Торговля под обстрелами: как продуктовые сети доставляют еду в прифронтовые города

Торговля под обстрелами: как продуктовые сети доставляют еду в прифронтовые города

01.08.2022 08:08
  2404
Дарія Осіїк

В больших прифронтовых городах проблемы с продуктами питания. Большинство сетевых супермаркетов закрылись. Оставшиеся вынуждены реже доставлять товар, из-за опасности и привозить только самое необходимое. Forbes узнал, каким образом ритейлеры доставляют продукты питания в прифронтовые города.

Еще весной по всей Донецкой области закрылись почти все сетевые магазины, сообщили Forbes в Сільпо и Varus. АТБ, по просьбе военной администрации (ОВА), оставил всего четыре торговых точки из 70. Полноценно работает только ЭКО Маркет.

Кроме того, по области осталось 35 рынков, это 28% от довоенного. Что же касается продуктовых магазинов, то, по данным ОВА, в городах работает 70% из них.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись ритейлеры на Донбассе, — это поставка товара. “Если до начала активных боевых действий в регионе работали местные компании, которые отгружали товар прямо в магазины, то сейчас они прекратили работу”, – рассказывает президент ЭКО Маркет Инна Мирошниченко. Ранее ритейлер наполнял маркеты из двух источников — с помощью локальных поставщиков и возил из Киева, а теперь доставляет исключительно из распределительного центра в столице.

ЭКО Маркет принял стратегическое решение работать на прифронтовых территориях и открываться одними из первых на деоккупированных, говорит она. По ее словам, ритейлер сознательно рискует для предупреждения гуманитарного кризиса. В настоящее время ЭКО Маркет закрыл всего один из семи работающих на Донбассе супермаркетов. Точки ритейлера открыты в Краматорске, Мирнограде, Бахмуте, Покровске и Константиновке.

Похожая ситуация и у небольшой сети LAFAR, работающей в Донецкой области и Киеве. Логистические компании не работают, поэтому компания нанимает частных перевозчиков, которые и доставляют ее товары в магазины.

Поэтому ритейлеры стали реже пополнять товарные запасы в своих торговых точках. ЭКО Маркет доставляет продукты два раза в неделю большегрузной машине. По словам Мирошниченко, это в разы меньше, чем полгода назад. Она называет героической работу двух водителей компании, выполняющих рейсы. “LAFAR возит продукты трижды в неделю, хотя до начала полномасштабной войны поставки в магазины были ежедневными”, – рассказывает генеральный директор сети Алексей Василенко. Похожая история и у АТБ, также доставляющего товар три раза каждые семь дней.

Ассортимент, чеки, волонтеры

На днях сеть LAFAR закрыла один из своих супермаркетов в Константиновке, где до полномасштабной войны проживало около 100 000 человек. Причины — уменьшение количества потребителей из-за эвакуации из опасного места и уменьшение покупательной способности оставшихся. «Подорожание продукции, сложности с логистикой и, как следствие, супермаркет стал нерентабельным, поэтому мы его закрываем», — говорит Василенко.

По состоянию на первую декаду июля в области осталось 340 000 человек из 1,67 млн, сообщил в эфире общенационального марафона глава Донецкой ОВ Павел Кириленко. Соответственно, упало количество чеков в сетях. Как сообщают в ЭКО Маркет, в целом по региону она снизилась на 60%.

“Что касается ассортимента, то в магазины доставляют только жизненно необходимые товары, – рассказывает начальник управления по корпоративным коммуникациям АТБ Сергей Демченко. – Это 400-500 позиций товаров, важных для поддержания жизни людей”. Хотя обычный ассортимент ритейлера – 2500-3000 наименований.

В ЭКО Маркете количество наименований товара уменьшилось в два раза от периода до начала боевых действий. Львиная часть товарооборота сейчас приходится на социальные и товары первой необходимости, обеспечивающие базовые потребности населения.

Однако чем ближе к линии фронта, тем хуже ситуация, говорят в Донецкой ОВА. “В некоторые населенные пункты вблизи боевых действий продукты доставляют, в основном, волонтеры, – рассказывает глава точки выдачи гуманитарной помощи «Папа Хаб» Александр Иванов. – Это небольшие села на Бахмутском направлении. В магазины туда ничего не возят, даже микроавтобус не проедет из-за опасности .Волонтеры прорываются легковушками, быстро выгружают продукты и едут».


К последним новостям К популярным новостям Поддержать редакцию

Share this news on social networks


Read also

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Выезд украинцев за границу, падение покупательной способности оставшихся, проблемы с логистикой и несоответствием...
time icon   
  3754