Ростислав Русаков, сооснователь ЮБК: Готов переименовать клуб сразу, как Крым будет деоккупирован

Ростислав Русаков, сооснователь ЮБК: Готов переименовать клуб сразу, как Крым будет деоккупирован

10.06.2019 08:15
  1903
Микола Маранчак

Сооснователь клуба Южный берег Киева о трудностях ведения бизнеса на берегу Днепра, создании фуд-корта, команде, вечеринках и начале нового сезона.

Читайте українською

Проект Южный Берег Киева, или, как его называют, — ЮБК — появился в 2015 году на месте бывшего Angar Beach. Это масштабный культурный хаб у Пешеходного моста через Днепр на Трухановом острове, в который входят фуд-зона с барами, спортивными развлечениями, танцполом и открытым для всех пляжем. В канун старта пятого сезона работы площадки RAU расспросила создателя проекта Ростислава Русакова о принципах работы проекта, его философской и коммерческой составляющих, трудностях, с которыми сталкивается проект, и вещах, которые роднят ЮБК в Киеве и Крыму.

— Что такое ЮБК?  

— Это точно не клуб, в классическом понимании, как многие его себе представляют. Скорее арт-пространство, культурно-бескультурное царство. За 14 лет путешествий и 107 посещенных стран я увидел сотни локаций, фестивалей и самых странных мероприятий. И ЮБК впитал в себя все лучшее из увиденного. Одно из вдохновений последних лет — Burning Man в штате Невада, США, где наше комьюнити бернеров Куренивка который год делает самый большой украинский кемп. На ЮБК так же мы всегда рады видеть талантливых неординарных личностей во всевозможных культурных сферах и всегда готовы предоставлять им пространство для самовыражения, экспериментов и отдыха.

— Когда начинается и сколько длится сезон?

— Подготовку начинаем с зимы. Каждый год ставим дедлайн начать сезон в конце апреля, но никогда его не выдерживаем. Как правило, из-за погоды. В Украине последние годы сильно поменялся климат и, судя по всему, он теперь у нас субтропический. Так что техническое открытие приходится на середину мая, и работаем «до победного», пока на деревьях иней не появится.

— Уже известно, что будет в этом сезоне на ЮБК?

— У нас есть цикличные мероприятия на протяжении сезона: стендапы, театральные постановки, закатные лайвы (причем в этом сезоне совместно с ДК Masterskaya и трансляциями на Megogo live), кинопоказы в партнерстве с Артхаус Трафик, живой джаз, ночные рейвы. По пятницам и субботам делаем Hedonism Sunset Live – концерты с украинскими артистами. С бесплатным или крайне демократичным входом. А по воскресеньям у нас «виниловые пикники».

И, конечно, много лет, привозим артистов, которых никто и никогда не приглашал в Украину. В частности, в рамках Hedonism Festival, который три года подряд делали в июле на самом ЮБК и ближайшей территории.

В этом сезоне мы решили растянуть фестиваль на все лето, и среди прочих пригласили выступать Black Lips, ЛУНА, DaKooka, Мы, Jonathan Bree, The Unsleeping, Kikagaku Moyo, Beissoul & Einius, Com Truise. Boddika, Oceanvs Orientalis, СПБЧ, Guano Apes, Dakh Daughters, Пошлая Молли, Acid Arab и еще десяток мировых артистов, которых мы объявим в течении нескольких недель. География имен как всегда максимально широкая – от Японии до Новой Зеландии, от Харькова до Атланты.

— Большая команда работает?

— Постоянно — человек десять. Это и наш магический дизайнер, и арт-менеджер, и рекламная команда, и администрация. С барменами и персоналом может быть, как 30 человек, так и 300. Зависит от уровня ивента.

— На чем зарабатываете, помимо ивентов?

— Основные статьи дохода – бар, вход, партнерская поддержка. У нас работает три-четыре бара и четыре точки стрит-фуда.

— Кем представлен фуд-корт?

— Одна кухня от нас, называется Giros & Hummus и это лучшее что у нас было за все годы. Другие отдаем на аутсорс. В этом году на ЮБК точно будет представлен Bistro Bistro с их шикарными хот-догами, Furgoneta и еще одна на этапе подготовки. Что-то тасуется каждый год, что-то остается. Хотим давать публике разнообразие – меняться не только визуально, но и по наполнению.

— Какие критерии при отборе фуд-операторов?

— Кухня должна быть вкусной, красивой и актуальной. Рассматриваем самые разные варианты и всегда открыты к новым предложениям.

— Какой средний чек на фуд-корте?

— По каждой отдельной точке статистику не знаю, но в целом по нашей кухне чек 200 гривен. У нас простые закуски, не особо обширное меню – около десятка ходовых позиций. Зато всегда все свежее и сделано как для себя.

— Трудно доставлять все необходимое? Труханов остров – закрытая территории для транспорта.

— Логистика – одна из наших проблем. Технические машины заезжают через шлагбаум по пропускам, но для простых посетителей въезд на Труханов остров закрыт. Артистов тоже не всегда могут пропустить. Я ведь не могу им, как посетителям, предложить прогуляться по Пешеходному мосту, наслаждаясь пейзажем, если они несут инструменты. А ближайшая официальная парковка за мостом. Но на лето по ночам до шести утра въезд на Труханов остров для машин будет открыт.

— Если заказать сюда еду из Glovo или Uber Eats — они приедут?

— На велосипеде через пешеходные мост приедут. Геолокация у нас есть. Да и мы не так далеко от «города» — пешком всего 15 минут от Почтовой площади.

— Что из развлекательной части монетизируется?

— У нас все бесплатно или за символический депозит: теннис, волейбол, фрисби, шезлонги. Хотели сделать пирс, но здесь проточная часть Днепра, под каяки или лодки это очень сложно. Когда к нам приходят с интересными предложениями, всегда стараемся рассматривать и внедрять.

— С какими трудностями сталкиваетесь?

— Глобальная проблема практически любого бизнеса в Украине – персонал. Основной руководящий коллектив у нас плюс-минус постоянный, и, надеюсь, будет таким много лет. Но со временным обслуживающим и техническим персоналом – все сложно. Это общеукраинская проблема, которая в развлекательных заведениях и на пляжах масштабируется в разы.

Люди, приходя на короткий сезон, пытаются с одной стороны урвать сколько можно, не думая о долгосрочных отношениях, с другой – не сильно напрягаться: «Я же на пляже, какая работа?!»

Это противоречивые философии, но они иногда дают тут какой-то странный симбиоз.

— А кто занимается персоналом? У вас есть HR?

— HR есть. Но я, как самое заинтересованное лицо, вникаю по мере возможности в отбор. Есть люди, которых выбираю напрямую, желающих бесконечное множество. Но многие часто не понимают на что подписываются и какой темп им предстоит. Помимо этого, занимаюсь арт-директингом, фандрайзингом, продажей событий. Когда нахожусь в Киеве, мой график это дом-ЮБК-дом, иногда могу заехать по дороге узнать, что там у коллег.

— А из других локальных проблем, что можете выделить?

— Логистика по острову, бродячие животные, люди, которые не ощущают границ зоны комфорта других людей, не понимают, зачем они сюда пришли. По моей жизненной философии, ты должен отдыхать и жить максимально свободно, но твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других людей. И это аксиома.

Локация законсервирована большую часть года, и за это время происходит мелкое воровство, поджоги и вредительство. В январе этого года нам сожгли кухню. Я в это время находился в Майами и по иронии судьбы, мне прислали фото горящего ЮБК мои друзья-бернеры.

Некоторое время у нас поблизости жил свободолюбивый хиппи. Выкопал себе укрепленную землянку прямо на территории ЮБК. Его не пугали ни люди, ни рейвы, он себе спокойно рыбку ловил. Мы его не выдворяли, только один раз оплатили ему отель и водку, чтобы он сменил обстановку, пока у нас будет проводиться фестиваль.

— Что происходит с ЮБК в зимний период?

— Часть конструкций разбирается, другие остаются, консервируются и ставятся на сигнализацию. Но невидимая работа происходит круглый год. Это и партнерство, и букинг артистов, и юридические формальности, и подготовка нового сезона.

— А чем занимается команда, когда сезон заканчивается?

— Я каждого члена команды стимулирую на развитие, и всегда за то, чтобы они вели сторонние параллельные проекты. Единственное условие: чтобы ЮБК от этого не страдал.

— Обновлением песка в пляжной зоне занимаетесь?

— Да, кстати, многие не знают и не видят уровней вложений. Думают, наверное: «Ага, ЮБК сидят на этом пляже, как клещи, который год и спаивают малолетних рейверов».

На самом деле кроме череды разнообразных культурных событий, много из которых напоминает меценатство, мы вкладываем много сил и денег в инфраструктуру.

В прошлом году завезли 40 камазов белого песка, и постоянно его чистим, даже за пределами нашей территории. Высадили траву, установили лавочки, переделали мрачный советский туалет на современный – все бесплатно и доступно для любого гостя.

— Сложно было получить пляжную зону под проект?

— Во-первых, мы находимся не на пляже, а чуть дальше — на бетонном фундаменте, построенном не нами. Выиграли конкурс и каждый год платим городу официальную аренду. Но в 2016-м, в первый год фестиваля Hedonism, к нам все равно умудрились прийти «контролирующие органы». Да, тогда уже была новая полиция, но она только начинала работать.

Пришли олдскульные товарищи из анекдотов про ментов и закрыли часть фестиваля на несколько часов.

По их информации, лицензия на алкоголь распространялась не на всю территорию, а у нас были официальные бумаги, подтверждающие обратное. Мы подняли максимальный шум в СМИ, публично показали все договора с лицензиями на алкоголь и табачную продукцию, документы, подтверждающие, что мы выиграли городской конкурс на проведение сезонного фестиваля. Перед нами не особо извинились, но на следующее утро вернули конфискованное.

— Кто мог вызвать полицию — конкуренты?

— Конкурентов прямых ведь нет, по сути. Думаю, нам намекнули: «Давайте вы с нами просто поделитесь чем-то». Но мы принципиально взяток никогда никому не давали. У нас все легально. Мы готовы официально платить налоги городу и стране, но не готовы давать «на карман», чтобы нас кто-то «крышевал». Мы немного другой формации.

