Валерий Маковецкий, Фокстрот: В 2019 году планируем реформат 60-ти магазинов
Совладелец сети Фокстрот Валерий Маковецкий о росте оборота в 2018-м и планах на 2019 год, развитии многоканальных продаж и наращивании доли e-commerce, а также конкуренции на украинском рынке и вероятности продажи бизнеса.
Валерий Маковецкий — совладелец и глава наблюдательного совета сети магазинов бытовой техники и электроники Фокстрот – в обширном интервью агентству Интерфакс Украина рассказал о результатах работы компании в прошедшем году и стратегии дальнейшего развития бизнеса, тенденциях на рынке БТиЭ и росте объемов онлайн-продаж, а также о вероятности продажи сети и многом другом. RAU публикует главные тезисы из интервью бизнесмена.
О показателях компании и украинском рынке БТиЭ
По итогам 11 месяцев прошлого года видим рост продаж на уровне 28-30%. Однако в нашей отрасли ключевой месяц – декабрь, по его итогам можно будет судить о результатах года.
Рост идет за счет увеличения платежеспособности населения, роста зарплат и улучшения потребительских настроений покупателей. Мы рассчитываем, что в этом году будет рост на уровне 18-20%.
К сожалению, до сих пор около 50% отрасли находится в тени, поэтому оценить результаты рынка в целом очень сложно. Некоторые игроки, особенно в сегменте гаджетов, используют серые схемы ввоза, занижая реальную стоимость продукции при декларировании, или завозя ее вообще контрабандой. Используя лазейки в налоговом законодательстве и не платя налогов, они получают серьезные конкурентные преимущества.
В любом бизнесе есть доходная часть, формируемая маржой, с которой мы оплачиваем свои затраты. Если вы занимаетесь «серым» бизнесом, то эта маржа на 15% выше, и у вас есть дополнительные 15%, которые можно вложить в продвижение, рекламу, оплату знаковых арендных мест. Конкурировать в такой ситуации сложно, но мы стараемся, и Фокстрот сохраняет на рынке лидирующие позиции.
О конкуренции на рынке
Конкуренция на рынке сетей электроники и бытовой техники заметно усилилась в последние годы. Традиционным торговым точкам приходится также конкурировать с онлайн-магазинами. Рынок очень активен: Rozetka открывает физические магазины, Эпицентр развивает интернет-магазин 27.ua, все остальные инвестируют в ремоделинг магазинов, делают упор на гаджеты.
Технологии продаж меняются, и мы можем наблюдать успех многих сетей в электронной коммерции. Цены для конечного потребителя на официальный товар в онлайн-магазинах и в традиционных магазинах одинаковы.
Фокстрот также развивает многоканальные продажи. Вижу, что такую же модель развивают Comfy и Eldorado. Мы понимаем большие перспективы этого рынка.
По поводу конкурентов, думаю, баланс, в целом, сохранился. В этом году немного усилились позиции Comfy, в первую очередь, за счет онлайн-продаж. В то же время, Rozetka, как мне кажется, в нашем сегменте за счет выравнивания цен online и offline долю рынка потеряла. Это успешный интернет-магазин с огромными группами и видами товаров, но сейчас он больше работает как маркетплейс. Также появился новый сильный игрок на рынке — Эпицентр, который за счет больших инвестиций пытается занять свое место в этом сегменте рынка, концентрируясь в основном на бытовой технике для своего потребителя.
Мы имеем также конкурентов, специализирующихся на наиболее растущем сегменте: гаджеты, смартфоны, планшеты. Это два сильных конкурента – Цитрус и Алло, которые в последние два-три года были довольно успешны.
О доле рынка и перспективах роста бизнеса
Мы ориентируемся на такой показатель, как доля рынка. Официальные отчеты по нему дают все крупнейшие операторы рынка и небольшие региональные сети. У нас порядка трети рынка.
На самом деле никто не работает ради доли рынка. Так работают только большие бренды-производители, у которых есть огромная маржа.
Например, Apple производит iPhone за $200, а продает за тысячу. Для них важна доля рынка, огромная маржа позволяет покрывать любые затраты. А когда ты работаешь на марже 10-12%, то доля рынка – это важный, но не главный показатель. Первый показатель – эффективность и современность бизнеса, теряешь ты, или зарабатываешь деньги.
