Эффект бабочки: какими будут последствия слияния Rozetka.ua и группы EVO

Эффект бабочки: какими будут последствия слияния Rozetka.ua и группы EVO

10.08.2018 12:08
  4789
Дарья Златьева

В результате слияния появляется крупнейший игрок в сегменте украинских маркетплейсов. И не факт, что Владислав Чечеткин ограничится покупкой EVO: он намерен стать игроком №1 в сегменте интернет-торговли одеждой.

Читайте українською

Слияние – все по плану

Без сомнения, планирующаяся сделка всколыхнет рынок, поскольку объединяются лидеры рынка e-commerce Украины. По данным исследования Kantar TNS CMeter, по охвату аудитории UAnet за июль Prom.ua находится на 7-м месте, а Rozetka на 8-ом с показателями 42,7% и 39,4% соответственно.

“Мы хотим дать как можно больше сервисов для В2В клиентов и как можно больше товаров для конечных покупателей”, – называет основные цели сделки основатель Rozetka.ua Владислав Чечеткин.

EVO достаточно активно работает в направлении как создания внутренних сервисов для своих партнеров и клиентов, так и запуска новых проектов: совсем недавно группа компаний запустила доску объявлений на Prom.ua – конкурента Olx. В целом за два года группа компаний “обросла” большим количеством новых проектов: zakupki.prom.ua, bigl.ua, crafta.ua, Shafa.ua, купила сервис заказа услуг kabanchik.ua, запустила сервис электронного документооборота Вчасно.

Были и менее успешные проекты – к примеру, портал Goodini.ua. “Мы поняли, что для такого проекта, как Goodini, нужен другой набор инструментов. Для такого проекта нам не хватает массы дополнительных компетенций – в офлайн-управлении товарами. Есть свои нюансы в общении с производителями. И чтобы реализовать Goodini, придется выходить из интернета совсем в другую сферу”, – комментировал тогда тогда сооснователь группы компаний EVO Денис Горовой.

В свою очередь, у Rozetka с другими моделями, кроме маркетплейса, не слишком получалось работать: проект не создавался под конкретную стратегию, а эволюционировал вместе с рынком, реагировал на изменения быстрее остальных игроков, имел большой опыт, но часть направлений для него были закрыты.

По мнению e-сommerce директора Цитрус Вячеслава Волохи, сделка выгодна для обеих сторон.
“У Rozetka сильный фулфилмент, уверен что дальше они будут его масштабировать и повторять модель  Amazon, масштабируясь на клиентской базе EVO. А EVO охватывает почти всех интернет-пользователей Украины и стран бывшего СНГ. Отличное партнерство для глобального масштабирования”, – резюмирует он.

Своеобразно прокомментировал сделку и основатель modnaKasta, Андрей Логвин: он написал в Twitter “На одного конкурента меньше”.

Но если преимущества для Rozetka более чем очевидны, то по поводу выгоды для EVO эксперты сомневаются. “Выгода Rozetka ясна – они покупают экспертизу в работе с мерчантами, от отдела продаж до кабинета, а вот зачем это EVO – тяжело сказать. Возможно, были сложности с Naspers, если так, то от безысходности”, – говорит топ-менеджер одной из компаний украинского e-commerce.

“Я думаю, что сделка больше напоминает выход Naspers с Украины и продажу активов с дисконтом”, – отмечает топ-менеджер другой компании. Дело в том, что сложности, вероятно, были: в марте 2018 го Naspers действительно вывела капитал – по данным Оpendatabot в компании сменился собственник: им стал сооснователь EVO Николай Палиенко.

Еще один эксперт говорит, что основанием для сделки стала давняя история: Naspers через Allegro в 2012 году планировал купить Rozetka и объединить с Aukro. “То есть уже было желание классический интернет-магазин Rozetka и моделью маркетплейса объединить с В2С платформами”, – говорит он. Тогда сделка сорвалась из-за проблем Rozetka с налоговой. Они вскоре решились, но инвестор уже передумал.

До 2016 года Naspers активно инвестировала в украинские проекты – она успела запустить в Украине мобильный классифайд letgo, рассчитанный на продажу товаров друзьям и тем, кто живет неподалеку, и Otodom – сервис по продаже недвижимости.

Но, похоже, Naspers перестал интересоваться Украиной – сначала инвестор вышел из modnaKasta, а теперь и из EVO. Все это сыграло на руку Rozetka.

“Для Rozetka это однозначно хорошая инвестиция, логичный шаг – они себя капитализировали плюс получили новые направления. Это сегмент С2С, где физические лица торгуют друг с другом и на базе этого можно развивать следующую модель маркетплейса. Плюс сегмент B2B, типа Prom, где уже бизнес торгует друг с другом”, – говорит Виталий Яницкий, украинский предприниматель, венчурный инвестор, основатель логистической группы PGK.

Скрин раздела объявления на Prom.ua

По его словам, вместе с Rozetka в EVO зашли smart money – проект, который заинтересован “прокачивать” новый ресурс совместно, ведь компании смогут монетизировать базы друг друга, взаимовыгодно использовать экспертизу и логистические ресурсы.

