H&M, IKEA, Decathlon, Rive Gauche и другие: 10 главных событий в ритейле и девелопменте Украины за 2018-й

H&M, IKEA, Decathlon, Rive Gauche и другие: 10 главных событий в ритейле и девелопменте Украины за 2018-й

29.12.2018 08:15
  1088
Іван Зайцев

Ассоциация ритейлеров Украины представляет свой вариант событий, сильнее всего повлиявших на отечественную розничную торговлю и задавших тренды на 2019 год.

Читайте українською

Read in English

Уходящий год выдался насыщенным для украинских ритейлеров и девелоперов торговой недвижимости. Появление новых долгожданных брендов, открытие ТРЦ, развитие новых форматов и направлений торговли – в определенном смысле год стал прорывом и задал вектор развития как минимум на несколько лет вперед. Ассоциация ритейлеров Украины решила вспомнить самые яркие и знаковые события заканчивающегося 2018-го.

Выход на украинский рынок H&M, Koton и DeFacto

Международные ритейлеры уже много лет присматривались к Украине, но не торопились официально выходить на наш рынок. Конечно, купить одежду и другие товары от H&M, Koton и DeFacto в Украине никогда не было проблемой – либо через интернет, либо в различных мультибрендовых магазинах. Но происхождение и качество продукции вызывали обоснованные сомнения.

Этот год стал настоящим прорывом: сразу три известных в Европе и мира бренда вышли на отечественный рынок. И если H&M пока ограничился Киевом, открыв магазины в ТРЦ Lavina Mall и SkyMall, то Koton и DeFacto уже присматриваются и к другим регионам страны, начав с Одессы.

Что еще радует – все три бренда будут представлены в Украине филиалами материнских компаний, а не, как часто бывает, нашими соотечественниками на условиях партнерства или франчайзинга. Значит, международные компании позитивно оценивают потенциал украинского рынка и рассчитывают на рост платежеспособности наших соотечественников. Хорошо бы они не ошиблись!

Анонсированное открытие IKEA и Decathlon

Весомым подтверждением привлекательности украинского рынка для транснациональных игроков служит и официально подтвержденное открытие в будущем году еще двух долгожданных торговых марок – шведского мебельного гиганта IKEA и французского производителя спортивной одежды Decathlon.

Сага с выходом IKEA в Украину тянулась более 10 лет. За это время шведы кардинально пересмотрели свою стратегию развития на нашем рынке.

Если сначала речь шла о строительстве гигантского торгового центра с полным ассортиментом, то сейчас – лишь об открытии магазина нового формата city store в ТРЦ Ocean Mall.

Впрочем, подобный формат компания активно развивает и на других рынках – Польша, Австрия и т.д. – так что считать это недостатком и «зрадой» не стоит. Тем не менее, очевидно, что на данном этапе к непредсказуемой Украине IKEA относится настороженно.

Французы же берут комплексным подходом. В Украине они развивают несколько направлений: продуктовую сеть Ашан, строительные гипермаркеты Leroy Merlin, девелоперскую компанию CEETRUS Ukraine (бывший Immochan Ukraine). И открывать свои объекты предпочитают в локациях, которые сами же строят. Так что появление Decathlon в построенном CEETRUS Ритейл Парк Петровка ожидать стоило. Ходят слухи, что второй магазин бренда появится в следующем торговом объекте формата «ритейл парк», который холдинг планирует построить под Одессой.

Открытие новых торговых центров

Оживлению международных операторов способствовало и появление новых торговых объектов. Если 2017-й выдался не слишком удачным годом – новые торговые центры можно пересчитать по пальцам одной руки, то 2018-й снова прошел «под знаком девелоперов». За год только в Киеве начал работу ряд знаковых объектов.

Прежде всего стоит упомянуть первую очередь ТЦ Rive Gauche (девелопер – CEETRUS Ukraine), где разместился самый большой в Украине гипермаркет Ашан площадью 15 000 кв. м. Эта же компания открыла первый в нашей стране торговый объект Ритейл Парк Петровка в Киеве на Почайне, где весной следующего года начнет работу Decathlon.

Кроме них, стоит упомянуть необычный для столицы ТРЦ Smart Plaza KPI, интегрированный с жилым комплексом, ТЦ Good Life, Европарк в Софиевской Борщаговке и несколько более мелких проектов.

