима. Вступление в силу соглашения открыло для украинцев глобальный европейский рынок труда, а для бизнесменов ЕС дало доступ к колоссальным трудовым ресурсам. В 2019 году трудоустройство украинских работников стало активным направлением бизнеса среди польских предпринимателей: количество подобных компаний исчисляется сотнями. Большинство фирм – небольшие предприятия, закрытые для общения.
Но есть и крупные структурные организации, всегда готовые рассказать об особенностях, тонкостях и сложностях трудоустройства в другой стране. Одна из них – варшавская кадровая компания VIPOL. Исполнительный директор компании Ирина Милковская рассказала RAU о том, к чему готовиться и чего ожидать украинцам, которые решили попробовать силы в качестве сотрудника польских предприятий.
— Расскажите немного о своей компании. Сколько лет на рынке работаете, на чем специализируетесь? Было бы очень интересно узнать историю фирмы. Как возникла идея работать в направлении трудоустройства на рынке Польши и ЕС?
— Наша компания начала в 2010 году, как маленькое предприятие, специализирующееся на трудоустройстве профессионалов в страны Западной Европы. Это были инженеры, строители, работники на сборочные предприятия. Сейчас этот кластер также нами поддерживается, однако главное направление для нас – трудоустройство граждан Украины в Польше. Мы специализируемся в профессиональном подборе работников для европейских компаний – фармацевтика, кондитерское производство, сборочные предприятия электроники, прокладка оптико-волоконных линий для мобильных операторов, формируем команды работников для американских ресторанных сетей. Кадровый менеджмент – основной вид бизнеса в компании и все эти годы мы развиваемся именно в этом направлении.
— Насколько сильна конкуренция в этом сегменте?
— Конкуренция на рынке действительно очень сильная. Существует топ-5 крупнейших рекрутинговых компаний, которые в основном занимаются трудоустройством польских граждан в Западной Европе. И параллельно с ними работает несколько сотен компаний поменьше, которые рекрутируют украинцев для работы именно на польских предприятиях.
Конкуренция за работника — реальность, которую многие не выдерживают. Это связано с тем, что компании-рекрутеры часто предлагают слабо подготовленный персонал, «буквально найденный на улице». Без знания польского языка, без опыта работы, без структурирования по проектам.
Польские компании крайне избирательны в выборе партнеров, поэтому по-настоящему сильные проекты достаются кадровым компаниям, которые предлагают наиболее качественный и подготовленный персонал. Наиболее активно сейчас развиваются сервисные и логистические компании, которые постоянно открывают свои представительства и фабрики на территории Польши.
— Что предлагает компания VIPOL в отличие от конкурентов, в чем ваши преимущества?
— Наша компания предлагает высокий уровень сервиса и обслуживания обоих направлений, — как работников, так и корпоративных клиентов. Компания пунктуальна, очень агрессивна в маркетинге, во главе процессов — работающая программа обучения, мы имеем опыт создания колл-центров. У нас собственная горячая линия, которая обслуживает работников и контрагентов на нескольких языках, CRM-система, мы помним каждого сотрудника по имени. В отличие от многих, проводим обучение наших сотрудников в собственной языковой школе, на предприятиях уже в рабочем процессе – более опытные обучают молодых. Часто бывают так, что 25-летний работник обучает группу 40-50-летних работников на нескольких языках одновременно.
Каждый год проводим программы по устройству на работу студентов, помогаем устраивать детей в школы и детские сады. Мы крайне заинтересованы в трудоустройстве семейных пар. Еще один важный момент состоит в том, что часто мы выступаем кризис-менеджером рынка трудоустройства — устраиваем на работу к себе тех, кого просто «бросили» т.е. не встретили в Польше, не предложили ту работу, ради которой человек приехал, обманули с документами или же оплатой, банально уволили без возможности заменить работу.
Срочное трудоустройство – услуга для тех, кто в тяжелой ситуации, и кому нужна прямо сейчас работа и жилье. Для нас основное кредо – помочь. Нам не все равно. Мы любим свою работу и любим людей. Это цель работы компании.
Мы абсолютно не боимся конкурентов, мы их «читаем». Ведем постоянный мониторинг конкурентного окружения, самостоятельно проводим глубинные исследования рынка, на котором работаем. Постоянно учимся у конкурирующих проектов, а потому стремимся реализовать свой продукт в виде более грамотной и современной версии, в некоторых случаях, первоначально чужой идеи. Это китайский концепт ведения бизнеса. Это работает.
— А не боитесь того, что умные конкуренты скопируют вашу модель?
