Рейтинг устойчивости: топ самых стойких ритейл-компаний Украины в военное время по версии Forbes
Фокстрот, Эпицентр, Varus, Rozetka и другие: кто из ритейлеров, несмотря на войну, смог увеличил производственные и финансовые показатели, а также уберечь то, что нарабатывалось годами до российской полномасштабной агрессии.
Вместо ежегодного рейтинга «100 крупнейших частных компаний Украины» в этом году Forbes Украина определил компании, которые оказались устойчивее других, смогли сохранить, а порой и приумножить бизнес в военный год. RAU выбрала из них компании, связанные с розничной торговлей.
Согласно исследованию Forbes, к началу осени лишь каждое пятое предприятие смогло восстановиться до прошлогоднего уровня. Больше всего мест в списке устойчивости заняли компании IT-отрасли, топливно-энергеточному сектора и ритейла. В издании отмечают, что устойчивость компаний сегодня зависит не только от искусного кризисного управления, но и слепой удачи. «Нам повезло – по нам не прилетело», – констатирует совладелец фармкомпании Дарница Глеб Загорий, вошедшей в топ-10 список.
Компании, которые по роду деятельности могут осуществить быструю релокацию или расположены далеко от фронта, также имели лучшие условия для выживания по сравнению с бизнесом, ключевые активы которых оказались на временно оккупированных территориях или были разрушены.
Список не претендует на абсолютную точность, ведь во время войны компании освобождены от обнародования финансовой отчетности. Forbes приложил значительные усилия, чтобы собрать данные, которые объективно диагностировали бы состояние рынка. Это не всегда удавалось: значительная часть бизнесов отказалась предоставлять информацию о результатах деятельности в 2022 году. Осторожность чувствовалась как со стороны существенно пострадавшего от войны бизнеса, так и со стороны повезших компаний. Поэтому список устойчивости рассчитывался как по информации от компаний, так и любой другой доступной информации: численности работников, физическим объемам производства, объему уплаченных налогов, динамике развития сети и т.д.
Два первых места среди вовлеченных в розничную торговлю заняли сети АЗС OKKO и WOG. Первая из них показала динамику выручки 63,6% по отношению к прошлому году, вторая — 18%. В основном это объясняется топливным кризисом и галопирующими ценами на бензин. Что касается физических, а не денежных объемов продаж, то эту информацию найти не удалось.
Третье место среди ритейлеров занял Эпицентр, выручка которого хоть и несколько упала, но компания смогла продемонстрировать прочность бренда по шкале рейтинга устойчивости, сформированной Forbes. Среди FMCG-ритейлеров в рейтинг попала лишь одна сеть супермаркетов – Varus, набравшая 7,1 балла согласно шкале устойчивости. Также в список попали Нова пошта, Rozetka и Фокстрот.
В перечень анализируемых бизнесов попали IT-компании с количеством работников от 2500, банки с активами от 10 млрд грн, предприятия других отраслей с фактической или оценочной полугодовой выручкой более 2 млрд грн.
Шкала рейтинга устойчивости:
- 10 – компания существенно увеличила производственные, финансовые показатели и штат;
- 9 – компания увеличила производственные и финансовые показатели и штат;
- 8 – компания сохранила ключевые производственные показатели и штат, увеличила ключевые финансовые показатели в гривневом измерении, сохранила их в валютном эквиваленте;
- 7 – компания сохранила ключевые финансовые показатели в гривневом эквиваленте, умеренно сократила производственные показатели и штат;
- 6 – компания умеренно сократила ключевые финансовые показатели в гривневом эквиваленте и значительно сократила производственные показатели и штат;
- 2–5 – компания значительно (на 25–90%) сократила ключевые показатели;
- 1 – компания прекратила деятельность;
- 0 – компания ликвидирована.
Читайте также