— Какая вместительность людей на ЮБК?

— Я люблю говорить — «безлимит», но лимит все-таки есть. Комфортно может быть и 100 гостям. А когда делаем фестиваль, то и 3000 – 5000 человек можем вместить.

— Доход ЮБК растет от года к году?

— Плавно растет. Мы учимся, развиваемся. Экстра-прибыли у нас не бывает, и если появляются излишки, то направляем их на инфраструктурные и культурные проекты: позволяем себе больше артистов, какие-то эксперименты для улучшения локации.

Концепция ЮБК произросла из того, что мне и моим друзьям негде было проводить время летом в городе. Решили создать место, где классным людям всегда будет чем заняться – цикл удовольствия, из которого почти невозможно вырваться.

— Сложно было окупить проект?

— Отбился за один сезон, но в какой-то мере это иллюзия скорости. Так как потом из этого заработка нужно содержать место зимой, платить часть зарплат, готовить следующий год. Его мало расконсервировать, здесь многое делается с нуля.

Все как в крымском ЮБК, только сезон у них длиннее.

— Сколько людей проходит за сезон через ЮБК?

— 150 000 человек.

— Почему именно «ЮБК» – разве это не вызывает ассоциаций с Южным берегом Крыма?

— У кого с Крымом, а у кого с Киевом. Я по образованию юрист с незаконченной кандидатской. Соответственно политология, философия, история для меня родные науки. Когда весной 2015 года я придумал название ЮБК, Крым год как был оккупирован. Мы чувствовали, как нам его не хватает и сделали некое посольство крымского ЮБК в Киеве, проведя своеобразную аллюзию. В моей личной договоренности со мной я готов переименовать ЮБК сразу, когда Крым вернется в Украину.

— Какими проектами при создании ЮБК вдохновлялись?

— Много перемещаюсь по планете и очень люблю океанические побережья, постоянно нахожу аналоги в Южной Америке, Индии, Азии, из последнего — в ЮАР и Намибии. В моей голове произошел сплав Берлина, Порто, Барселоны, Лос-Анджелеса, Сиднея, Таиланда, Бали, Филиппин и еще бог знает чего — и появился ЮБК. При этом в такой целостной концепции ни разу не видел ничего подобного.

— Почему?

— Есть страны, где можно было бы сделать что-то и концептуальнее, но им, например, законодательство не позволяет. Дорогая аренда сразу обязывает делать богатые заведения – «элиточку с бассейнами». В США вообще нельзя на берегу проводить мероприятия. А в Азии или Латинской Америке зачастую немного другие форматы отдыха, без особого культурного образования – простой чилл, фан или угар.

— Привозите новые идеи для Южного берега Киева?

— И не только идеи. У нас, например, на пляже стоит скульптура Burning Man, с первого украинского ивента бернеров. И в этом сезоне появится еще несколько инсталляций с теми же корнями. Вообще у меня максимальная проф-деформация: когда я приезжаю в пляжные заведения, начинаю по ним бродить и смотреть, как все работает, что у них лучше, что хуже, чего не хватает.

— Бухта – конкуренты?

— Вообще нет. Коллеги в какой-то мере. Я даже (основателю Бухта Роману, — прим.) Тугашеву предложил запустить паромчик от нас к ним.

— Но между вами немало общего, разве нет?

— Не вся аудитория Бухты придет к нам, и наоборот. И это к лучшему. Мы вроде бы и массовые, но при этом интимные, камерные. Мы без особых вывесок, навигации. У них гранит и транзитная зона, у нас – пляж и конец островной тропы. Бухта – это место, куда пришел, поел и побежал. К нам публика приходит точечно и нацелена на особые события или на островную атмосферу в центре европейской столицы. И остается надолго, что особенно ценно.

— Это ваш единственный бизнес?

— Основной. Кое-что новое эпохальное еще готовим в Киеве. Есть проект в Калифорнии. Есть постоянное участие в фестивале Burning Man в Неваде, но это уже скорее анти-бизнес. Ставлю иногда музыку в дружественных местах по всему миру. Больше для души, чем для заработка.

— Что вас вдохновляет на все это?

— Любовь, путешествия, люди. Есть даже несколько кумиров, одного из которых я не могу не упомянуть. Это Лев Термен – изобретатель первого электронного инструмента в истории. Для меня он – олицетворение того, как полноценно нужно прожить жизнь, и того, что происходило на протяжении всего бурного ХХ века. Хотел бы снять о нем фильм или назвать в честь него новое заведение. И кстати, его фамилия красуется на всех дореволюционных фонтанах Киева, построенных его дядей-меценатом и промышленником с 1898 по 1902 годы.

— Какие ближайшие важные события на ЮБК хотели бы отметить?

— Концерты Guano Apes 23.06, Луна 29.06, Jonathan Bree 05.07, Kikagaku Moyo 10.07, Dakh Daughters 26.07.

Читайте также

Андрей Худо, Холдинг эмоций !FEST: Мы наивно думаем, что о нас знают в мире

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка