#10yearschallenge: как изменились крупнейшие торговые сети Украины

#10yearschallenge: как изменились крупнейшие торговые сети Украины

22.01.2019 08:15
  712
Виктор Нагорский

Как выглядели магазины крупнейших торговых сетей Украины в 2009 году, сколько торговых точек насчитывали и другие любопытные факты о ритейлерах 10-летней давности.

Читайте українською

В середине января социальные сети всего мира захватил флешмоб #10yearschallange. Его участники делятся своими фотографиями 10-летней давности и рассказывают об изменениях, произошедших с ними за прошедшие годы. Портал RAU решил присоединится в флешмобу, выяснив, как выглядели магазины крупнейших ритейлеров Украины десять лет назад и что изменилось в компаниях с тех времен.

Intertop Ukraine

Сеть магазинов компании Intertop Ukraine, созданная в 1994 году, на 1 января 2009-го насчитывала 111 торговых точек в Украине (сейчас 116). По словам директора по маркетингу Intertop Валерии Толочиной, среди ключевых изменений в компании, произошедших за минувшие 10 лет – появление онлайн-магазина intertop.ua и рост в спортивных брендах — сеть Skechers увеличилась в 8 раз. Также ритейлер существенно вырос в сегменте fashion: на украинский рынок были выведены бренды Armani Exchange, Emporio Armani, Napapijri, а сеть Marc O’Polo увеличилась в два раза. Помимо вышеупомянутых брендов, сейчас компания также развивает сети магазинов Intertop, Ecco, Timberland, Geox, Clarks, Intertop Outlet, Intertop Kids. Суммарная площадь магазинов ритейлера превышает 30 000 кв. м.

Prostor

Один из лидеров украинского рынка drogerie 10 лет назад был втрое меньше по размерам сети, чем сейчас. На начало 2009-го компания объединяла 102 магазина. Превысить отметку в 100 торговых точек ритейлеру удалось всего за 3,5 года – первый магазин Prostor был открыт в июле 2005-го. Среди знаковых для компании событий в 2008-м также стоит отметить открытие первых торговых объектов в Киеве и Крыму.

Comfy

Ритейлер бытовой техники и электроники Comfy 10 лет назад объединял 33 магазина, включая торговые точки в Крыму и на Донбассе. Несмотря на потерю магазинов на этих территориях, сейчас сеть стала почти в три раза больше и насчитывает 93 торговых объекта. Помимо этого, 10 лет назад Comfy вышел на столичный рынок. Любопытно, что первый торговый объект в Киеве открылся в полночь. Работал он в торговом центре Альта-Центр, которые позднее был перестроен в ТЦ Эпицентр нового формата.

Помимо этого, следует отметить, что многие из нынешних топ-менеджеров компании работали в Comfy еще 10 лет назад. В 2009-м генеральным директором ритейлера был собственник Станислав Ронис, а нынешний СЕО компании Игорь Хижняк работал директором департамента по развитию бизнеса, операционный директор Наталья Кутузова 10 лет назад работала директором магазина, коммерческий директор Иван Павлик был категорийным менеджером IT, руководитель отдела диджитал и бренд-маркетинга Александр Жиляев работал маркетинг-менеджером. При этом начальник отдела CRM руководила тогда еще и сайтом, и контакт-центром. Сейчас сайт — это интернет-магазин, а контакт-центр — вообще отдельная структура.

Brocard

Cеть Brocard на 1 января 2009-го состояла из 58 магазинов общей площадью более 18 600 кв. м. Для сравнения, на аналогичную дату этого года компания управляла 88 торговыми точками Brocard, двумя Brocard Niche Bar, четырьмя M.A.C. и одной Kiehl’s суммарной площадью свыше 28 600 кв. м. При этом в 2009 году ритейлер открыл шесть магазинов Brocard (в 2019-м компания планирует запуск 5-7 новых торговых объектов) общей площадью более 2000 кв. м, в том числе один shop-in-shop в столичном ТРЦ Dream Town.

Оборот сети за 2008 год составил 776 млн грн, по итогам 2018-го – 4 млрд грн. В магазины сети 10 лет назад ежедневно входило 13 000 человек, а общее количество зарегистрированных клиентов составляла 374 000 человек. В 2018-м Brocard ежедневно посещали 26 000 человек, а количество зарегистрированных клиентов превышало 1,44 млн человек.

ЭКО маркет

Всеукраинская сеть супермаркетов ЭКО маркет в начале 2009 года объединяла 52 магазина (в конце года их было уже 60) в 15 регионах страны. За прошедшие 10 лет размер сети увеличился более чем в 2 раза и сейчас в Украине работает уже 119 магазинов ЭКО маркет. Товарооборот сети по итогам 2008 года составил 1,7 млрд грн. Для сравнения, в 2017-м ритейлер нарастил товарооборот на 13% — до 7 млрд грн.

Антошка

Первый детский магазин сети Антошка был открыт в 1997 году в Одессе и последующее десятилетие компания непрерывно росла. Уже в 2008-м она управляла 40 торговыми объектами. В конце 2008 года в сети также начал работу Мега-Антошка в Харькове – пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс для детей площадью почти 8600 кв. м. Этот проект стал крупнейшей инвестицией компании.

В то же время, кризисный период 2008-2009 годов для ритейлера был крайне непростым. Как признавался основатель Антошки Владислав Бурда, к концу 2008-го долги компании составляли $45 млн. Несмотря на это предпринимателю удалось не только удержать бизнес на плаву, но и продолжить развитие. В 2017-м компания начала внедрение нового формата магазинов. Сейчас сеть насчитывает 37 торговых объектов в стране.

Сільпо

Первый супермаркет Сільпо был открыт в Киеве в 1998 году. В последующие 10 лет сеть росла в среднем на 15 торговых объектов ежегодно и к концу 2008-го состояла из 150 супермаркетов по Украине (сейчас – 240).

В компанию Fozzy Group, помимо Сільпо, в 2008-м также входили сети магазинов Фора, Буми, гипермаркеты Fozzy C&C. По итогам 2008 года суммарный товарооборот торговых сетей компании вырос на 28,7% — до 10,2 млрд грн. Для сравнения, в 2017-м выручка Fozzy Group выросла на 13% и составила 62,4 млрд грн.

Ашан

Французский ритейлер Ашан 10 лет назад лишь начинал свой путь в Украине. В 2008-м компания открыла первые гипермаркеты в Киеве и Донецке, а в 2009-м ритейлер подписал договор об аренде на 20 лет торговых площадей ушедшей из страны российской сети гипермаркетов О’кей.

Первый Ашан в Украине открылся на Петровке в Киеве

За счет сделки Ашан смог открыть по одному новому магазину в Киеве, Кривом Роге, Запорожье и Симферополе. К концу 2009-го сеть насчитывала уже семь торговых объектов в Украине. Сейчас в украинскую сеть Ашан входит 27 торговых точек трех форматов: гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома.

В прошлом году Ашан начал развитие формата магазин у дома

Novus

10 лет назад начала свое развитие в Украине и сеть Novus, входящая в литовскую группу BT Invest. С тех пор сеть магазинов ритейлера выросла до 44-х маркетов общей площадью более 170 000 кв. м. Компания развивает торговые объекты разных форматов площадью от 500 до 7 000 кв. м, в том числе – франчайзинговые. Большинство торговых точек сети работает в Киеве и области (35 маркетов). Магазины также представлены в Ровно, Черкассах, Тернополе, Николаеве, городах Корец (Ровненская обл.) и Романов (Житомирская обл.). В 2018-м Novus запустил пять новых торговых объектов, в том числе – премиального формата в столичном ТЦ Good Life. Помимо этого, в конце прошлого года компания открыла новый логистический центр площадью 7 000 кв. м в с. Софиевская Борщаговка под Киевом.

АТБ

Крупнейшая сеть магазинов в Украине АТБ, на конец декабря 2018-го объединявшая 990 дискаунтеров, за 10 лет до этого насчитывала 293 торговые точки. По итогам 2008-го компания открыла 76 новых магазинов (в 2018-м – 80). При этом товарооборот сети в 2008-м составил более 6 млрд грн. Согласно последним озвученным компанией данным, только за I полугодие 2018-го ритейлер наторговал в 8 раз больше — на 48,4 млрд грн.

EVA 

Нынешний лидер украинского рынка drogerie сеть EVA к 2008-му насчитывала 150 торговых точек и несмотря на кризис, не отказывалась от динамичного масштабирования сети. Как писал Forbes, в сентябре 2008 года на месте 25 магазинов российской дрогери‑сети Арбат‑Престиж появились новые EVA. Право аренды этих площадей, товарные остатки и оборудование компания приобрела за $1 млн. Тогда опыт M&A для компании оказался неудачным – магазины не вышли на прогнозируемый финансовый результат, и большинство из них пришлось закрыть. Впрочем, несмотря на локальные неудачи в кризисный период, в последующее десятилетие компания стабильно и быстро росла. К концу ноября 2018-го размер сети увеличился почти в пять раз – до 746 торговых точек. При этом в ближайшие годы компания не намерена сбавлять обороты и планирует открывать по 150-200 магазинов ежегодно.