У нас есть уникальная возможность работать беспошлинно и на рынок СНГ, и на рынок Евросоюза. Поэтому я надеюсь, что с развитием экономики будет расти и наш бизнес.
Надеемся, что за два-три года рынок полностью обелится. Для того, чтобы Украина развивалась со всем мировым рынком, а не была догоняющей с точки зрения наших возможностей по инвестированию. Если мы вернемся хотя бы на уровень 2013 года, то наш бизнес увеличится в два раза. Думаю, это перспектива трех лет.
О бизнес-стратегии, инвестициях и доле онлайн-продаж
Компания приняла решение инвестировать в современную онлайн-платформу одного из лидеров этого сегмента в мире – SAP. Это довольно большие инвестиции, которые помогут нам перестроить технологию продаж, интерфейс общения с потребителем, и надеемся, нам удастся усилить позиции в онлайн-продажах.
Сейчас доля онлайн-продаж сети Фокстрот составляет около 10%. Мы планируем минимум в два раза увеличить продажи в этом сегменте.
Считаем, что магазинов у нас достаточно – 162 в Украине. Какую-то часть из них, в первую очередь, малоэффективные, закроем, вместо них будем открывать точки в новых современных торговых центрах, то есть, идти путем стандартного развития торговой сети. Новых магазинов в 2019 году будет 10-20, но это, в основном, будет релокация.
Намного больше средств будет направлено на обновление сети: новое оборудование, новые вывески, новые технологии продаж и т. д.
В этом году планируем переформатировать примерно 60 магазинов, стоимость реформата одного магазина –4-6 млн грн.
Наверное, самый лучший вариант – создать бизнес и успешно его продать. Конечно, мы рассматриваем такую возможность, но, при условии, что будут достойные предложения. Но, откровенно говоря, в ближайшей перспективе их не может быть. Никому это не интересно. Бизнес высококонкурентный, и существуют определенные риски. Для того, чтобы был интерес у серьезного покупателя, весь рынок должен работать на 100% в белую.
О логистической инфраструктуре и эффективности аутсорса
С 2018 года логистика находится полностью на аутсорсе. Склады мы арендуем и с этого года управление складами также передали на аутсорс. Работаем с компаниями Корсо, Нова пошта, Укрпошта и Престо. Товар хранится на двух складах – в Гостомеле (30 000 кв. м) и Днепре (12 000 кв. м).
Весь мир так работает. Ни одна сеть бытовой техники не имеет своего склада. Аутсорсинговая компания работает с рынком, использует лучшие технологии и оптимизирует затраты.
К сожалению, сейчас трудно оценить эффективность данного решения. В этом году сильно выросли затраты на топливо и зарплаты. Поэтому логистика с переходом на аутсорс даже немного подорожала. Но простой расчет показывает, что работать самостоятельно будет дороже.
О развитии сети торговых центров Depo’t
Этот бизнес демонстрирует неплохую эффективность. Объекты стабильно прибыльные. Арендные ставки в прошлом году выросли примерно на 30%. Поэтому мы планируем развивать данное направление бизнеса и вопрос продажи пока не стоит. У нас есть несколько проектов строительства и ряд проектов расширения/обновления действующих объектов.
В Киеве не планируем строить. Это специфический рынок с долгой и не очень высокой отдачей вложенного капитала. У нас другая стратегия: строительство коммерческой недвижимости в регионах Украины.
Стараемся приобретать уже готовые и, с нашей точки зрения, ликвидные, небольшие объекты. В этом году мы запланировали строительство хорошего объекта в центре Чернигова, сейчас разрабатываем проект реконструкции. Также ведем реконструкцию своего объекта в Кривом Роге, пристраиваем полноценный спортивный комплекс с бассейном для сети Sportlife. Планируем реформат ТЦ в Запорожье, увеличение площади нашего ТЦ в центре Кропивницкого. Плюс, возможно, примем участие, как партнеры, в одном из харьковских объектов. Это проекты нашего формата – 10 000-15 000 кв. м, то есть небольшие ТЦ областного масштаба.
По материалам: Интерфакс Украина
Читайте также –
Спецпроект: Дело техники — топ-7 сетей электроники и гаджетов Украины по количеству магазинов