В увеличении капитализации Rozetka заинтересован в первую очередь инвестфонд Horizon Capital, вошедший в интернет-магазин в 2015 году. “Для него важна подготовка проекта под следующего стратега, к примеру, таких гигантов как Amazone или Alibaba, которые могут в Украину войти”, – отмечает эксперт.

Объединенная компания будет использовать складскую логистику и офлайн-точки проекты EVO. “ После слияния компания продолжит активно развивать направление маркетплейсов, что позволит украинским предпринимателям продавать товары через сайты объединенной компании. В дальнейшем, благодаря логистике Rozetka, потребители получат более оперативную доставку товаров”, – говорится в пресс-релизе компаний.

Цена вопроса

Источники AIN.ua оценили сумму сделки в $12-15 млн. Насколько эта оценка соответствует действительности – сказать сложно. Ни Rozetka, ни EVO не раскрывают финансовую отчетность, предпочитая сообщать максимум о количестве посетителей и общем товарообороте, не уточняя прибыльность проектов.

Rozetka входит в сделку больше не как инвестор, а как стратег, которого, помимо капитализации, интересуют базы, технологии, бизнес-процессы. В 2015 году совладельцем Rozetka.ua стал инвестиционный фонд Horizon Capital. Стороны не объявили деталей сделки, но тогда эксперты оценили компанию в $300-700 млн. По данным СМИ, в 2008 году за 51% компании Палиенко и партнеры получили от Naspers около $1 млн. Однако за 10 лет успешной работы стоимость EVO выросла в разы.

Что дальше

Означает ли эта сделка, что Rozetka планирует отказаться от развития формата маркетплейса и перейти к торговле собственными товарами? Владислав Чечеткин говорит, что с точки зрения операционного управления пока меняться ничего не будет. “В связи со сделкой никаких изменений в проектах EVO не будет”, – отметил предприниматель.

На предположение что Rozetka может вернуться к классической модели интернет-магазина, отказавшись от маркетплейса, Чечеткин ответил: “покажет время”.

Андрей Перевезий, CIO Ukrainian Retail Association отмечает, что для покупателей, Rozetka остается крупнейшим интернет-магазином, а не маркетплейсом. “Поэтому я не исключаю варианта возврата Rozetka к формату классического интернет-магазина. При этом маркетплейс Rozetka, который был неудобен многим пользователям, перейдет в группу компаний EVO”, – предполагает Андрей.

Один из последних новых проектов Evo – Shafa

Как рассказал Владислав Чечеткин, для управления компанией будет создан совет директоров, после сделки компании рассчитывают на эффект синергии, скорее всего будут добирать дополнительно IТ-специалистов, которые помогут синхронизировать базы данных, адаптировать софт и так далее.

Однако эксперты уверены, что в новой компании проекты все таки начнут меняться, некоторые – кардинально. “Вряд ли им выгодно будет активно развивать сторонние маркетплейсы. Думаю, если сделка пройдет, то будет слияние и закрытие нерентабельных проектов. Которых в EVO не мало”, – отмечает эксперт.

Однако у Владислава Чечеткина большие планы и сделка с EVO – скорее всего, только начало.

“У нас очень большие амбиции в разделе fashion – мы рассчитываем стать игроком номер один. Некоторые игроки продаются, это правда, и потенциально такие сделки возможны”, – делится планами основатель Rozetka и сообщает, что пока у компании сделок в направлении fashion в работе нет.

“В направлении fashion сделка с EVO нам не помогает, но с другой стороны – там много продавцов, которые торгуют одеждой и мы им можем быть полезны дополнительным трафиком. Наша цель: дать возможность мелким игрокам торговать на Rozetka и мы им можем быть полезны, так как у нас своя база покупателей”, – добавляет Чечеткин.

Для быстрого выхода в новую для себя нишу ритейлер может купить кого-то из уже действующих игроков, чтобы не тратить время и ресурсы на развитие проекта с нуля.

На украинском рынке есть три проекта в этом сегменте, которые могут быть интересны Чечеткину: Lamoda, LeBoutique, Kasta. “Kasta они не купят, поскольку среди инвесторов есть Dragon Capital, Lamoda не купят из-за Rocket Internet, остается LeBoutique”, – считают на рынке.

“У Rozetka не очень хорошо получалось продавать одежду. В этом сегменте больше продает тот, кто лучше работает с ассортиментом. У LeBoutique это хорошо выходит: они продавали на 1 млрд грн одежды, при этом оставаясь в прибыли. На фоне modnaKasta, которая хоть и продавала больше, но остается в убытках, это впечатляет. LeBoutique же потенциальное слияние интересно, так как у Rozetka сильнее логистика”, – делятся мнением игроки украинского e-commerce.

Так что, не исключено, что в скором времени украинский e-commerce ждет еще одна громкая сделка.

Читайте также –

Владислав Чечоткін, Rozetka.ua: 28% покупок генерують продавці маркетплейсу


К последним новостям К популярным новостям Поддержать редакцию

Share this news on social networks


Read also

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Выезд украинцев за границу, падение покупательной способности оставшихся, проблемы с логистикой и несоответствием...
time icon   
  3643