Татьяна Бурда, Invogue Fashion Group: Как интроверту стать успешным в бизнесе
В чем особенность ведения семейного бизнеса в Украине, как разделять личные и рабочие отношения, подбирать людей и добиться успеха.
Татьяна Бурда, соучредитель Invogue Fashion Group, рассказала о том, как они с мужем Владиславом Бурдой (СЕО RedHead Family Corporation) научились помогать друг другу в бизнесе, но не смешивать ответственность за их успешность. Беседовали с топ-менеджером журналисты Leadership Journey. RAU приводит выдержки из интервью.
От преподавания к бизнесу
До бизнеса я занималась преподаванием в музыкальной школе — я педагог по классу скрипки. В школьных стенах мне было тесно: во мне всегда жил предпринимательский дух. В какой-то момент я поняла, что мне не интересна работа, было не по себе от мысли, что придется заниматься этим всю жизнь.
Я занималась музыкой всю жизнь — с пяти лет, я больше ничего не умела. Я устроилась продавцом-консультантом одного из первых магазинов одежды в Одессе — Escada. Я начала быстро расти: сначала стала лучшим продавцом в магазине, потом замдиректора.
Путь к своему бизнесу
В нашей команде было всего несколько человек и я освоила множество профессий — и байера, и таможенного брокера, и мерчандайзера. Первый год мало отдыхала: постоянно искала информацию, мучила всех коллег и партнеров, спрашивая, что и как они делают. Через год меня назначили директором компании. Я проработала в ней четыре года и мы открыли еще четыре магазина.
А потом, в 2000 году, я ушла и вместе с партнером открыла первый мультибрендовый магазин Invogue в Одессе.
Затем мы не побоялись инвестировать в бренд Max Mara. Это было рискованно, потому что мультибрендовый магазин всегда дает возможность люфта: если коллекция не успешна, ты меняешь ее на другую, а тут ты очень зависим от марки и видения дизайнеров.
Бизнес — семейный, ответственность — личная
Когда мы с Владом создавали семью, каждый из нас был самостоятельным и успешным предпринимателем. Мы договорились, что будем развиваться параллельно, а не объединять наши бизнесы. Первое время так и было. Конечно, по вечерам мы делились новостями и помогали друг другу советами. У Влада были бизнес-юниты Антошка и Daniel. Они отличались по размеру и позиционированию. Daniel – премиум-сегмент, небольшой и внимания ему уделяли меньше. К моменту знакомства с Владом я вырастила 13 магазинов и видела в Daniel перспективу роста.
Когда сеть с трудом пережила сложный 2014 год, и мы поняли, что надо или что-то менять, или закрывать это подразделение. В итоге совет директоров предложил передать этот бизнес мне.
Я не смогла закрыть такой красивый и перспективный бизнес. Мы решили, что Daniel у нас будет общим проектом, и я присоединила его к своей компании. За три года мы сделали ремоделинги почти во всех магазинах и даже успели открыть четыре новых. С этого момента мы все больше интегрируемся с мужем: я помогаю в fashion-подразделении Антошки, а Владислав стал председателем совета директоров в моей компании.
Но все равно каждый руководит своим бизнесом, ответственность мы не разделяем.
Семейным наш бизнес сделали дети
У нас четыре сына и все от разных браков. И нам хотелось объединить их и привлечь в семейный бизнес. Влад почти 10 лет руководит Family Business Network (FBN) — ассоциацией в Украине, которая объединяет около 50 семей по всей стране.
У нас есть правило — первые пять лет после окончания университета дети получают опыт вне семейной компании, и только потом могут прийти работать в семейный бизнес. Но до этого совет директоров должен утвердить их кандидатуры.
Старший сын Саша пять лет работал адвокатом и аудитором в KPMG. Дмитрий, имеет опыт работы в европейской компании Runtastic и занимался собственным бизнесом в коммерческой недвижимости. Этой весной они, с разницей в несколько дней, стали активными топами: Саша — аудитором, а впоследствии CFO RedHead, а Дима — руководителем департамента недвижимости. Вскоре в компанию пришла работать жена Саши — Маша, которая до этого была юристом в «Оболони». А Димина жена Яна пришла ко мне в компанию и работает ивент-менеджером.
С приходом детей мы по-настоящему ощутили, что наш бизнес — семейный.
Двое младших детей пока еще учатся, но на каникулах работают в Антошка. У нас в семье очень много приятных традиций: например, каждое воскресенье мы обедаем вместе. Теперь эти обеды превратились в собрания единомышленников, стало очень много разговоров о бизнесе, чему мы очень рады.
Семья и бизнес
С Владом очень легко, потому что мы оба люди бизнеса и очень хорошо друг друга понимаем. Мы знаем, что такое бизнес, и что иногда после работы нужно просто помолчать, дать друг другу время. Он не спрашивает, почему я задерживаюсь на работе или почему мне нужно в 8 утра быть в офисе. Такого не было в предыдущих браках, и я, честно говоря, много лет сражалась за свое право заниматься любимым делом. Мужчины тяжело принимают лидерство женщины, поэтому, наверное, я научилась совмещать роль женщины и бизнесвумен, переключаться с одного режима на другой.
Ведь в офисе ты лидер и должна вдохновлять и направлять людей, а дома — ты жена и мама. А это уже другая роль — здесь нужны терпение и любовь.
Муж всегда меня поддерживает. Во многих вопросах он мой главный советчик. В прежних браках я тратила очень много энергии на то, чтобы объяснять, что я должна развиваться как личность, что мне нужно много работать, учиться, ездить в командировки, а не сидеть дома и ждать мужа с работы. Может, поэтому мои предыдущие браки и не сохранились. С Владом я очень гармонично развиваюсь и двигаюсь вперед.
