Как выигрывать до $1 млн в год на архитектурных решениях. Кейс ЦУМ Киев
Как в процессе реконструкции столичного ЦУМ благодаря архитектурным решениям удалось увеличить арендную площадь на более чем на 1600 кв. м.
Основатель бюро архитектурных решений Design Hub International Андрей Яцентюк в колонке для MC Today рассказал о проекте реконструкции столичного ЦУМ и, как благодаря архитектурным решениям удалось увеличить коммерческую площадь объекта более чем на 1600 кв. м. По его подсчетам, это приносит ЦУМ теперь до $1 млн в год.
Когда меня просят рассказать, как архитектурные решения влияют в дальнейшем на коммерческий успех объекта и какая польза может быть для конечных его пользователей – арендатора и посетителя – от того, что я настоял сделать именно так, а не иначе, я вспоминаю проект реконструкции столичного ЦУМ. Я был главным архитектором проекта, и это единственная работа, с которой меня дважды пытались уволить.
Когда изначально я приходил с идеями к руководителю проекта, то в ответ не получал четкого «да» или «нет». Я начинал внедрять решения, строители сопротивлялись, меня вызывали в кабинет и настоятельно «просили» больше так не делать.
Думаю, причина была в том, что на этапе стройки вложиться в бюджет и сроки важнее, чем получить выгоду в долгосрочной перспективе. Каждое мое предложение оптимизировать площадь воспринималось «в штыки».
Например, между рампой паркинга и плитой второго этажа «гуляла» большая территория. Согласно изначальному плану, там вообще ничего не должно было размещаться. Я предложил сделать в этой зоне антресоль для складов арендаторов, где они смогут хранить товары, не используя для этого коммерческую площадь. Сейчас меня благодарят за это решение, но в момент реализации мне твердили одно из этих слов: «деньги» или «время».
Мне всячески объясняли, что все, что мы тут разрушим или добавим (я предлагал задействовать зазор между фундаментами старого фасада и нового здания под складские помещения), сдвинет сроки и/или увеличит бюджет. В итоге я все же добился изменений. Здание выиграло дополнительную площадь, и сейчас это пространство сдается в аренду.
Мы были ограничены физическим пространством: константой была высота старого ЦУМ (46,5 м), все решения уже прошли этапы концепции и проектирования. Плюс нужно было учитывать вклад британских коллег: концепцию универмага разрабатывала известная компания Benoy, за разработку концепции интерьеров отвечала Four IV (компания, создававшая интерьеры универмагов Harvey Nickols).
- Когда я приступил к работе, моей целью было добиться максимальной эффективности коммерческих площадей: чтобы площадь под аренду достигла 75% от общей без учета паркинга, а под технические, инженерные помещения и места общественного пользования было отдано 25% торгового этажа. Я в буквальном смысле находил и отстаивал каждый квадратный метр.
Я вел отдельный файл, где выделял зоны, которые можно было сделать коммерческой площадью. Где-то получалось выкроить три квадратных метра, где-то — 100, а там — еще 300. Речь идет именно об арендной площади — той, которая уже два года приносит прибыль ЦУМу и арендаторам.
Стоимость аренды в ЦУМе составляет в среднем $50 за квадратный метр без учета коммунальных услуг. То есть при самых скромных подсчетах сумма, заработанная на этих решениях за два года, достигает $2 млн.
Этой площади могло не быть, она появлялась в процессе буквально из ниоткуда. В некоторых местах за счет высоты пространства мы сделали антресоли, где-то переложили по-другому воздуховоды и дымоудаление – и вот у нас уже новое торговое помещение.
Первый этаж — традиционно самый дорогой, поэтому я максимально освобождал его от некоммерческих площадей. Складские и технические помещения были вынесены на другие уровни. Это, наверное, единственный ТРЦ, где электрощитовая одного этажа, первого, находится на другом.
Мы это сделали, чтобы перераспределить дорогие квадратные метры. Кабели вышли длиннее и обошлись дороже, но эти деньги потом быстро возвращаются в ежегодном доходе.
Еще одна задача, которую мы ставили перед собой, – сделать так, чтобы ЦУМ не устарел через 7-10 лет и не потребовал еще одной реконструкции, как это бывает с украинскими ТРЦ. Для этого мы применили новый для Украины подход к организации пространства.
Через объем всего здания проходит «шагающий» атриум, который меняет свою конфигурацию, смещается с каждым этажом и заканчивается куполом. Весь месяц, пока шел процесс его возведения, директор немецкой компании-установщика находился на площадке и помогал своим людям. Теперь в ЦУМ даже с минус первого этажа можно увидеть небо.
Наша работа вызывала споры не только внутри команды — иногда ею интересовались и люди извне.
Если верить слухам, первый заместитель мэра лично ходил и замерял образовавшиеся в здании КМДА трещины в районе арки, которые были получены в ходе реконструкции ЦУМа. Эти осадки были плановые и контролируемые, что мы с легкостью доказали, но разговоров было много.
Было и то, что не получилось сделать, – усовершенствовать въезд и выезд на паркинг. Я предлагал построить две спиралевидные рампы, расположенные одна над одной — такой прием уменьшил бы их площадь вдвое.
Это бы дало возможность спускаться с минус первого уровня на минус второй и освободило бы 300-500 кв. м под торговые площади. Но на тот момент уже был залит фундамент под конструкцию «неудобной» рампы, и перепроектирование продлило бы строительство как минимум на месяц. В итоге деньги и сроки победили удобство и эффективность.
Сейчас это одна из основных причин недовольства посетителей – некомфортный заезд на паркинг. Это, наверное, единственный сложный момент. А вообще нам удалось сделать максимум в рамках имеющихся ограничений и возможностей.
Я в целом доволен, потому что благодаря архитектурным смарт-решениям площадка стала еще более эффективной в плане бизнеса, множество людей получили рабочие места как на строительстве объекта, так и после его открытия (их могло просто не быть), а жители города, в свою очередь, получили прекрасную дополнительную причину для посещения туристического и делового центра.
Читайте также —