Рыбное место. Основательница сети ресторанов Черноморка в первые же месяцы войны ринулась покорять Европу
Ольга Копылова за семь лет построила в Украине известную сеть рыбных ресторанов Черноморка – 40 заведений, более 500 млн грн выручки. Большая война остановила развитие, и Копылова пошла масштабировать бизнес в Европе. Самое ценное, что она получила – коллекцию ошибок. Какой опыт от экспансии бизнеса получила основательница Черноморки – исследовала редакция Forbes.
До 24 февраля Ольга Копылова – владелица сети Черноморка – не планировала зарубежную экспансию. В довоенный год бизнес в Украине вырос на 100%: под ее управлением было более 40 ресторанов. Это Черноморка – рыбный ресторан в среднем ценовом сегменте – и более демократичные Анчоусная и Селедочная. Кроме этого, у Копыловой есть комплекс отдыха “Козы и матросы” в Одесской области. С учетом показателей среднего чека и посещаемости выручка ее сети, скорее всего, достигает более 500 млн грн.
Планы на 2022-й были грандиозными: открыть за первые полгода 26 ресторанов. Масштабировать бизнес в Европе заставила война. Этот путь оказался сложным и полным ошибок: первый ресторан в Румынии “не взлетел”, Копылова закрыла его. Сколько денег потеряно – не раскрывает. Полученный опыт ценнее. Чему украинский бизнес может научить экспансия соотечественников-рестораторов?
Первое зарубежное заведение Черноморки появилось через два месяца после российского вторжения. На первый взгляд, в подходящем месте: в центре курортного города Констанца в Румынии.
Город выбрали случайно. Когда в конце февраля Копылова с командой пробирались в Украину из Египта, они оказались в Констанце. Подумали: почему бы именно здесь не открыть ресторан? Море есть, рыба тоже, быстро нашелся и партнер по бизнесу. Скорость обернулась неудачей. Румынская Черноморка проработала чуть больше полугода. “Мы открыли точно такой же проект, как в Украине, – говорит ресторатор, – а люди в Румынии другие”.
Но сначала казалось, что все в порядке. После открытия ресторан едва справлялся с потоком людей: это были украинцы, которые бежали в Констанцу от войны. Когда они вернулись домой, оказалось, что местные предпочитают другие рецепты приготовления рыбы, чем те, которые были в украинском заведении. И вообще, даже слова такого, как Черноморка, в Румынии нет. Пока ресторатор “ремонтировала” меню, в Констанце закончился курортный сезон, и город замер.

Поэтому в Польше предпринимательница открывает заведения сразу для поляков, рестораны называются на местный манер – Czarnomorka. 9 декабря в Варшаве заработал первый. “Появилось понимание, что ты должен каждый свой проект адаптировать под страну, – говорит Копылова, – Не надо гнуть свою линию, мол, такая у меня бизнес-концепция”.
Что еще изменила Копылова? Когда репортер Forbes говорил с ней в начале осени, тогда она планировала открывать сеть “Балтийка” в Германии. Неудача в Констанце заставила изменить стратегию. В 2023 году ресторатор решила концентрироваться на Польше, Болгарии, Молдове, Чехии и Словакии. Предпринимательница осознала, что в богатые страны, где есть собственные сильные рыбные традиции, она не может еще принести чего-то захватывающего для посетителей.
Копылова планирует открываться в выбранных странах по сетевой модели – несколько заведений в одном регионе, хотя изначально думала покорять Европу, запуская заведения в столицах и крупных городах. Изменение подхода объясняет тем, что поняла: открывать по одному ресторану в разных странах сложно.
Такой подход позволяет оптимизировать управление. Ресторанами в каждой стране будет управлять местная компания. “Схема – брать локального руководителя и его контролировать, не влезая в операционку”, – говорит Копылова. И добавляет, что в Констанце “науправлялась”.
На 2023 год у Черноморки нет финансовых целей ни в Европе, ни в Украине. Слишком много непредсказуемых переменных. Однако жажда к расширению бизнеса остается.
В Украине Копылова планирует с партнерами запустить демократические форматы Рыба в тесте и Рыбная Грузия. А к Европе еще стоит присмотреться, говорит предпринимательница. В буквальном смысле этого слова. “Садишься в местном ресторане и смотришь, изучаешь поведение людей: можно быстро понять, что нравится, а что нет, – говорит Копылова, – Это интересная часть моей работы”.
Источник – Forbes
Read also
Последние назначения в ритейле: Фокстрот, Prostor, Нова пошта, OKKO, Монделис Украина