В то же время, открытие нескольких объектов, способных кардинально изменить картину на столичном рынке торговой недвижимости, перенесено на следующий год. В первую очередь, речь о двух ТРЦ, которые стоит компания Вагифа Алиева – Blockbuster Mall и Ocean Mall. Уже в ближайшие годы Алиев обещает построить в столице сеть мегамоллов – чуть ли не в каждом районе.

Кроме того, анонсирован ввод в эксплуатацию еще ряда торгово-развлекательных центров: River Mall, Retroville, Oasis, Smart Plaza Obolon и т.д.

Новые форматы магазинов ведущих продуктовых сетей

Чем еще запомнится 2018-й: экспериментами с форматами практически всех ведущих FMCG-сетей. Уже не раз упоминавшийся Ашан, наконец-то избавившись от доли в сети Фуршет Игоря Баленко, начал резвиться по-всякому. Сначала он открыл супермаркет в Днепре (по договоренности с Баленко французы могли в Украине развивать только формат гипермаркетов), а затем – сразу четыре магазина формата «у дома» под брендом Мій Ашан.

Другой международный оператор – Metro Cash&Carry Ukraine – сменив топ-менеджмент, также анонсировал смелые планы развития.

Вместо появления новых классических оптовых гипермаркетов компания собирается открывать магазины уменьшенного формата – от 1500 до 2000 кв. м под брендом «Бери-Вези». В планах ритейлера – 20 торговых точек в такой концепции.

Не отстают и отечественные операторы. Успех «магазинов у дома» подтолкнул лидера украинской продуктовой розницы АТБ поэкспериментировать с форматом «Экспресс». В сентябре начала работу первая экспериментальная точка под брендом АТБ Express. Если она продемонстрирует хорошие показатели, то концерн и дальше планирует развивать такой формат.

А один из крупнейших западноукраинских игроков рынка FMCG – холдинг Пакко – начал предлагать бизнесменам приобретение франшизы на формат Вопак Экспресс. До конца этого года в планах ритейлера было открыть 10 магазинов по принципу франчайзинга.

Rozetka идет в офлайн и в регионы

Уже в 2017-м небывалый ажиотаж вызвала новость об открытии лидером украинского e-commerce первого офлайнового супермаркета площадью 4000 кв. м в Киеве на Почайне. В этом году компания Владислава Чечеткина пошла гораздо дальше, открыв сразу пять «кирпичных магазинов». И каждый из них по-своему уникален.

К примеру, торговая точка площадью 1500 кв. м в столичном Главпочтамте находится в самом сердце столицы – на Майдане Незалежности.

Сложно сказать, какие финансовые результаты она продемонстрирует, но с точки зрения имиджа и узнаваемости бренда это однозначно очень сильный ход.

Магазин на улице Киото в Киеве стал первым для онлайн-ритейлера, открытым на левом берегу Днепра.

Более того – Rozetka начала покорение регионов, открыв сразу три магазина в Одессе. Если в Киеве сложно найти человека, не знакомого с брендом, то в областных центрах узнаваемость торговой марки гораздо ниже. Появление объектов компании в одном из городов-миллионников способно кардинально изменить ситуацию и привлечь на маркетплейс новых покупателей и продавцов.

Первые за долгое время сделки по покупке торговой недвижимости

Последние годы в Украине складывалась неблагоприятная ситуация для инвесторов в торговую недвижимость. Но 2018-й резко оживил рынок. И возмутителем спокойствия стала крупнейшая инвесткомпания страны Dragon Capital.

За этот год фонд Томаша Фиалы закрыл сделки по покупке львовского ТРЦ Victoria Gardens (крупнейшего торгово-развлекательного центра Западной Украины), винницкого ТРЦ Sky Park, а также подтвердил приобретение столичного центра Аладдин.

Учитывая, что в портфель компании уже входит киевский ТРЦ Пирамида, а также доля в Arricano Real Estate (столичные ТРЦ Проспект, РайON, SkyMall, запорожский City Mall, криворожский Солнечная Галерея), то Dragon Capital становится едва ли не самым большим игроком украинского рынка торговой недвижимости.