— Конкуренция, как таковая, еще никому не мешала. Она является кровью рынка. Я считаю, что это сейчас основной маркер успешности компании. Если тебя не видят и не слышат другие компании, то возможно, тебя просто не существует.
Соперники могут тратить время на то, чтобы нас скопировать, а мы в это время добавляем новые продукты и направления для клиентов. Пока нас копируют, мы быстро уходим вперед и забираем новые доли рынка.
Конкуренты, вполне возможно, смогут достичь нашего уровня через время, однако мы к этому времени уже будем дальше.
И немаловажно то, что для грамотного процесса работы нужна хорошая команда. Наша очень хороша, — сильнее многих. Мы ее специально отбирали и готовили. А это также время. А быстрота – важнейший элемент на польском рынке. Тот, кто этого не понимает – быстро уходит с рынка. Мы себя хорошо чувствуем и позиционируем компанию хэдлайнером направления, а наша модель бизнеса – это системный, проверенный в работе бренд, который доступен и эффективен.
— Ого, очень агрессивно. А расскажите подробнее о вашей команде. Кто эти люди?
— В нашем центральном офисе работает международная команда – белорусы, поляки и украинцы. Мы подбирали в команду профессиональных исполнителей, с опытом работы в международных компаниях, со знанием языков, у нас у каждого в офисе профильное высшее образование, у некоторых ребят европейские дипломы и МВА. Мы хорошо подготовлены и понимаем ценность профессиональных навыков. Офис свободно говорит на шести языках.
Команда заточена на атакующие действия, игре на противоречиях, ошибках конкурентов и умеет играть вдолгую.
К примеру, нам нравится производство, которое уже успел взять в управление наш конкурент. Мы возьмем соседнее, похожее. И покажем результат работы нашего персонала. Через время при сравнении эффективности наших работников и чужих, мы готовим предложение и приходим с ним к потенциальному партнеру.
Мы еще ни разу не проигрывали, наши конкуренты не рады, когда мы где-то по близости показываем свое присутствие. Это прямой сигнал, что скоро кто-то будет искать новую работу.
Это при том, что мы всегда стоим дороже, чем в среднем по рынку. И мы не имеем недостатка в клиентах. Персонал-продукт-прибыль. Эта аксиома лежит в основе работы нашей компании. Мы понимаем, что кадры решают все, но настоящие профессионалы – это редкость. Признав этот факт, мы приняли и тот факт, что профессионал дорог не потому, что он жадный, а потому что он эффективный – это об уровне оплаты труда наших ребят. Мы не стараемся понравиться всем. С нами можно работать только в том случае, если наше видение процессов разделяется партнерами. И наша главная особенность, что мы всегда стремимся прыгнуть выше головы. Нам не страшно.
— Конкуренты. Что с ними? Насколько сильны?
— Многие иностранные компании действительно вырвались вперед. По количеству работников в штате, по охвату территории присутствия, которая не ограничивается только Польшей. Однако мы считаем, что это временный фактор, который был обусловлен тем, что они выигрывают в соревновании только потому, что вокруг них была зачищенная территория законами ЕС, а также у них было достаточное время на развитие при практическом отсутствии грамотной и жестокой конкуренции.
У нас правильные ключевые руководящие сотрудники. И сейчас в рынке мы видим собственный коридор возможностей, по которому идем вперед.
Для успеха в современном бизнес-окружении необходимо не только знать больше, работать быстрее, но и думать иначе. Выиграет тот, кто первым найдет небанальное решение проблемы. Если раньше конкуренция происходила на уровне продуктов, сервисов и решений, и мы соревновались за сердца клиентов, то сегодня в экосистемах бизнеса мы боремся за партнеров и сильных игроков рынка.
Многие же компании отталкиваются в своей деятельности от незнания рынка и непонимания реального масштаба задачи – отсюда большое количество недовольных работников, негативные отзывы и истории, как «я поехал в Польшу, а там меня обманули».
— Чем вообще обусловлена популярность бизнеса на трудоустройстве украинцев в Польше. Как компания зарабатывает на этом? В чем ваша основная польза для других компаний?
— В Польше посредничество при трудоустройстве является очень удобным видом бизнеса для всех. Как для кадровой компании, так и для заказчика. Это значит, что кадровые компании не занимаются только тем, что направляют работника к конкретному работодателю и получают за это деньги. Как раз наоборот, этот вид услуг практически канул в Лету. Единоразовая премия не интересна. В спектр наших задач входит не только поиск подходящего кандидата под проект.
