Тенденции эпохи пандемии, которые останутся надолго
Как пандемия поменяла поведение потребителей и как этое влияет на будущее маркетинга.
Люди вынуждены оставаться дома. Они теперь по-другому работают, по-другому покупают товары, ищут новые способы самовыражения и иначе потребляют контент. Перемены сказываются на работе компаний. Бренды отказываются от стандартных подходов к маркетингу — и это здорово. Портал Think with Google выявил четыре тенденции, которые способствуют развитию продуктов и помогают повышать качество обслуживания в B2C- и B2B-сферах. RAU предлагает ознакомиться с ними.
Потребители рассчитывают на удобные покупки
Одна из самых заметных и понятных тенденций, вызванных пандемией, — ускоренное внедрение цифровых технологий, особенно в сфере электронной торговли. В период самоизоляции многие вынужденно стали пользоваться интернет-магазинами. Это входит в привычку: люди видят, как удобно находить необходимые товары и услуги.
Скорость развития электронной торговли была высокой (в США рост за три месяца был таким же, как за десять лет). Достаточно вспомнить обо всем, что связало интернет и «реальный мир» — бесконтактные платежи, заказы с собой (прошлой весной рост поисковых запросов об этой услуге по всему миру составил 3000% в год) или дополненная реальность, с помощью которой можно посмотреть, хорошо ли встанет комод у вас в комнате и подойдет ли помада к цвету кожи. Необходимость оставаться дома показала, насколько важно объединять онлайн- и офлайн-миры. Появился даже новый термин фиджитал-ритейл — стирание границ между физической и цифровой торговлей.
Когда потребители понимают преимущества новых услуг, их поведение и ожидания меняются. В свою очередь, компании перестают считать цифровую сферу очередным «каналом продаж» и начинают воспринимать ее как среду, позволяющую показать свое внимание к клиентам и завоевать их расположение к себе.
Например, Western Union. Экономические трудности в период пандемии привели к тому, что многим пришлось отправлять деньги друзьям и родственникам по всему миру, в том числе тем, кто редко пользовался финансовыми услугами. При этом часть офисов Western Union была временно закрыта, а компании нужно было оставаться доступной для клиентов.
Тогда они решили предложить услугу перевода средств по телефону, а на сайт добавили новые инструменты поддержки и поиска, чтобы клиентам было проще находить информацию. Одновременно компания постаралась расширить набор услуг — предложила по-новому отправлять средства через интернет и зачислять их на виртуальные счета в реальном времени.
Потребители больше заботятся о местных компаниях и интересах общества
Ограничения на путешествия, требования оставаться дома и рекомендации по социальному дистанцированию привели к тому, что люди стали больше ценить ближайшее окружение. Это подтверждает и популярность поисковых запросов со словами «рядом со мной» — за последний год их количество побило все рекорды. Все оказались заинтересованы в том, чтобы сообщества процветали. Прошлым летом количество поисковых запросов «поддержать местные компании» по всему миру выросло более чем на 20 000% в годовом исчислении.
Источник: данные Google, запросы на английском языке во всем мире, сравнение статистики за 1 июля –29 августа 2019-го и 2020 годов
Однако это не означает, что люди запираются дома и отгораживаются от мира. Каждый стремится укреплять связи с обществом. Исключения есть всегда, но в целом пандемия и другие общественные события прошлого года — например, движение за расовое равенство — показали, что действия каждого играют важную роль в происходящем вокруг. Конечно, есть те, кто больше заботится о собственных проблемах, но большинство остро осознало, что все люди связаны друг с другом. В 2020 году количество запросов «как помочь» было больше, чем когда-либо. Уровень интереса к расовой справедливости в поисковых системах достиг своего пика по всему миру.
Брендам нужно будет лучше понимать потребителей, которые стали более осознанно подходить к выбору. Придется переосмыслить роль «почитателей бренда» и активнее развивать решения, которые дают возможность рассказывать о ценностях компании и распространять ее идеи. Вряд ли пойдет на спад популярность виртуальных сообществ — они дают брендам возможность охватывать нужные сегменты на микроуровне. Такие платформы, как YouTube, позволяют находить небольшие аудитории и эффективно взаимодействовать с ними.
Ценность бренда сольется с личными принципами и будет влиять на решения о покупке
Еще одно из последствий пандемии — невозможность жить, не задумываясь о происходящем. Изоляция помогла людям заглянуть в себя и многое увидеть иначе, переосмыслить свое отношение к счастью, семье, здоровью. Многие люди изменились в попытках стать лучше. Например, количество поисковых запросов со словом «минималистичный» за последний год увеличилось больше чем вдвое.
Источник: данные Google Data, США, сравнение данных за март – июнь 2019-го и 2020 годов
Люди меняются не только потому, что пересматривают свои ценности, но и по финансовым соображениям. Эти изменения в дальнейшем будут влиять на их решения о покупке и восприятие брендов. Необдуманные покупки непрактичны и не приносят удовлетворения. У потребителей и брендов постепенно появятся общие ценности вне зависимости от цен на товары. И дорогой электромобиль, который человек покупает, чтобы позаботиться о природе, и кружка кофе в кафе, в котором работают люди с инвалидностью — все это примеры того, как ценности влияют на решение о покупке. Бренды будут поощрять такое поведение, а для этого недостаточно только говорить о ценностях. Необходимо связать их с товарами и услугами.
Опыт маркетологов, находившихся в самоизоляции, поможет создавать эмоциональную рекламу
Товары, услуги и объявления изменятся, потому что изменились те, кто их разрабатывает. Люди перестали «ходить на работу». Вместо этого работа вошла в их жизнь.
За прошлый год абстрактные представления о том, что «в работу надо вкладывать всего себя» стали реальностью, с которой столкнулось большинство людей. На видеоконференциях люди видели не только самих сотрудников и руководителей, но и их членов их семей, питомцев на заднем плане. Скорее всего, они и дальше будут работать удаленно или по гибридной схеме, и им уже никуда не деться от более тесного и личного знакомства с коллегами.
В результате возникла новая среда, где смешиваются личное и профессиональное. В таких условиях всем бизнесменам и маркетологам стало проще понять, что думают и чувствуют потребители, и в чем они нуждаются. Каждый пережил одно и то же, многое узнал о людях, и это поможет находить новые идеи, создавать вызывающую глубокие чувства рекламу и выходить за пределы товарно-денежных отношений с клиентами.
Будущее невозможно предсказать, но каждый может повлиять на то, каким оно станет. Думая о потребительских продуктах и предложениях, которые появились в результате других поворотных моментов истории, нельзя не задаваться вопросом, что ждет всех дальше. Начинается период восстановления — воспользуйтесь открывающимися возможностями.
Одной из таких возможностей является фриланс, который становится все более популярным в условиях пандемии. Поэтому советуем к прочтению блог о фрилансе danbuzan.com. В этом блоге вы узнаете много интересного: как начать, что нужно изучить, чтобы стать фрилансером, где брать первые заказы и как выйти на заработок до 1000 грн в день.
Читайте также
Чего хотят потребители: 5 главных тенденций во второй год пандемии