Рекордный год: сколько магазинов открыли крупнейшие сети Украины в 2019-м
Лидерами по открытию новых магазинов в 2019 году стали сети АТБ, Сільпо, EVA, Prostor, JYSK, Эпицентр, Eldorado, Алло, Intertop и другие.
Портал RAU продолжает подводить итоги работы ритейл-компаний в 2019-м. Очередная публикация посвящена открытиям новых магазинов крупнейшими игроками украинского розничного рынка с разбивкой по сегментам. В материале представлены крупнейшие сети Украины, предоставившие редакции портала информацию о своей активности в прошедшем году.
FMCG
- АТБ-Маркет – 87
- Fozzy Group – 48
- Varus – 15
- Novus – 4
- Ритейл Групп – 1
- Metro Cash&Carry – 1
Уже привычно для последних лет лидером по открытиям новых магазинов в украинском FMCG-ритейле стала сеть дискаунтеров АТБ-Маркет. На начало 2019 года ритейлер объединял 990 магазинов. К 20 декабря АТБ открыл 62 дискаунтера, в том числе 10 объектов в Южном регионе (Одесская, Николаевская, Херсонская области), 23 — в Западном регионе (Львовская, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области), по 12 в Киевском (Киевская, Винницкая, Житомирская, Кропивницкая, Черкасская и Черниговская области), и Днепровском регионах (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кропивницкая и Луганская области) и 5 в Харьковском (Харьковская, Полтавская, Сумская и Черниговская области). При этом в компании уточнили, что до конца года планируется запуск еще 25-ти торговых точек. Таким образом, в общей сложности ритейлер откроет за год 87 магазинов, закрыв всего один. Планируемое количество торговых объектов в сети на 31 декабря 2019-го — 1076.
Активно развивал собственную торговую сеть и другой лидер рынка продуктового ритейла – Fozzy Group. Так, в 2019-м компания открыла три новых дискаунтера Thrash! в Одессе, Нежине (Черниговская обл.) и Фастове (Киевская обл.), расширив сеть до 39-ти магазинов. Другой входящий в группу ритейлер — Фора — открыл 17 новых магазинов в Киеве и области. К концу года сеть насчитывала 247 торговых точек Фора и премиальный food market Favore. Впрочем, основной акцент Fozzy Group сделала на развитии своей флагманской торговой сети – Сільпо. В 2019 году компания открыла 23 новых и 5 обновленных маркетов бренда. Больше всего открытий Сільпо за год произошло в Киеве и области (15), а также в Одессе (4) и Львове (3). К концу года сеть маркетов насчитывала 258 объектов, включая четыре магазина Le Silpo.
Сеть магазинов Varus к средине декабря открыла 11 новых магазинов в Днепре, Кривом Роге, Киеве, Запорожье и других городах. Знаковым для сети в 2019 году можно считать возвращение в Донецкую область и открытие супермаркета в Светлодарске. Также в компании заявили о планах до конца 2019-го расширить донецкую сеть до четырех объектов, открыв магазины в Николаевке, Белозерском, Бахмуте. Всего же за прошедший год ритейлер откроет 15 новых торговых точек и будет насчитывать 84 магазина суммарной площадью 81 840 кв. м.
Сеть Novus в 2019 году открыла четыре новых магазина. В начале года компания открыла новый маркет в Ирпене Киевской области, в сентябре – флагман с торговой площадью 6300 кв. м в столичном ТРЦ Sky Mall, в ноябре – торговый объект формата Express в Новоселках под Киевом, а в декабре – магазин на проспекте Правды, 41, в столичном жилкомплексе «Варшавский». При этом компания закрыла одну из торговых точек в Ровно, а также супермаркет в столичном ТРЦ Dream Town. Таким образом к концу 2019-го сеть Novus насчитывала 43 магазина в Украине.