По факту, мы берем необходимого специалиста в свой штат, чтобы потом «сдавать в аренду” его опыт и знания компаниям-партнерам. Это взаимовыгодное сотрудничество.
Мы зарабатываем комиссионные за каждый отработанный час сотрудника. Компания-партнер получает гарантию на качество предоставленных услуг и кадров, причем именно мы, как прямой работодатель, несем ответственность за соблюдение прав и условий труда наемного работника. Мы гарантируем партнеру качество выполненных работ и добропорядочность, и наличие нужных по параметрам работников всегда, все время. Для работодателя это очень важно.
Особенно в том случае, когда активно развивающееся производство не может себе позволить простоев из-за нехватки работников, потому как рынок сбыта на пике.
Компания-партнер экономит время, — мы работаем гораздо быстрее любого штатного отдела HR. Компания-партнер экономит деньги – мы выплачиваем все налоги за работника, оплачиваем его страховку, проживание, во многих проектах даже питание. Помимо этого, мы гарантируем конфиденциальность проектов, зарплат, условий сотрудничества. В итоге каждая компания, в проектах которой работают наши работники, напрямую экономит до 30% расходов, что обусловлено особенностями законодательства Польши.
— А в чем польза для ваших работников, которые устроены у вас в штате, а работают на другие компании?
— Наши работники подбираются под конкретные процессы, проекты, производства. И мы выбираем более высокооплачиваемые направления, чем конкуренты: фармацевтика, профессиональная охрана, кондитерское производство, сфера обслуживания, строительство, перевозки, производство электроники. Мы не предлагаем низкооплачиваемые работы и оплачиваем все издержки – жилье, страховки. Это все помогает ему напрямую экономить, а значит – зарабатывать еще больше.
— Расскажите об актуальных тенденциях в вашем бизнесе.
— Количество производственных площадок в Польше увеличивается. Работы много и становится еще больше. Зарплаты растут. Польша, как торговая и производственная площадка идеальна. Внутренний спрос на высоте.
В нашем сегменте ключевая тенденция — повышение уровня обслуживания. Слабые компании уходят с рынка, часто даже не успев окупиться.
Мы постоянно исследуем рынок, отслеживаем движение конкурентов, рассматриваем их схематики работы, концепции и технологии. И после этого мы предпринимаем свои шаги.
— Какие направления компания разрабатывает? Судя по азарту, вы не собираетесь останавливаться только на кадровом менеджменте?
— Мы уже переросли уровень базового агентства, которое занимается только лишь трудоустройством работников. Сферы деятельности нашей компании — гостиничное направление, будем пробовать себя в ритейле и аптечном бизнесе, создана собственная языковая школа, в которой мы обучаем сотрудников польскому.
Мы – клиентоориентированная компания, создали свой колл-центр, горячая линия 24/7 обслуживает наших сотрудников, которых уже несколько тысяч, предоставляет им финансовые, налоговые, правовые консультации, особенно гордимся линией психологической помощи. Наши работники имеют возможность напрямую связаться с руководством компании. Такого сервиса нет на рынке. Помимо центрального офиса в Варшаве, уже работают офисы в Минске, Кишиневе, Киеве и Берлине.
— По факту компании, подобные вашей, являются основным драйвером уменьшения трудоспособного населения в Украине. Какие чувства по этому поводу?
— С одной стороны, мы, как украинцы, сожалеем, что трудоустройство в Украине находится на довольно низком уровне. Закрываются предприятия, идет сокращение персонала, сокращаются заработные платы. Налицо технологическая деградация Украины. Все остальное – это уже производные.
Но с другой стороны, нам, как коммерсантам, такая ситуация на руку. Нам сейчас необходимы инженеры и профессиональные станочники. И, проходя курс обучения языку, получая евросертификаты, позволяющие работать в Польше, специалисты сразу же получают предложение от работодателя. Они сразу же обеспечены официальной работой, социальным пакетом. И перспективой.
Как у украинцев, у нас болит сердце за то, что сейчас происходит со страной. Наша задача — дать хорошую работу и помочь соотечественнику заработать максимально много. Эти деньги потом и составляют те миллиарды, которые вливаются в Украину. Мы стараемся быть максимально полезны обществу. Такой наш социальный вклад в Украину.
— Что сможете посоветовать напоследок для работников, которые хотят трудоустроиться в Польше?
— Не бояться. Если нет работы в Украине, то она в избытке в Польше. Главное — грамотно выбирать проверенные временем и отзывами компании. И иметь желание работать. Эти два фактора основные. Остальное организуем мы.
Читайте также —
Западный вектор: как работает проект основателей GoodWine в Польше