Не верю в академическое образование
Базового экономического образования я так и не получила. Мое бизнес-образование — это курсы, саммиты, форумы и необходимые образовательные модули. Сейчас подумываю об МВА в Барселоне. Но это будет уже не для бизнеса, а для меня. Я 18 лет управляла компанией, а год назад передала бразды правления внешнему CEO. Вся операционная деятельность осуществляется СЕО, и я очень довольна ее работой.
Времена, когда все заканчивали университет, прятали диплом на полку и больше не учились, давно прошли. Я не верю в академическое образование, где ты сдал экзамен — и уже специалист.
Где искать «сервисных» людей
Важно, чтобы СЕО, операционные и финансовые директора имели хорошее образование. У нас все-таки сервисная сфера, поэтому наши сотрудники должны быть прежде всего «сервисными» людьми. Этого не даст никакое образование. Когда я нанимала сотрудников, я смотрела в первую очередь на их готовность подумать сначала о нуждах других, а потом о себе. Научить того, кто хочет учиться, несложно, но найти подходящих людей по ценностям — непростая задача.
Когда я нанимала людей сама, я пыталась понять, насколько они «сервисные». Тут есть маленькие хитрости: например, ты сидишь с человеком в кафе, и у тебя случайно упала салфетка. Если человек даже не попытался ее поднять, это значит, что точно так же он будет вести себя с клиентами.
Важна именно эта первая реакция. Важно не прислуживаться, а служить людям.
Кроме того, при найме я старалась услышать человека и понять, что им движет: карьерный рост, деньги, обучение, статус?.. Очень важно найти того, для кого это удовольствие. К нам приходят девочки и говорят, что для них не так важна зарплата, как интерес. Они не будут работать за три копейки, но они настолько хотят быть в fashion, что им непринципиальна стартовая зарплата. Вот таких людей мы ищем, потому что они будут расти.
Я очень счастливый человек, потому что нашла свое призвание и у меня абсолютно нет ощущения, что я утром еду на работу. Это просто продолжение моей жизни, хотя достаточно долгий период я работала по 14 часов. Если мне не надо будет ехать в офис, я просто не понимаю, чем мне заниматься.
Время для себя
Сейчас я тоже занимаюсь бизнесом: это новые проекты, ремоделинги, FBN. В этом году я решила, что пришло время для себя. Увлеклась йогой, теннисом, начала танцевать, много читаю и смотрю фильмы, которые долгое время были записаны в waiting list. Я с трудом справляюсь с бизнес-литературой, а вот художественные книги читаю одну-две в неделю. Может, потому что сегодня я учу себя не заниматься операционной работой, а думать только о стратегии в бизнесе.
Уход от операционной деятельности неизбежен, если ты принимаешь на работу генерального директора: тебе нужно отдать ему зону ответственности. Мы очень выросли — работаем в трех городах Украины. И я понимаю, что для того, чтобы продолжать быть СЕО, я должна отодвинуть на задний план очень многие важные для меня вещи. Операционная работа меня уже не так вдохновляет, как раньше. У меня сегодня другие приоритеты.
Не ради денег
Когда по пирамиде Маслоу закрываются базовые потребности и у тебя больше не стоит вопрос выживания, ты начинаешь думать о том, как улучшить мир вокруг себя. Ведь ты можешь жить в достатке и гармонии, но ты не живешь только в своей семье, тебе и твоим детям все равно нужно общаться с миром. Мне кажется, что сознание у людей растет, особенно это стало заметно после Майдана.
У меня тоже есть осознание, что пришло время давать — и я даю. Я начала выступать, обучаю, у меня есть несколько людей, которые обратились ко мне как к ментору.
На каждом жизненном отрезке у меня были хорошие учителя. Кстати, именно благодаря моему поиску нового учителя мы познакомились с Владом. Я пришла в FBN с запросом о старшем сыне, потому что он после окончания университета работал юристом, и я хотела его интегрировать в компанию, но не знала, как это сделать. Там я услышала будущего мужа. Он всегда блестяще выступает, и я влюбилась в него сразу.
О книгах и сервисе
Мы уже не fashion-компания, а сервисная компания, которая продает fashion. До недавнего времени сервис-среда в Украине была не особо развита. Мне очень нравится выражение: «Сервис начинается тогда, когда заканчиваются очереди». Раньше ты покупал просто продукт и был счастлив, потому, что мог найти его в условиях дефицита. Сейчас клиента практически невозможно удивить продуктом.
Мы одни из первых начали работать над улучшением сервиса, и вот уже три года отрабатываем сервисную программу с Анастасией Владычинской.
Сначала мы изменили внутренний сервис, а только потом — внешний. У нас каждый сотрудник — внутренний клиент для другого. Мы год перестраивали внутренний сервис и потеряли порядка 30% сотрудников, потому что не каждый готов думать сначала о других, а потом о себе. Но теперь каждый член нашей команды — наша гордость.
Я нашла себя и реализовалась как личность и как женщина. И несмотря на то что я провожу много времени с людьми, на самом деле я черпаю энергию в самой себе. Я интроверт. Поэтому сама себе инструмент восстановления. Когда я устаю, мне просто нужно побыть наедине с собой. Иногда это занимает два часа, иногда — целый день, а потом я снова готова общаться с миром.
Читайте также —
Владислав Бурда, Антошка: Як мрії допомагають досягти успіху