Другие лидеры украинского рынка продуктового ритейла практически не масштабировали торговую сеть. К примеру, холдинг Ритейл Групп, который в Украине развивает сети Велика Кишеня, Велмарт и ВК Экспресс, в 2019 году открыл лишь один магазин в Киеве на ул. Березняковская, 31. В компании уточнили, что сейчас основной фокус в работе сделан на улучшение качества обслуживания и реформат магазинов Велика Кишеня в дискаунтеры Велмарт.
Также лишь один магазин в Украине открыл немецкий ритейлер Metro Cash&Carry. В октябре сеть компании пополнилась новой торговой точкой под брендом Бери Вези в Чернигове. В компании отметили, что сейчас Metro Cash&Carry Украина развивает свой бизнес в стране именно с фокусом на сегмент В2В, обслуживая профессиональных клиентов — владельцев малого и среднего бизнеса. К концу 2019 года в украинскую сеть ритейлера входило 26 центров оптовой торговли, в том числе 23 классических магазина Metro формата Cash & Carry и 3 ТЦ малого формата под брендом Бери Вези.
Еще один международный ритейлер – французский Ашан – в 2019 году сконцентрировался на внутренних процессах. Как уточнили в пресс-службе компании, в фокусе внимания была смена коммерческой стратегии, развитие электронной коммерции, а также запуск первой программы лояльности в сети. Подробнее об этом в интервью RAU рассказывала генеральный директор Ашан Ритейл Украина Виктория Луценко. Что касается торговой сети, то она за прошедший год сократилась с 27 до 26 объектов после закрытия гипермаркета Ашан в столичном ТРЦ Sky Mall.
Товары для дома
- JYSK – 11
- Эпицентр К – 10
- Агромат – 3
- Leroy Merlin – 1
Лидер украинского рынка непродовольственных товаров – компания Эпицентр К – в 2019 году продолжила расширение сети и обновление торговых объектов. К началу года она объединяла 50 торговых центров Эпицентр и 14 гипермаркетов Новая линия. На протяжении года Эпицентр К открыл еще восемь новых ТЦ, в том числе один большого формата в Краматорске и 7 ТЦ малого формата в Дрогобыче, Хусте, Червонограде, Ковеле, Боярке, Нововолынске и Прилуках. Также два гипермаркета Новая линия (в Ужгороде и Борисполе) были переформатированы в инновационные ТЦ Эпицентр. Кроме того, торговый центр на ул. Вискозной в Киеве был перестроен в фулфилмент-центр для обслуживания интернет-заказов. Таким образом, к концу года ритейлер объединял 59 ТЦ Эпицентр и 12 гипермаркетов Новая линия.
Датская сеть магазинов JYSK к началу 2019-го объединяла 47 торговых точек в Украине. При этом за прошедший год компания сумела открыть еще 11 магазинов, закрыв лишь один. Больше всего новых объектов появилось в Киеве – три. Однако большое внимание было уделено расширению географической представленности бренда в Украине. Ритейлер открыл по одному магазину в Чернигове, Каменце-Подольском, Черкассах, Львове, Кривом Роге, Черновцах, Луцке и Николаеве. К концу года сеть датского бренда JYSK в стране насчитывала 57 торговых объектов, а также интернет-магазин.
Сдержанные темпы экспансии в 2019 году наблюдались у одного из крупнейших в стране продавцов плитки и сантехники – компании Агромат. За год ритейлер открыл один новый магазин в Харькове, а также запустил обновленную торговую точку, расширив ее площадь вдвое. Тем самым компания увеличила украинскую сеть до 20-ти торговых объектов. В то же время, следует отметить запуск первого для Агромат магазина за пределами страны. Стартовой площадкой для зарубежной экспансии стал грузинский город Батуми.