Учитывая, что соинвесторами фонда являются Джордж Сорос и банк Goldman Sachs, можно говорить о том, что даже мегаопытные финансисты готовы рисковать и вкладывать в Украине деньги в долгосрочные проекты. Что лишний раз подтверждает перспективность украинского рынка с точки зрения западных инвесторов.

«Опыт будущего» и доставка от McDonald’s

Украинское подразделение McDonald’s в этом году удивило сразу двумя неожиданными экспериментами. Первый из них – внедрение нового формата ресторана под кодовым названием «опыт будущего». В обновленных заведениях установлены терминалы самообслуживания, где посетитель может заказать товар, предлагается обслуживание за столиками – сотрудники принесут заказ клиенту к выбранному месту, разделены зоны заказа и выдачи покупки, работает «эксперт по гостеприимству», а также внедрены много других часто незаметных, но существенных мелочей.

Второй – сотрудничество со службой Glovo по доставке еды прямо в офисы, квартиры или любые другие указанные места.

Ранее официальной доставки из ресторанов McDonald’s в Украине не было: подобные услуги предоставляли частные лица без всякой гарантии от сети. Теперь же появился официальный сервис, который, правда, пока работает только в некоторых районах Киева.

Отдельно стоит отметить открытие первого в нашей стране заведения McDonald’s с солнечными панелями на крыше. Дополнительные вложения в сервис, экологичность и переформатирование ресторанов также могут служить косвенным подтверждением интереса международных компаний к Украине.

Новые форматы торговых центров Эпицентр К

Если раньше Эпицентр воспринимался в основном как сеть строительных гипермаркетов, где можно купить все необходимое для строительства и ремонта, то сейчас компания Александра и Галины Герега развивается совсем в другом направлении. Теперь в торговых центрах присутствует целая плеяда своеобразных магазинов shop-in-shop, где можно найти и товары для сада и города, и товары для детей, и оборудование, и спортивное снаряжение, и снасти для рыбалки и охоты, рестораны, а также многое другое. Фактически представлен весь ассортимент, кроме сегмента fashion и еды.

Первым подобным объектом сети стал Эпицентр в Киеве на проспекте Степана Бандеры, открытый в марте. Впоследствии были переоборудованы еще несколько торговых центров.

Кроме того, Гереги начали активное освоение небольших городов, открывая там Эпицентр уменьшенного формата – например, в Шепетовке работает торговая точка площадью 3500 кв. м. А также пробуют другие направления: в Славуте Хмельницкой области начал работу Эпицентр площадью 4350 кв. м с интегрированным полноценным спорткомплексом.

Крупнейшая сделка на украинском рынке e-commerce

В августе 2018-го рынок буквально потрясло известие о том, что крупнейший интернет-супермаркет страны Rozetka.ua и EVO Group, развивающая ведущие маркетплейсы Украины, решили объединить активы. Подобных по масштабу сделок украинская сфера электронной торговли еще не встречала.

После объединения Rozetka и EVO смогут использовать лучшие наработки и базы данных друг друга, что сделает их недосягаемыми как минимум для отечественных конкурентов. Да и международным компаниям придется нелегко в борьбе с конгломератом, контролирующим самые популярные торговые сайты Украины.

Украинский e-commerce никогда не будет прежним. А учитывая стремительное развитие Rozetka в офлайне, перспективы объединенной компании выглядят более чем радужными.

Диджитализация украинской продуктовой розницы

Также уходящий год стал богат на внедрение консервативными FMCG-ритейлерами различных новаций и инноваций. Уже никто не удивляется, когда на кассе супермаркета покупатель расплачивается не наличкой или карточкой, а с помощью смартфона или «умных часов». А если ему лень ждать – к его услугам многочисленные кассы самообслуживания, которые только в этом году внедрили Novus, Наш Край, Пакко и другие операторы.

Также все больше сетей предоставляют услугу онлайн-заказа и доставки продуктов на дом (как правило, через сервис zakaz.ua), развивают собственные мобильные приложения, где можно узнать о ценах, акциях, новинках и многом другом. В планах ритейлеров – внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности, активное развитие цифровых коммуникаций с покупателями и многое другое.

Будущее наступает, и даже продуктовые магазины вынуждены идти в ногу со временем.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка