Будущее наступает: актуальные digital-тренды в современном ритейле
Ключевые тренды, меняющие мировой рынок ритейла: Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн.
Сфера розничной торговли была и остается одной из наиболее восприимчивых к различным инновациям. Цифровизация и информатизация ритейла набрали обороты, и сейчас ритейлерам приходится решать новые задачи, чтобы использовать открывающиеся перед ними возможности и перспективы. Vc.ru подготовили колонку по этому поводу. RAU публикует главное из материала.
Тенденции в диджитализации ритейла
Перемены в ритейле во многом определяют изменения характера и модели поведения потребителей: стремительным развитием технологий, возникновением цифровых экосистем и инновационных бизнес-моделей. Так, современные покупатели больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, требуют персонального подхода. Они активно используют цифровые технологии и различные каналы для получения информации.
В целом наблюдается рост потребления, однако путь потребителя к приобретению становится многоканальным.
Наибольшую эффективен комплексный подход при внедрении таких изменений: целесообразно не только использовать системы для подсчета и анализа поведения посетителей, но и пересмотреть требования к персоналу и повысить производительность труда. С помощью технологий можно повысить эффективность операционной деятельности и, соответственно, уменьшить себестоимость товаров и сделать их более доступными на рынке.
При этом многие ритейлеры отмечают, что большинство потребителей с энтузиазмом относятся к техническим новшествам и охотно используют их. Так, все более популярными становятся кассы самообслуживания, бесконтактные платежи, мобильные приложения торговых сетей.
Таким образом, в сфере цифровизации ритейла можно выделить две ключевых тенденции: активное применение современных технологий и стремление к глубокому анализу аудитории.
Эти тенденции взаимосвязаны: технологичные торговые объекты привлекают современных потребителей, которые отличаются стремлением к развитию, а на основе анализа посетителей, зон их внимания и путей перемещения формируется адресное и более эффективное предложение.
Цифровые технологии для повышения конкурентоспособности
В сфере розничной торговли выделяют четыре основополагающих направления диджитализации:
- работа с потребителями, включающая все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки;
- обеспечение операционной эффективности, в том числе результативности персонала, работа с продукцией, ценниками, выкладкой товара и др.;
- логистика и контроль поставок продукции;
- контроль работы ІТ-инфраструктуры и системы безопасности.
Владельцы торговых точек понимают, насколько важно иметь максимально полную информацию о собственной аудитории. К примеру, анализ посетителей на основе технологии «видеозрения» позволит сформировать точный портрет целевой аудитории, повысить конверсию и эффективность рекламы. Он дает четкое представление о демографических особенностях аудитории и степени ее вовлеченности в мир бренда.
Кроме того, эта технология позволит выявить точки с недостаточным уровнем конверсии посетителей в покупателей, своевременно отслеживать результаты маркетинговых активностей, накапливать статистические данные в режиме онлайн и сохранять историю посещаемости по каждой точке за определенный период времени.
Поэтому современные программные решения с функцией распознавания лиц, использующие систему видеонаблюдения, становятся все более востребованными.
Программные решения определяют демографические особенности посетителей, и запускают на экранах в торговом зале наиболее релевантные рекламные ролики, например, для молодого мужчины – рекламу спорттоваров, для девушки – парфюмерии и косметики.
Цифровые системы позволяют получать и использовать объективные данные для формирования аналитических отчетов, планирования маркетинговых стратегий. С помощью аналитики можно оценить эффективность новой рекламной кампании или решения и выявить направления, где требуется оптимизация, а также прогнозировать покупательский спрос.
Все это поможет сократить расходы, выстроить наиболее эффективную маркетинговую стратегию, повысить качество обслуживания посетителей.
Сложности при внедрении новых цифровых решений
К числу самых существенных проблем относятся проблемы организационного характера. Так, для 54% компаний, согласно исследованию, проведенного НИУ ВШЭ при поддержке корпорации Microsoft, сложность состоит в недостатке опыта создания и внедрения подобных проектов; для 49% – в неправильной оценке сроков окончания работы над проектом, 48% указывают на нехватку квалифицированных сотрудников для реализации таких проектов, а также отмечают неэффективное взаимодействие между разными подразделениями.
Кроме того, 55% компаний считают, что пользователи недостаточно компетентны с технологической точки зрения, а 47% указывают на отсутствие заинтересованности и недостаточную вовлеченность.
Кроме того, показателем недостаточного уровня организации процесса цифровой трансформации многих компаний является отсутствие определенных стратегий, связанных с диджитализацией.
Такая ситуация характерна для 83% компаний. Многие из них не имеют четкого плана на ближайшие годы, связанного с внедрением цифровых решений.
В качестве внешних факторов, замедляющих внедрение инноваций, фигурируют экономическая нестабильность, недостаточно развитая информационная инфраструктура, неготовность к широкому использованию цифровых систем. Внутренние факторы связаны прежде всего с финансированием: речь идет о немалой стоимости цифровых проектов, невысоком бюджете, расходах на внедрение и дальнейшую эксплуатацию решений.
Стоит отметить, что многие владельцы бизнеса считают использование цифровых решений задачей исключительно технологического характера, которую должны выполнять специалисты в области IT. Однако цифровая трансформация представляет собой не только развитие и внедрение новых технологий, но и изменение бизнес-процессов, новый уровень взаимодействия с партнерами и клиентами, новую систему управления и функционирования бизнеса. Речь идет о комплексных изменениях, затрагивающих все сферы деятельности компании и весь персонал, а не только IT-отдел. Четкое понимание этого обеспечит ритейлерам конкурентное преимущество.
Источник: Vc.ru
Читайте также
Amazon Moments: как завоевать любовь клиентов мобильной игрой