Степан Слинчук, ювелирный бренд SOVA: Положительно относимся к стрит-ритейлу
Исполнительный директор SOVA о продажах, среднем чеке покупателя, усилении команды, планах развития сети и украинском ювелирном рынке.
Сеть ювелирных магазинов SOVA насчитывает 20 торговых точек по всей Украине. Но это не много по сравнению с теми планами, которые ставит перед собой команда ритейлера. В чем уникальность и к чему стремится бренд, что позволяет ему успешно развиваться при любой ситуации в стране, и что хочет достичь компания в будущем, RAU рассказал исполнительный директор SOVA Степан Слинчук.
— С момента прошлого интервью RAU с SOVA прошел год. Что произошло за это время?
— Целый год мы продолжали реализацию проектов, начатых год-два назад. Мы сосредоточились на выстраивании процессов. От идеи новой коллекции до производства, управления остатками, продаже и сервиса.
Планируем выпускать коллекции каждый квартал, а пополнение и обновление ассортимента проводим еженедельно. Серьезным было решение о выходе на ТВ с прямой рекламой.
— Насколько эффективно запускать рекламу ювелирных украшений на телевидении?
— С одной стороны, это финансовые затраты, с другой – возможности. Мы решили, что готовы, вложили в это серьезные инвестиции.
Наибольший эффект от рекламы на ТВ мы ощутили в регионах. В Киеве работают все каналы коммуникации: глянец, борды, радио. В регионах влияние ТВ ощутимее.
— Многие стремятся работать в торговых центрах. Насколько интересно открывать сегодня торговые точки в стрит-ритейле?
— Есть регионы, где ТРЦ не развиты достаточно. Там нет профессиональных торговых центров, клиенты предрасположены для прогулок на улице. Есть центральная улица, которая играет ключевую роль для шопинга.
Мы положительно относимся к стрит-ритейлу. Наши флагманы во Львове, Одессе, Днепре, Харькове – именно на улице. Более того, Харьков в прошлом году показал взрывной рост продаж именно в магазинах на улице.
— С чем это связано?
— Сплоченная команда и системная работа. Отслеживаем результат каждого магазина, анализируем десятки факторов, учимся управлять ими. Что-то получается, дает результаты.
Прогнозы продаж уточняем каждый месяц. Текущий прогноз немного перевыполняем. Получаем хороший прирост к прошлому году.
— Как именно проводите подобные расчеты?
— Это математическая модель, которая прогнозирует продажи в каждом магазине: что, и в каких объемах продается. Прогноз становится планом магазина. Стараемся ассортимент подстраивать под нужды торговой точки.
— Какие условия ТРЦ нынче выставляют ювелирным операторам?
— Рынок коммерческой недвижимости растет, вакантность сокращается, есть дефицит торговых площадей, тем более, что открытие некоторых ТРЦ задерживается. Соответственно, арендные ставкитакже растут. Для многих это сдерживающий фактор в развитии.
— Как это влияет на масштабирование SOVA? Сколько сейчас магазинов в сети?
— 20 магазинов. В мае открываем магазин в Ивано-Франковске. Готовы открываться дальше. У нас есть требования к результативности потенциальных торговых точек. Прежде чем принять решение об открытии, прогнозируем результат магазина. Рассчитываем потенциальный объем продаж. Эту модель также постоянно совершенствуем.
— Ведете сейчас с кем-то переговоры?
-Мониторим около 40-ка локаций по Украине. При наличии предложения и адекватных условий, готовы туда заходить. Ведем переговоры с ТРЦ, которые будут открываться в 2019-20 годах. До конца года хотим открыть не менее пяти новых торговых точек в Киеве и регионах.
— В чем отличие ваших онлайн- и офлайн-продаж?
— Лишь в том, что в интернет-магазине мы можем представить весь наш ассортимент, а в рознице – ограниченное предложение. Но зато там клиенты могут попробовать, примерить, посоветоваться со стилистом. Стремимся к тому, чтобы для клиента разницы не было. Цены одинаковые, полная синхронность в активностях и акциях. Интернет-магазин у нас молодцы – у них трехзначные цифры прироста год к году, причем уже второй год подряд.
— Как вы анализируете эти показатели?
— Через онлайн-аналитику: посещаемость, конверсия, объем продаж. К сожалению, нет аналитики всего украинского ювелирного рынка. Проводим анализ самостоятельно, пытаемся рассчитать свою долю на рынке.
— А по отношению к общему объему продаж какой процент занимает интернет-магазин?
— В последнее время интернет-магазин SOVA стал крепким середнячком по сравнению с розничными торговыми точками сети. Если бы он был офлайн-магазином, он был бы постоянно в топ-5. Продажи в интернет-магазине растут быстро. Верим в это направление.
— Какой средний чек наиболее комфортный для покупателей?
— От магазина к магазину чек меняется, но большинство покупок совершается в категории до 6000 грн. Думаю, эта цифра будет расти, вместе с экономикой и доходами населения.
— Насколько отличается средний чек в регионах и в Киеве?
— Он даже в Киеве в разных магазинах отличается. Это зависит от точки, активностей, которые мы проводим, выхода новых коллекций, поступления изделий. Это волатильная величина.
— В интернет-магазине этот чек как-то отличается?
— Он меньше на 25-30%.
— Если в целом, то что сегодня происходит с ювелирным рынком Украины?
— Для кого-то он стагнирует, для кого-то – развивается. Одновременно на рынке есть компании, которые растут, и те, кто падает. Все зависит от того, что в головах собственников и топ-менеджмента. В целом же, по нашим оценкам, рынок немного, но растет. Этот прирост составляет около 10%.
— Помимо арендных ставок, можете выделить другие проблемы, с которыми сталкивается на украинском рынке бренд SOVA?
— Я бы не стал называть это проблемами. Есть вызовы, узкие места, цели, которые нужно достигать. Мы понимаем наши задачи на текущий год и стараемся максимально их реализовать, но проблемами их не называем. Есть риски, но они общестрановые, общеэкономические. Мы внутри экономики, на нас влияют такие же факторы, как и на любую компанию в стране.
— Можно ли ожидать более быстрого развития рынка через какой-то промежуток времени? В чем, помимо прибыли ритейлеров, это будет выражаться?
— Выделю два основных фактора. Первый – общеэкономический. Если экономика будет расти, у населения будет больше средств, и они смогут, в том числе, больше тратить на ювелирные изделия. Это будет зависеть от политической ситуации, курса доллара, роста заработной платы и т.д.
Второй фактор – то, что происходит внутри самого рынка. Быстрые и гибкие компании будут становиться сильнее. Кто не сможет адаптироваться, будут искать оптимальные для себя решения: с кем-то объединиться, резко меняться, продаться, закрыться. Это общемировой тренд, когда рынок консолидируется. По моему ощущению, точно также будет меняться отечественный рынок и будут оставаться только самые быстрые, гибкие и смелые компании.
— Какие глобальные планы на развитие у SOVA?
— Начали обращать внимание на зарубежные рынки. Но прежде займем лидирующие позиции в Украине. В ближайший год мы будем стремится к тому, чтобы развиваться и открывать новые торговые точки, становиться еще более доступными территориально для большего числа клиентов.
В этом году усиливаем арт-команду. Для нас это R&D – исследовательское экспериментальное подразделение. Это серьезная инвестиция. Работают люди, продуктом которых может быть идея или эскиз. Как получить из этого финансовый результат – это уже другой вопрос и задача для всей команды.
Читайте также