Вызовы fashion-логистики: к чему готовиться брендам и торговым сетям
Для индустрии моды 2020-21 года стали временем перемен. Пандемия смогла выбить из колеи людей не только психологически, но и внести изменения в работу бизнеса. Логистика fashion-сегмента оказалась в критической ситуации, связанной с закрытием магазинов и торговых центров. Трансформации при пандемии привели к активному развитию онлайн-платформ и выходу бизнеса на маркетплейсы. Однако не всем это удалось.
Читайте українською
По словам коммерческого директора логистической компании Ekol Logistics Алексея Северина, пандемия диктует новые правила и стандарты существования, под которые компания подстраивается и пытается подстроить все бизнес-процессы. «Логистические процессы – не исключение. Сейчас сложно предположить, какие последствия для fashion-логистики могут возникнуть после всех изменений в цепи поставок. Игроки рынка должны успевать молниеносно реагировать на рыночные трансформации. Один из вариантов – выбирать партнеров, помогающих их маневренности. За счет большой экосистемы партнеров, мы даем возможность бизнесу расти и масштабироваться, несмотря на вызовы рынка. Товары попадают на прилавки магазинов вовремя, а наши клиенты не испытывают неудобств», – подчеркнул Алексей.
Ограничения, связанные с распространением коронавируса, привели к тому, что увеличилось количество интернет-заказов, а вместе с этим увеличилась нагрузка на логистические компании. При работе с несколькими каналами сбыта сложность логистических процессов особенно растет.
Исследования, проведенные The Economist Intelligence Unit и Maersk, показывают, что три самых больших проблемы, с которыми столкнулись цепи поставок модной одежды: это колебания спроса клиентов, отсутствие гибкости и ожидания клиентов.
После отчета McKinsey Global «Анализ Fashion Index» были спрогнозированы два сценария. Согласно одному из сценариев-прогнозов отрасль вернется к уровню 2019 года к ІІІ кварталу 2022 года. Согласно второму сценарию «Позднее восстановление» вирус будет сеять хаос, несмотря навнедряемые меры сдерживания, и продажи fashion-сегмента вернутся к уровню 2019 года только в IV квартале 2023 года. Вызовов немало. Основная задача брендов – по мере развертывания кризиса формировать свои стратегии, быстро улавливая тенденции.
По мере того как кризис продолжает разворачиваться, бренды должны формировать свои стратегии, быстро улавливая: какие тенденции сохранятся после пандемии, а какие исчезнут.
Вызовы fashion-логистики
1. «Красная» карантинная зона подразумевает наличие сертификата о вакцинации или отрицательного ПЦР-теста для всех желающих посетить ТРЦ, в том числе и для линейного персонала. Согласно данным Минфина, на 4 декабря 2021 года количество полностью вакцинированных людей в Украине приблизилось к 28%. Какая вероятность того, что весь 100% штат аутсорсинговой компании, задействованный в процессе доставки, разгрузки, занесения товара, будет на 100% соответствовать всем требованиям? Возникает проблема «последнего ярда». Как организовать работу? Законодательство позволяет пускать только вакцинированных или с ПЦР-тестом. Как это учитывать в планировании заказов по разным городам?
Некоторые ТРЦ уже организовали на местах пункты экспресс-тестирования, но это единичные случаи, рассчитанные преимущественно на покупателей ТРЦ. Было бы полезно организовать партнерские программы, направленные на содействие быстрому обслуживанию магазинов ТРЦ с точки зрения В2В.
2. Дефицит персонала. Логистическая сфера ощущает на себе отток профессиональных кадров, понимая, что одна из главных причин дефицита кадров рабочих специальностей — выезд рабочих за границу. Даже антикризисная пилюля «повышение зарплаты» не всегда может помочь, ведь уровень зарплат за границей продолжает привлекать украинцев.
3. Пропускная способность Shopping Mall имеет ограничения по количеству окон для выгрузки, доков. Чтобы это расширить, необходимо работать с «ночными» доставками. Это направление нужно активно развивать.
