Ритейл будущего: топ-5 технологий следующего десятилетия
Фундаментальные понятия сущности торговой точки, ее сути, целей и функций кардинально меняются. Как же будет выглядеть ритейл будущего?
Marketer.ua собрал пять выдающихся технологий, которые вскоре будут шокировать шопперов.
IBeacons
Представители ритейла используют специальные маячки IBeacons для усиления положительного потребительского опыта посетителей. Происходит это за счет синергии физического и онлайн-опыта пребывания покупателя в магазине.
Retail beacons — маленькие беспроводные устройства, они транслируют постоянный радиосигнал, который улавливают смартфоны. Маяки идентифицируют ID смартфона, получая данные пользователя, и отправляют персонализированный, оптимизированный рекламный контент. В основе — Bluetooth Low Energy (BLE), что позволяет достаточно точно определить местонахождение девайса до уровня локализации в коридоре ТРЦ. Таким образом, если активировать приложение, ритейлер не только в состоянии собирать данные про ваши перемещения, но и отправлять контент в текущий момент времени. К тому же, сообщение формируются на основе лайков\дислайков пользователя гаджета, wish-list, участия в пабликах, то есть учитывают вкусы, предпочтения и, даже, настроения человека.
Итак, проходя мимо очередного магазина потребитель получает напоминание: через месяц у ребенка День рождения, а прямо сейчас на конкретную желанную модель игрушки — детскую голубую мечту и желанный подарок — акционное предложение. Как тут пройти мимо?
Распознавание лица
Идентификация клиентов с помощью платежной карты или карты лояльности уже не устраивает большой бизнес. Маркетологи нуждаются в определении лица в момент входа клиента в магазин.
Технология сканирования лица уже достаточно популярна у пользователей смартфонов. В оригинале программа, что анализирует почти 16 000 точек лица, была разработана в целях безопасности, особенно в международных аэропортах и на массовых мероприятиях. Ритейл использует технологию в своих интересах. Сканируя лица гостей, персонал магазина моментально получает информацию о личности гостя (соцсети), его предпочтениях и вкусах (лайки, посты, шеры, паблики), его желаниях (wish-list), уровень расходов и т.п. Предложение становится уникальным, индивидуальным в оптимальный момент времени: когда посетитель в положительном, слегка растерянном состоянии, готов к покупке. Настолько индивидуальный подход в нужное время создает устойчивое ощущение заботы, внимания и заставляет тратить больше.
К тому же, персонал магазина может сразу отреагировать на вход в магазин воров и другого нежелательного контингента, чьи данные занесены в базу. В 2015 году Walmart сообщил, что использует FaceFirst в целях предотвращения краж. По некоторым источникам Macy’s и Benetton тоже пользуются технологией, но сами сети это отрицают.
Роботы-ассистенты
Персонал, который реагирует, отвечает и помогает, обязательно должно быть человечный. Буквально. Встречайте роботов-ассистентов. Oshbot, один из первых представителей технологии «робот-ассистент», говорит на нескольких языках, имеет встроенной 3D-сканер, распознает и идентифицирует изображения, определяет локализацию необходимого продукта и проводит к нему посетителя. Робот способен поддерживать разговор, предоставлять информацию о товаре, демонстрировать видео-инструкции, делиться полезным контентом, формировать индивидуальные рекомендации.
К тому же робот выполняет функции мерчендайзера: контролирует остатки, определяет артикул Out of stock, ошибки в ценниках и планограммах. Высокий уровень интеллекта позволяет ему безопасно продвигаться по торговому залу, обходя статические и динамические препятствия.
У Amazon уже есть опыт торговли в магазине без персонала (США, Сиэтлл). Вполне вероятно, что следующий шаг — персонал с искусственным интеллектом.
SMART-зеркала
Традиционные зеркала демонтируются, их заменяют smart-мониторы. Глядя в такое «зеркало», можно примерить любую одежду виртуально. Искусственный интеллект, вместе с технологией виртуальной реальности и распознавания жестов, отражает клиента, как в зеркале, включая движения, мимику, динамические изменения позади и тому подобное. При этом «примеряет» на потребителе желаемые комплекты одежды, прически, макияж, аксессуары. Таким образом, можно «попробовать» товар, который фактически отсутствует на складе, создавать бесчисленные комбинации, не тратя времени на переодевания. Возможно даже мгновенно поделиться изображением в соцсетях, следовательно, друзья смогут предоставить рекомендацию о целесообразности покупки. Человек дольше находится в магазине, сохраняя ощущение эффективно проведенного времени, увлекается «игрой», формирует потребительскую привычку — все это ведет к увеличению продаж и роста доходов ритейла.
К тому же, интеллектуальные зеркала хранят полезную информацию о популярности, их комбинаций, вызванных при этом эмоций. В середине 2018 года Zara анонсировала открытие флагманского магазина в Стратфорде со смарт-зеркалами. Saks Fifth Avenue также планирует введение новинки.
Без персонала
Кассы самообслуживания уже внедрены некоторыми украинскими ритейл-компаниями. Эта идея продолжает развиваться. После новостей о ритейл-маяках и роботах-ассистентах перестает шокировать идея магазина, где персонал отсутствует полностью.
Представьте. Маяк регистрирует вход клиента, связавшись с его смартфоном. Магазин уже знает покупателя, и прогнозирует его потребности. Робот предоставляет рекомендации, помогает в навигации. Посетитель выбирает нужную вещь и просто выходит с ней на улицу. При выходе автоматически с банковского счета производится списание средств — оплата за товары (система paypass). На улице он получает сообщение о списании. Ни кассиров, ни продавцов, ни очередей, ни препятствий — быстро, удобно, эффективно. И ненавязчиво затратно.
Таково ближайшее будущее амбициозного розничного бизнеса.
Читайте также —