Турецкий вал: как ритейлеры из Турции развиваются в Украине
Турецкие ритейлеры одежды активизировали экспансию в Украине. По оценкам экспертов, они завоевали уже 15% местного рынка.
В журнале Новое время №26 от 19 июля опубликована статья о развитии турецких брендов одежды в Украине. Журналисты издания выясняли почему ритейлеры из Турции активизировали экспансию в Украине, каких успехов уже добились и что их ждет в будущем. RAU публикует сокращенную версию материала.
«Потрясающие перспективы, мы в них верим», — описывает украинский рынок одежды Ирфан Докдок, директор украинского подразделения турецкого ритейлера Koton. Это один из крупнейших производителей одежды в Турции. В этом году он вышел на украинский рынок, открыв здесь два магазина. Один из них – в ТРЦ Lavina Mall – занимает целых 1500 кв. м.
«Здесь хорошие условия для торговой экспансии, — говорит по этому поводу Алексей Гришко, региональный директор компании LC Waikiki, которую называют турецким H&M. LC Waikiki пересек Черное море и начал работать в Украине в 2013-м. За это время компания открыла в стране 27 магазинов, 7 из которых — в этом году.
Экспансия с юга привела к тому, что на сегодня на отечественном рынке работает уже 7 крупных операторов, представляющих одежду и обувь из Турции: LC Waikiki, Colin’s Украина, Suvari и Super Step, LTB, к которым в этом году присоединились De Facto и Koton. В итоге доля турецких брендов на украинском рынке выросла с 8-9% (на начало 2017-го) до нынешних 15%.
Турки слетаются в страну не просто так, а в предвкушении отличных заработков: за последние 1,5-2 года местный рынок одежды и обуви наконец-то вышел из состояния рецессии. Свою роль сыграла стабилизация гривни, приостановка роста цен в стране и рост продаж одежды — примерно на 20% в годовом исчислении. Турецкие бренды воспользовались этими позитивными трендами.
Демократичные цены — одна из главных причин внезапно вспыхнувшей любви украинских потребителей к одежде и обуви made in Turkey. Благодаря этому обстоятельству турецкие операторы быстро завоевывают отечественный рынок.
Правда, низкой стоимости товаров гостям с южного берега Черного моря пока удается добиваться за счет снижения рентабельности продаж.
«Мы уже неоднократно снижали цены в гривне, несмотря на рост курса доллара, — поясняет Гришко. — Это всегда происходило в ущерб маржинальности, но положительно отражалось на товарообороте и сумме конечной прибыли». В итоге, по его словам, оборот на 1 кв. м в украинских магазинах сети LC Waikiki выше, чем на таких же торговых площадках в других странах.
Ставку на низкие цены подтверждают и в компании Koton. «Наша цель — доступность бренда. Исходя из этого, устанавливаем цены и ведем бизнес», — говорит Докдок.
Удерживать невысокую стоимость товаров турецким ритейлерам еще и помогают власти их родной страны. «Турция оказывает большое влияние на развитие своих производителей, давая им возможность преференций, — рассказывает Александр Фиалка, партнер Ukrainian Retail Association. — Экспортеры турецкого производства в этой стране получают значительные налоговые льготы». В частности, они полностью освобождаются от пошлин, налогов и выплат процентов по кредитам.
Экспансии турков в Украине мешать особо некому: в сегменте fast-fashion — дешевой и модной продукции — у них мало конкурентов. Из крупных Фиалка называет лишь польскую LPP Group (Cropp, Sinsay) и испанскую Inditex с ее Zara, Bershka и Pull & Bear. «В отличие от Турции и Европы в Украине все еще нет многих мировых лидеров», — поясняет Гришко. — Только сейчас активно начали развиваться локальные производители».
Украинский рай может слегка поблекнуть для турков в августе, когда в стране откроется первый магазин мирового лидера – H&M. За этим может последовать развитие сети, которая отберет часть клиентов у турецких ритейлеров.
Если кто и может действительно испортить настроение ритейлерам, то это не новые конкуренты, а сами украинцы, у которых по-прежнему ощущается нехватка денег. Плюс в стране нестабильная валюта, добавляет Фиалка и подчеркивает: дальнейшее состояние рынка зависит и от такого фактора, как дешевые кредиты.
Еще одна проблема Украины — недостаток торговых площадей. Для современных универмагов одежды — а именно такие открывают выходящие на украинский рынок турецкие ритейлеры — необходимы помещения площадью 1000-1500 кв. м. В качественных и работающих торгово-развлекательных центрах это сегодня редкость.
Впрочем, торговых площадей в ближайшие пару лет точно станет больше, — уверена Наталья Кравец, глава департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International. По ее словам, только в Киеве на стадии реализации находятся проекты торговой недвижимости площадью порядка 705 000 кв. м — а это более половины всего существующего предложения. Все это, по мнению Кравец, свидетельствует, что операторы и ритейлеры готовятся к росту рынка.
По материалам: Новое время
Читайте также —