4. Рост стоимости ресурсов. Зарплаты необходимо повышать, стоимость энергоносителей выросла вдвое, а доля энергоносителей в стоимости хранения составляет значительную долю. Рынок находится в состоянии турбулентности. Мы не знаем, что будет завтра. Но, несмотря на то, Ekol Logistics строит стратегию на ближайшие пять лет.
Раньше можно было легко согласовать тариф на год и жить с этим спокойно, сейчас ситуация меняется. Если арендные ставки на склады можно как-то зафиксировать, то растущую стоимость упаковочных материалов, цены на энергоносители, заработную плату нельзя стабилизировать. Из-за роста затрат происходит парадоксальное падение качества, поскольку текучесть персонала увеличивается.
Бизнес транслирует все дополнительные расходы клиента в себестоимость услуг, а в дальнейшем в себестоимость товара на полках. Все мы являемся частью одной цепи создания ценности для клиента.
5. Логистические решения для розничной торговли и fashion-индустрии предполагают создание цепей поставок, которые все больше реагируют на технологии и помогают брендам реагировать на срочный и требовательный спрос потребителей. Одни бренды могут себе позволить наличие склада в зоне магазина, жертвуя при этом площадью торгового пространства, другим достаточно актуален вопрос доставки с высокой частотой, простыми словами: больше возможных дней доставки, что дает возможность компании увеличивать свои продажи.
Делится опытом директор по логистике LC Waikiki Ukraine Виталий Лапшин: “LC Waikiki – это 1150 магазинов в 337 городах, это 52 страны на 4 континентах. Мы — лидеры рынка в 21-й стране, включая Украину. Учитывая, что мы – глобальная компания, наша логистическая операционная система очень мощная. Во время пандемии, а также сейчас, мы имеем возможность подходить к управлению процессами, используя опыт, полученный из других стран.
Сегодня мы можем наблюдать интенсивное развитие fashion-ритейла, начиная с вывода на рынок новых брендов, заканчивая активной экспансией в регионы. Учитывая новые реалии, фактор наличия нужной модели логистики, нужного масштаба в нужное время становится более выраженным и акцентирует внимание на правильном планировании, ускорении и постоянной оптимизации процессов. Возможность покрывать большое количество магазинов сети бренда, учитывая лимитированные почасовые окна доставки, требует четко продуманной и спланированной логистической цепи».
6. Технологии как фактор перемен. Сочетание прозрачности, контроля и бизнес-интеграции позволяет достигать большей эффективности процессов за счет улучшенного планирования, точности и более прогнозируемых результатов.
Ekol работает над запуском проекта по автоматизированной сортировке коробок, и компании логистического сектора тоже думают об этом. Учитывая, что человеческий труд становится дороже и существование проблемы с квалифицированным человеческим ресурсом, технологии все больше вливаются в жизнь, позволяя обеспечить полную окупаемость инвестиций в будущем.
7. Диджитализация процессов. Последние годы продемонстрировали уровень уязвимости логистики в целом и ее зависимость от человеческого фактора.
Например, когда пандемия свела общее пребывание людей к минимуму, многие процессы были парализованы, начиная от элементарных процессов погрузки и разгрузки, заканчивая закрытием границ. Диджитализация призвана уменьшить влияние человеческого фактора.
Складские решения Ekol Logistics предусматривают хранение, упаковку и доставку товаров в торговые центры с учетом временных диапазонов торговых центров. Ekol Logistics индивидуально разрабатывает и внедряет комплексное логистическое обслуживание (one-stop-shopping решения), концепция которого предусматривает создание единой системы управления качеством, при которой сводятся к минимуму сбои в цепочке поставок, повышается прозрачность, гибкость и масштабируемость, а также увеличивается общая скорость. точность сделок.
Хотя до видения высокоавтоматизированной, децентрализованной цепи поставок, в лучшем случае, останутся годы, понимание его потенциала и проблем важно для будущего внедрения использования инновационных и цифровых технологий.