Человек с автоматом: куда движется рынок вендинга в Украине
Насколько в Украине популярны автоматы по продаже товаров и как развивается эта отрасль рассказала в блиц-интервью сооснователь бизнес-акселератора Omni-Campus Анна Снитко.
– Насколько в Украине популярны автоматы по продаже товаров? Как по вашим оценкам развивается эта отрасль?
– Самообслуживание – это новая тенденция, которая набирает обороты. Потребители больше не хотят подстраиваться под чей-то график, ждать в очередях, стоять в пробках, чтобы добраться до нужного магазина. Скорость обслуживания, скорость получения желаемого товара, посылки, письма и т. д. играет основную роль в предоставлении того или иного сервиса. Кроме того, наблюдается тренд на многофункциональность, потребитель хочет получить разные услуги в одной точке. Поэтому безусловно этот рынок будет развиваться. Заполненность ниши пока еще очень низкая, приблизительно 15-20%, хотя первые автоматы по продаже кофе появились еще 10 лет назад.
– Что, кроме кофе и чая, шоколадных батончиков и снеков имеет перспективы для продаж. Возможно ли у нас торговать, например, горячими блюдами или элитными продуктами, как это реализовано на Западе?
– Под возможность бизнес-модели вендинга попадают любые товары: одежда, живые цветы, еда горячая и холодная, книги.
– Есть ли в Украине примеры удачного развития такого вендинга? Какие автоматы чаще всего покупают/заказывают у вас?
– Да, конечно. Одна из последних технологий – это вендинговый холодильник с RFID технологией, автоматизированная точка продажи готовой еды. Cube Food cинхронизирован с мобильным приложением для загрузки товаров и клиентским мобильным приложением для оплаты продукции. Перед покупкой клиент может ознакомиться с продукцией холодильника в приложении.
Еще один кейс – это автоматизированная продажа книг. Этот кейс попал в этом году в Книгу Рекордов Гиннеса. В течение двух недель товары можно было купить из автоматизированных прозрачных ячеек во время новогодних праздников. Более 10 тыс человек стали участниками акции. А вся прибыль ушла на благотворительность.
– Где лучше размещать вендинговые автоматы (на вокзалах, в аэропортах или спальных районах вдали от супермаркетов)?
– Тут все очень индивидуально, зависит от потока, целевой аудитории и других факторов.
– Конкурирует ли такой формат торговли с обычными магазинами или дополняет его?
– Есть множество теорий и прогнозов по этому вопросу. Большинство склоняется к тому, что магазины отойдут в сторону, им на смену придут интернет-магазины и вендинг. Но мы склонны утверждать что это произойдет нескоро и сейчас это дополнение, а не замена.
– Насколько быстро он окупается и много ли надо инвестировать, чтобы поставить торговый автомат (минимум максимум)?
– Стоимость торгового автомата сильно колеблется от его типа, производителя и технического состояния (новый или б/у). В целом окупается за 1,5-2 года. Как вариант можно взять в аренду или лизинг, тогда бизнес-модель сразу понятна – так как для владельца это ложится не в инвестиционные затраты, а в операционные.
Читайте также –
https://rau.ua/ru/ekonomika/sam-sebe-prodavets-vending/
Read also
Последние назначения в ритейле: Фокстрот, Prostor, Нова пошта, OKKO, Монделис Украина
