Тренды мирового e-commerce: как будущее становится реальностью
В какие новые технологии бизнесу стоит инвестировать, чтобы выдержать конкуренцию.
Игорь Сыроватко, директор департамента клиентского сервиса OLX, рассказал LIGA о том, в каком направлении должен меняться онлайн-бизнес и на какие технологии стоит обратить внимание.
Через пару лет осуществление покупки в интернете будет занимать у нас не больше минуты. Например, увидел на улице велосипед, сделал фото на смартфон, загрузил его в мобильное приложение торговой площадки, выбрал товар и оплатил его с помощью отпечатка пальца. Или во время приготовления ужина дал указания голосовому помощнику, он делает заказ недостающего ингредиента в одной из сетей продуктовых супермаркетов и к тебе оперативно вылетает дрон с нужным продуктом.
Мировая онлайн-коммерция давно вышла за рамки «покупки на веб-сайте» и сегодня это целый комплекс взаимодействий c покупателями и партнерами. Для дальнейшего развития онлайн-бизнеса компаниям необходимо внедрять инновационные стратегии и больше инвестировать в новые технологии, которые еще вчера казались нереальными, а сейчас становятся трендами. Некоторые из них имеют все шансы изменить рынок и вывести бизнес в сфере e-commerce на новый уровень.
1. Полная кастомизация
Технологии, связанные с искусственным интеллектом (Artificial intelligence – AI) и машинным обучением (Machine learning – ML) в онлайн-коммерции не просто тренд, а вектор развития на ближайшие годы. Уже сейчас крупные международные бизнесы, внедряющие и активно использующие AI и ML, знакомы со своим потребителем так, как продавец мороженого в небольшом районе со своим постоянным покупателем. Интеллектуальные технологии позволяют составить точный портрет вашего клиента, изучить его покупательские привычки и поведение в сети. Затем на основе полученных данных формируются закономерности, что позволяет создать наиболее «кликабельное» предложение.
2. Поиск по фото
Автоматический анализ изображения уже стал стандартной опцией в мобильных устройствах, так что проактивные потребители в ближайшее время смогут осуществлять покупки в интернете, используя только фото. Поиск по изображению вскоре сможет даже частично заменить ручной ввод по словам. Pinterest, Google, Facebook уже используют похожие алгоритмы для определения объектов окружающего мира, лиц друзей. Но в рамках e-commerce на картинку необходимо смотреть глазами предпринимателя и делать акцент на предметах – потенциальных товарах. Например, как это уже делает eBay. Клиент онлайн-аукциона может сфотографировать желаемый предмет на смартфон и загрузить его в мобильное приложение. Сервис мгновенно предоставит перечень товаров аналогичных или максимально похожих на изображение.
3. Онлайн-примерка
Технологии дополненной реальности (Augmented Reality — AR) и виртуальной реальности (Virtual reality, VR) также будут активно развиваться. Компании уже усердно работают над функционалом, который позволит использовать мобильные устройства для визуализации товаров в реальном времени и месте. Такая опция сможет не только стимулировать увеличение заказов, но и поможет снизить возвраты.
Отчет DigitalBridge показывает, что больше 70% потребителей будут более лояльными к брендам, которые используют AR/VR в своей стратегии, чтобы облегчить и улучшить опыт покупок.
Лучший пример реализации, на мой взгляд, это IKEA Place — приложение дополненной реальности, которое позволяет потребителям экспериментировать и «примерять» товары бренда к своему пространству. Предметы загружаются в 3D и соответствуют масштабам, поэтому покупатель еще до приобретения имеет представление, как мебель или аксессуар будет выглядеть у него дома.
4. Управление голосом
Голосовые помощники пережили огромный прогресс с точки зрения популярности и востребованности. Многие люди используют Alexa Amazon, Google Assistant, Apple Siri для выполнения множества задач. Среди них – осуществление покупок, платежи, проверка баланса. Потребители будут больше и чаще говорить со своими устройствами. Как следствие, компании также должны будут изменить способы общения, провести голосовую оптимизацию сайтов и внедрять технологии обработки естественного языка (Natural Language Processing – NLP). Эти инновации помогут компаниям создавать интеллектуальных помощников, которые будут общаться с клиентом, консультировать и задавать наводящие вопросы для подбора лучших предложений. И все это — в формате живого общения.
5. Роль маркетплейсов
В будущем стоит ожидать, что мировой лидер в e-commerce, компания Amazon, продолжит свой стремительный рост. Как и его китайский конкурент, Alibaba, Amazon станет обязательным элементом бизнес-плана большинства онлайн-компаний. К концу 2017 года Amazon контролировал около 50% рынка e-commerce США, а Alibaba — 70% ритейл-рынка в Китае.
Если говорить об Украине, то на локальном рынке, согласно рейтингу популярных сайтов Kantar TNS CMeter за июль 2018 года, в топ-10 онлайн-ресурсов входят три представителя e-commerce рынка, крупные маркетплейсы. Это лишь подтверждает тот факт, что покупка товаров в интернете уже неотъемлемая и важная часть повседневной жизни украинцев. В категории торговых онлайн-площадок OLX лидирует как самый крупный и популярный сервис, а в общем рейтинге занимает 4-е место, уступая Google, YouTube и Facebook.
6. Бизнес идет в mobile
Согласно прогнозам исследовательской компании eMarketer, на глобальном рынке e-commerce к 2021 году доля мобайла составит 72,9%. Если говорить об актуальной ситуации на локальном рынке, то, по данным GfK в Украине, за первое полугодие 2018 года среди активных пользователей интернета 85% — пользователи смартфона. А среди тех, кто осуществлял покупки в онлайне, 50% искали информацию о товаре со смартфона и 43% в итоге сделали заказ с мобильного телефона.
На мировом рынке электронной коммерции, мобильные приложения OLX Group занимают топовые позиции в рейтинге 35 стран.
Но в ближайшем будущем продвинутому пользователю одной адаптации сайта для смартфона и приложения будет недостаточно. Упрощенная технология оплаты с мобильного устройства с помощью функций распознавания лица или отпечатка пальца поможет в разы увеличить количество транзакций.
Мы уже можем наблюдать, как постепенно украинский бизнес внедряет инновационные технологии для активного развития в будущем. Но если сейчас этот функционал воспринимается пользователями как уникальное преимущество, то в дальнейшем технологии такого рода станут обязательным условием выживания и процветания для компаний.
Читайте также —
Директор OLX: Если мы ошиблись, ничего страшного, главное — извлечь урок и двигаться дальше