Уйти красиво: 5 секретов по ведению фешн-бизнеса от основателя ZARA
Уроки ведения бизнеса в сфере фешн от одного из богатейших людей планеты – основателя бренда ZARA Амансио Ортега.
Трудно найти бренд сегмента масс-маркет более известный, чем Zara. Около 40 лет назад первый магазин с этим названием появился в испанской Ла-Корунье, а десятилетие спустя появился Inditex – одна из самых могущественных фешн-империй современности. Здесь скандал и оглушительный успех шли рука об руку – всему этому конгломерат обязан Амансио Ортеге, никому неизвестному испанцу, который однажды (и впоследствии не один раз!) стал самым богатым человеком на планете.
Недавно 81-летний Ортега принял решение уйти и оставил свои должности в брендах Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Bershka и других. Суммарно он занимал 53 (!) должности, и теперь у Inditex, пожалуй, назрел главный вопрос: кто заменит? Ответ пока ищут, а Ортега определенно готов передавать знания по построению успешного бизнеса по наследству. Редакция FW-Daily определила 5 секретов успеха, которых неуклонно придерживался Амансио Ортега.
Урок №1: все дело в скорости
Хоть сейчас фэшн-индустрия и обратила наконец внимание на свои слабые места – перепотребление, излишнее количество готовых изделий и влияние этих факторов на состояние планеты, – их пагубные последствия не были так заметны в то время, когда бренд Zara был основан. В 1975 году Розалия Мера и ее бывший муж Амансио Ортега регистрируют торговую марку: спустя годы Розалия становится самой богатой self-made-женщиной в мире и умирает в возрасте 69 лет, оставляя за собой состояние в размере 6,1 млрд долларов.
С момента запуска бренда Ортега и Розалия придерживались стратегии, которая уже тогда всколыхнула мир ретейла не на шутку: изготавливать и поставлять продукт на полки магазинов быстрее всех. Стратегию, при которой ассортимент в магазине Zara обновлялся дважды в неделю (с момента разработки дизайна до получения готового продукта проходило 2 недели, а не 6 месяцев, как у конкурентов), вскоре стали называть fast fashion. Неудивительно, что скорость стала козырем в руках Ортега и его бренда: у дизайнерских брендов со дня показа до начала продаж коллекции (до возникновения системы see now, buy now) проходило полгода, но в Zara изделие с очень похожим дизайном появлялось через пару недель.
Урок №2: то, чего хочет потребитель, – закон
«Потребитель всегда стоит во главе бизнес-модели» – так написал Ортега в ежегодном отчете Inditex 2009 года. И он придерживался этого мнения до самого окончания своей работы в Inditex и решения уйти на заслуженный покой, о котором объявил на днях. У Ортеги покупатель был в центре внимания всегда, будь то период создания новых моделей, дизайна магазинов, обновления логистической системы. Для этого в Zara внимательно присматриваются к тому, что носят чаще всего, и прислушиваются к желаниям покупателей, блогеров и лидеров мнений.
Его мнение разделяет Джефф Безос – еще один лидер и главный исполнительный директор компании Amazon. Он считает, что технокорпорации слишком увлекаются конкурированием с коллегами по нише – вместо этого им следовало бы прислушаться к собственным покупателям. К слову, в августе этого года Амансио Ортега отобрал у Безоса звание самого богатого человека на планете, хоть и всего на сутки.
Урок №3: необходимо контролировать сеть поставок
Пока большинство компаний базируют свои производственные силы в Китае (чтобы удешевить процесс), Inditex создает большинство продуктов в Испании, Португалии и Марокко. Дизайны Zara и остальных брендов, которые входят в концерн Inditex, создаются сетью местных фабрик, а упрощенная цепочка производства позволяет компании быстро реагировать на новые тренды. Таким образом Zara производит именно то, чего покупатели хотят в данный момент.
Урок №4: нужно оставаться верным своим истокам
История самого Ортеги – это сказка из разряда «из грязи в князи»: его отец работал на железнодорожной станции, а мать была домохозяйкой. В 14 лет Ортега ушел из школы, чтобы начать зарабатывать на жизнь, и десятилетия спустя его имя можно найти в списках самых состоятельных лидеров планеты.
В Inditex Амансио Ортега был известен как тот, кто никогда не «задирает нос»: у него не было собственного офиса, только рабочий стол в штаб-квартире Inditex, соседний со столами других коллег – дизайнеров, заводских экспертов, байеров. Такая открытость позволяла ему быть в курсе каждой детали любого отдельно взятого процесса в компании. Кроме того, Ортега обедал в общей столовой с сотрудниками и заходил попить кофе в одно и то же кафе каждый день.
Урок № 5: инновации – наше все
Худшее, что можно сделать, – это стать самодовольным
Ортега утверждал, что успех никому не гарантируется, а абсолютное удовлетворение тем, чего ты достиг, в конечном итоге вредит бизнесу. «Если вы хотите инноваций, никогда не концентрируйтесь на результате», – советовал он. Бизнес-рекомендациям владельца многомиллиардного состояния определенно можно верить.
Источник: fw-daily.com
Читайте также —
Очарование Pandora: как маленький ювелирный магазин превратился в мировой бизнес