Французский DIY-ритейлер Leroy Merlin в прошедшем году также открыл лишь один магазин в Украине. Однако это событие было знаковым для компании, которая впервые вышла за пределы столицы. Весной 2019-го гипермаркет Leroy Merlin площадью 10 500 кв. м начал работу в одесском торгово-развлекательном центре Riviera. Торговый объект ритейлера в Одессе стал уже пятым в украинской сети Leroy Merlin.
Бытовая техника, электроника, гаджеты
- Алло – 35
- Eldorado – 30
- Фокстрот – 19
- Цитрус – 12
- Comfy – 4
Сеть Алло за прошедший год провела 35 открытий или обновлений по всей Украине. Несмотря на то, что компания немного потеряла в количестве торговых точек к концу года (350 против 360), она компенсировала это запуском магазинов нового формата. В частности, в ноябре ритейлер запустил Алло Мах в днепровском Мост-сити, в сентябре запустил интересный совместный проект с сетью Арома Кава в Харькове, и целый год занимался совместным проектом с IQOS. Благодаря этому проекту Philip Morris и Алло сейчас во всех магазинах Алло Мах есть зоны IQOS.
Сеть магазинов техники и электроники Eldorado в прошедшем году сконцентрировалась на обновлении и реформате торговых точек. В 2019-м компания реконструировала 25 магазинов в разных регионах Украины. Кроме того, сеть пополнилась шестью новыми торговыми объектами во Львове, Кропивницком, Чернигове, Мариуполе, а также Каменце-Подольском Хмельницкой области и Коломые Ивано-Франковской области. К концу 2019 года сеть Eldorado в общей сложности насчитывала 124 магазина в Украине по сравнению со 128 точками годом ранее.
Большое количество магазинов также обновил другой крупный игрок украинского рынка – Фокстрот. За прошедший год компания провела 10 реформатов в Киеве, Днепре, Львове, Виннице, Запорожье, Кривом Роге, Николаеве, Полтаве, Ивано-Франковске и Краматорске Донецкой области. Кроме того, Фокстрот провел еще пять релокаций (в Киеве, Чернигове, а также Павлограде Днепропетровской области, Смеле Черкасской области и в Броварах под Киевом) и четыре новых открытия в Луцке, Вишневом (Киевская обл.), Червонограде (Львовская обл.) и Дубно (Ровенская обл.). В то же время, к концу года сеть Фокстрот насчитывала 162 торговых объекта – столько же, сколько на конец 2018-го.
В сети магазинов Comfy в 2019 году было открыто три новых магазина в Киеве (пр-т Оболонский, 19), Львове (ул. Мазепы, 1 Б) и Харькове (пр-т Людвига Свободы, 43), а также осуществлен один переезд в Запорожье (ул. Запорожская, 1 Б). Однако за прошедший год общее количество магазинов в сети Comfy сократилось с 94-х до 93-х торговых точек.
Сеть Цитрус в 2019 году открыла десять новых объектов, провела расширение одного магазина, а также открыла зоны Apple Shop в двух действующих точках. Новые магазины были открыты в Запорожье, Днепре, Виннице, Кривом Роге, Херсоне и Чернигове, а также в Одессе и Полтаве (по два). Общая площадь открытых торговых объектов компании составила около 5000 кв. м. Таким образом торговая сеть Цитрус за год выросла с 51-го до 61-го магазина.
Мелкоформатный ритейлер гаджетов ЖЖУК в 2019 году сосредоточился на эффективности работы магазинов, а также реформате торговых точек. В итоге общий размер сети остался в пределах 650 торговых объектов в Украине. Впрочем, уже в следующем году компания планирует вернуться к масштабированию бизнеса и довести общее количество точек продаж в Украине до 700.
Drogerie & Beauty
- EVA – 218
- Prostor – 24
- ISEI – 16
- Brocard – 9
- Watsons – 4
Абсолютным рекордсменом 2019 года по темпам развития стала сеть магазинов EVA. В общей сложности компания открыла 218 новых торговых точек. При этом чистый прирост магазинов за год был немного меньшим: если на 31 декабря 2018 года EVA объединяла 770 торговых объектов, то на 31 декабря 2019-го – 974 магазина. При этом компания планирует продолжить динамичное масштабирование сети: как рассказывала в интервью порталу Investory News исполнительный директор EVA Ольга Шевченко, в следующем году ритейлер намерен открыть еще 180 торговых точек.
Другие игроки украинского сегмента drogerie открывали гораздо меньше магазинов. К примеру, сеть Prostor открыла 24 новые торговые точки. Однако чистый прирост по сети был в шесть раз меньше: к концу 2019-го сеть насчитывала 336 магазинов – всего на четыре больше по сравнению с концом 2018 года. Возможно, более существенный рывок в размерах торговой сети компании удастся сделать в следующем году в случае поглощения другого крупного игрока — Космо. Напомним, в сентябре 2019-го владелец сети магазинов ProStor Вадим Тугай получил разрешение на эту сделку от Антимонопольного комитета Украины.
Второй по величине drogerie-ритейлер Украины – Watsons – в прошлом году и вовсе сократил свою торговую сеть. За 2019-й компания открыла всего четыре магазина в Киеве, Ивано-Франковске и Сумах. При этом общий размер сети за год сократился на 13 торговых объектов: если к началу 2019-го Watsons объединял 429 торговых точек, то к концу – всего 416.
Незначительно сократилась в прошедшем году и сеть магазинов косметики ручной работы LUSH. Компания закрыла один из своих магазинов в Украине и к концу 2019-го насчитывала 14 торговых точек. Новых открытий у компании не было.
Масштабировалась в прошедшем году сеть корейской косметики ISEI. За 2019 год ритейлер открыл 16 новых магазинов, увеличив размер сети с 76-ти до 92-х торговых объектов в Украине. Больше всего точек (9) компания открыла в Киеве. Еще по одному магазину начали работу во Львове, Днепре, Черкассах, Запорожье, Ровном и Борисполе Киевской области.
Компания Brocard Украина по состоянию на средину декабря открыла восемь новых торговых точек. Один из лидеров парфюмерно-косметического рынка Украины открыл пять новых магазинов Brocard в Киеве, Краматорске, Харькове и два во Львове, а также три торговых объекта Kiehl’s в Киеве, Одессе и Харькове. Помимо этого, ритейлер провел две реновации, открыв обновленные магазины Brocard в харьковском ТРЦ Караван и киевском ТРЦ Dream Town. В пресс-службе сети уточнили, что в декабре планируется открытие еще одного объекта в столичном ТРЦ Ocean Plaza. Таким образом к концу 2019-го сеть будет насчитывать 99 магазинов в 26 городах страны.
Одежда, обувь, спорттовары
- Intertop – 19
- Intersport – 18
- ARGO – 9
- LPP – 7
- LC Waikiki – 5
- VOVK – 4
- Decathlon – 2
Компания Intertop Ukraine в 2019 году открыла 19 новых магазинов. В частности, запустил по шесть торговых объектов Intertop и Skechers, по два магазина Geox и Timberland, и по одной точке Intertop outlet, Marc O’Polo и The North Face. Причем последний бренд впервые представлен ан украинском рынке. К концу 2019-го Intertop Ukraine объединял 131 магазин в Украине.
Активно расширяла торговую сеть в Украине польская fashion-группа LPP. В 2019 году украинское подразделение компании, развивающее бренды Reserved, Cropp, Sin Say, Mohito и House, выросло с 93-х до 100 магазинов. Компания открыла новые торговые точки Reserved, House и Sinsay. При этом уже в 2020-м ритейлер планирует увеличить количество собственных магазинов в Украине почти на 30%.
Акцент на масштабировании торговой сети в регионах Украины сделал турецкий fashion-ритейлер LC Waikiki. В прошедшем году компания открыла новые магазины в Хмельницком (ТРЦ Оазис), Одессе (ТРЦ City Center), Мариуполе (ТРЦ Port City) и Ивано-Франковске (ТРЦ Велес). Единственный новый объект в столице страны был открыт уже в конце года. В торгово-развлекательном центре Променада Парк начал работу LC Waikiki в формате outlet. Таким образом, за год ритейлер открыл пять новых магазинов, закрыв лишь одну торговую точку – в киевском ТРЦ Dream Town. К концу 2019-го украинская сеть LC Waikiki объединяла уже 33 торговых объекта в разных городах страны.
Ритейлер ARGO, развивающий в стране одноименные мультибрендовые магазины, а также целый ряд монобрендовых сетей международных торговых марок, в 2019 году открыл девять новых торговых точек. Сеть компании пополнилась двумя объектами Lee Cooper, двумя магазинами Parfois и по одному Benetton, Liu Jo, Scotch & Soda, OVS kids и Penti. При этом общее количество торговых точек под управлением Argo выросло с 46 до 51.
Сеть магазинов украинского бренда VOVK в 2019-м пополнилась четырьмя новыми объектами. Компания открыла магазины в днепровском ТРЦ Мост-сити, киевском ТЦ Globus, а также в Ивано-Франковске и Николаеве. Таким образом за год сеть VOVK выросла с 35-ти до 39 студий в 18 городах Украины.
Бренд Intersport, который в Украине развивает компания Эпицентр К, был наиболее активным игроком прошедшего года в сегменте спортивной одежды и аксессуаров. В 2019-м сеть Intersport в стране расширилась на 18 магазинов и сейчас насчитывает уже 42 объекта общей торговой площадью 42 375 кв. м. Магазины бренда представлены уже в 25-ти городах Украины.
Знаковым в 2019 году также стал выход в Украину первого магазина французского бренда Decathlon. Свой первый магазин в стране площадью 2500 кв. м ритейлер открыл в марте в киевском Ритейл Парке Петровка. А уже в ноябре 2019-го Decathlon открыл второй торговый объект площадью 3000 кв. м, который также разместился в столице — на ул. Берковецкой, 6.
Детские товары
- Антошка – 5
- Mikki – 3
- Bembi – 1
Сеть Антошка в прошедшем году открыла открыли пять новых объектов. Торговые точки ритейлера начали работу в столичных ТРЦ Gulliver и Cosmopolite Multimall, львовском СТРЦ Spartak, а также в ТЦ Европарк в Софиевской-Борщаговке и ТЦ Cherry Mall в Вишневом. Тем самым компания увеличила размер торговой сети с 36 до 41 магазина. Помимо этого, ритейлер провел реконструкцию одного из флагманских объектов (Мега-Антошка в Одессе) и обновил еще два магазина в Ужгороде и львовском ТЦ Роксолана. В следующем году сеть не планирует снижать темпы развития и ведет активные переговоры по открытию пяти объектов, а также планирует реконструкцию минимум трех существующих магазинов.
Сеть Mikki, которая в начале 2019 года насчитывала 13 магазинов, за 2019 год открыла еще три новых торговых объекта, расширившись до 16 магазинов в Украине. Сейчас торговые точки сети представлены в девяти городах страны (Днепре, Киеве, Львове, Харькове, Кременчуге, Павлограде, Энергодаре, Никополе и Белой Церкви). Кроме новых открытий, в прошедшем году ритейлер провел реформат еще одного магазина Mikki в MYplay.
Сеть Bembi в 2019 году открыла только один собственный магазин в киевском торгово-развлекательном центре Dream Town-2, и еще один франчайзинговый торговый объект на улице Довженко, 4 во Львове. К концу года торговая сеть ритейлера насчитывала 36 фирменных магазинов в разных городах Украины.
Читайте также обзор открытий 2018 года —
Сколько магазинов открыли крупнейшие торговые сети Украины в 2018 году