Mikki

Сеть детских магазинов Mikki 10 лет назад лишь начинала свое развитие, открыв первый магазин в Днепре площадью около 350 кв. м. В основе его дизайна были красно-белые цвета. В последующее десятилетие компания расширяла свое присутствие в Украине: были открыты торговые точки в Никополе, Энергодаре, Кременчуге, Павлограде, Львове, Киеве и Харькове. Сейчас компания объединяет уже 13 торговых объектов в стране.

Теперь же ритейлер детских товаров делает ставку на развитие форматаMyPlay, разработанный в прошлом году. В компании говорят, что в этом формате слово «магазин» потеряло свое значение, ведь 30% пространства выделено под развлекательную зону — бассейн с шариками, лазерный тоннель, зона виртуальной реальности и отдыха. В 2018-м компания открыла три новых MyPlay в Днепре, а уже в этом году планирует запуск проекта в Киеве.

Эпицентр К

Крупнейший игрок DIY сегмента в Украине — Эпицентр К — 10 лет назад насчитывал 22 торговых объекта в Украине. За прошедшие годы ритейлер не только увеличил сеть до 50 Эпицентров, но также, с постоянным расширением ассортимента, вышел за пределы DIY формата. Сейчас компания позиционирует себя как сеть торговых центров, в которых представлено более 350 000 наименований товаров от более чем 3500 поставщиков. Кроме огромного выбора стройматериалов, в сети можно найти бытовую технику и электронику, товары для дома, сада и огорода, детские товары, косметику, спорттовары и многое другое.

Также отметим, что в 2008 году в компанию пришел нынешний СЕО Эпицентр К Петр Михайлишин. Изначально топ-менеджер был назначен на должность заместителя директора по развитию компании, но уже в 2009-м получил пост генерального директора.

Цитрус

Сеть магазинов техники и электроники Цитрус в начале 2009 года насчитывала 43 торговых объекта в Украине (сейчас 51). При этом за прошедшие 10 лет ритейлер существенно нарастил свою долю в сегменте гаджетов и стал одним из лидеров по продажам электротранспорта. При этом в последние годы компания начала открывать магазины гораздо большей площади с сервисными центрами, точками проката электротранспорта и Цитрус Академиями. К примеру, в столичном ТЦ Gorodok Gallery Цитрус занял 1900 кв. м, а на улице Вице-Адмирала Жукова в Одессе – 2000 кв. м.

Алло

В 2008 году сеть Алло, праздновавшая свое десятилетие, только-только запустила интернет-магазин allo.ua. Сегодня же онлайн-магазин компании – один из крупнейших в сегменте техники и электроники.

Активно за последние 10 лет развивалась и офлайн-розница ритейлера. Так, в 2013 году компания поглотила сеть Мобилочка, которая на момент слияния насчитывала 417 магазинов в 149 городах страны. Впрочем, со временем компания сделала ставку не на количественный, а на качественный рост «кирпичной» розницы. Сейчас в сети Алло работает 300 магазинов по сравнению с 355 на начало 2009-го. Однако при этом суммарная площадь торговых объектов сети существенно выросла, а сама компания стала одним из лидером в продажах смартфонов и цифровой техники.

MOYO

Другой ритейлер техники и электроники – сеть MOYO – в 2009 году открыла свой первый магазин в столичном ТЦ Аладдин. Сейчас компания насчитывает 45 торговых точек в 26 городах страны. В прошлом году MOYO начала внедрение нового формата, а в конце 2018-го запустила первый в сети круглосуточный склад-магазин площадью 1500 кв. м, который стал крупнейшим в сети.

Фуршет

В 2008 году сеть Фуршет объединяла более 100 магазинов в стране и была одним из лидеров украинского рынка. Однако, с тех пор многое изменилось: сейчас ритейлер испытывает не лучшие времена, однако из всех сил пытается исправить ситуацию. В 2017 году компания начала внедрение программы обновления магазинов, реформатировав ряд торговых точек. А совсем недавно Фуршет впервые за 20 лет обновил логотип и айдентику.

Золотой Век

Сеть ювелирных магазинов Золотой Век 10 лет назад насчитывала всего 24 торговых объекта в Украине. Сейчас компания объединяет уже более 400 точек в 150 городах страны под брендом Золотой Век и рядом магазинов под другими вывесками. Только в 2018-м крупнейшая ювелирная сеть Украины пополнилась 43 новыми магазинами.

Читайте также — 

Сколько магазинов открыли крупнейшие торговые сети Украины в 2018 году


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка