Дмитрий Расновский, Glovo: Будем продолжать открывать Cloud Kitchen
Генеральный менеджер компании Glovo в Украине Дмитрий Расновский о том, что произошло с рынком Food Delivery за карантин, перемены в ресторанном бизнесе и «новую нормальность» в мире, который больше никогда не станет прежним.
В ходе ежегодного Украинского маркетинг-форума 2020, который в этом году проходил в онлайн-режиме, генеральный менеджер компании Glovo в Украине Дмитрий Расновский выступил с презентацией «Лидерство на рынке: Инновации как путь развития бизнеса и влияние кризиса». RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами его выступления.
Что произошло с Food Delivery за карантин
Во время кризиса упали фондовые рынки, и все поняли, что деньги привлекать станет сложнее, деньги станут дороже. И происходит так называемая «рационализация индустрии», когда ряд игроков начинает «обрезать нерабочие хвосты» и покидать рынки, на которых им не удается зарабатывать.
Думаю, все видели новость, что Uber Eats покинул Украину, Menu.ua закрывает бизнес. То есть определенная сложность для развития есть, и очень важно найти способ, как выжить на средней и длинной дистанции, продолжая инвестировать и растить рынок.
Если ранее компании Food Delivery были заточена на доставку из ресторанов, то сейчас многие начали доставлять из супермаркетов. При этом в ряде стран была запрещена работа магазинов: они могли работать только на доставку. Получилось, что стоимость потенциальной пенетрации резко снизилась и сейчас прекрасный момент, чтобы научить людей заказывать не только из ресторанов, но и из аптек и супермаркетов. Это видно по таким проектам как Doordash, которые в период карантина смогли резко перестроиться и начали доставлять из супермаркетов.
У нас Food Delivery не запрещался, но понятно, что сразу трендом стала безопасность. Разметка возле ресторанов, маски и перчатки у курьеров, упаковка, бесконтактная доставка были, наверное, главными вещами, которые нужно было сделать очень быстро. Когда мы увидели, что происходит в Испании, начали об этом задумываться, но перестроиться заняло тоже некоторое время.
Перемены в ресторанном бизнесе
Буквально через две недели после введения карантина половина заведений закрылась. Просто потому, что они посчитали и поняли, что даже с доставкой не смогут зарабатывать. Сейчас, когда разрешили работать летним террасам, все равно показатели ниже докарантинных.
Красочно описывает ситуацию количество инбаундов – группы ресторанов, которая проактивно просит «подпишите нас на платформу». После начала карантина на несколько недель подряд количество инбаундов у нас выросло в десятки раз. То есть рестораторы, которые остались работать, решили заняться доставкой. Раньше они считали, что им это не нужно, но в период карантина они поняли, что это единственный способ получить какой-то доход и пришли к нам.
Что касается курьеров, то, как только объявили карантин, количество желающих ими стать выросло в три раза. Это очень хорошо описывает ситуацию с потенциальной безработицей и неоплачиваемыми отпусками. У нас нет достаточно открытой статистики, но для меня это лучшая демонстрация. И сейчас мы видим, что тренд остается.
Нам удалось за счет роста бизнеса увеличить количество курьеров, которое нам нужно, но при этом желающих остается намного больше.
Потребительские тренды
В поведении пользователей наблюдаем два основных изменения.
- Оплата картами. Если раньше рынок распределялся примерно пополам – оплата картой и наличные – то сейчас оплата картой составляет около 70% транзакций. Люди за безопасность. Они поняли, что, привязав карту, ничего плохого не происходит и просто поменяли привычку.
- Доставка из супермаркетов. Мы доставляли из супермаркетов давно, но именно в период карантина люди действительно начали это пробовать. Доставки из супермаркетов выросли в 5-6 раз по отношению к тому, что было до карантина.
Пока все выглядит хорошо, но ключевые вызовы только предстоят. Я разделяю мнению Рэя Далио, известного инвестбанкира. Он говорил о том, что сейчас – не начало рецессии. Это – не рецессия. Это просто начало большой депрессии и главные экономические последствия грядут впереди, потому сейчас рано расслабляться. Выход из карантина не значит ровном счетом ничего.
New Normality
Очевидно, что мы никогда больше не вернемся в докарантинную ситуацию. Привычки поменяются, мир поменяется. Теперь все будет по-другому. Главной станет безопасность.
Судя по тому, что мы видим в Латинской Америке и Западной Европе, наши страны будут ближе к Азии – когда нормально ходить в маске из-за загрязнения воздуха, когда люди наконец научились мыть руки в любой непонятной ситуации. Мы видим, что уже все привыкают пользоваться санитайзером каждый день.
С точки зрения ресторанного бизнеса понимаем, что появятся официальные нормы по расстоянию столиков, бесконтактной доставке. Скоро это все формализуется и будет просто новым стандартом.
Онлайн станет большим и значимым. Появятся новые способы взаимодействия: заказать и забрать (мы видим, как многие супермаркеты запустили pic-up сервисы). Если говорить про рестораны, то думаю многие переосмыслят подход к продаже еды автомобилистам. И уже есть примеры, когда рестораны впервые запустили такую услугу, и у них получится хороший канал продаж.
Понимая хрупкость происходящего и увидев, что произошло в карантин, будут пробовать много новых направлений и искать баланс, чтобы диверсифицировать риски.
В Delivery Food будет больше работы по доставке на другие категории, ниши, расстояния. Если сейчас взять ряд алкогольных игроков, то им ранее нужна была доставка не быстрая, а в течении двух-трех часов. Потому они использовали сервисы такси.
Если говорить про Glovo, то как раз в начале карантина, так совпало, – мы запустили первый свой Cloud Kitchen в Киеве и нам удалось валидировать гипотезу, что это достаточно рабочая бизнес-модель. Будем продолжать открывать Cloud Kitchen, особенно зная, что сейчас многие рестораторы закрылись. Есть куча мест, где людям неоткуда заказывать еду. Мы им эту возможность дадим.
Читайте также —
Что заказывали украинцы в сервисе Glovo во время карантина (+инфографика)