Они возвращаются: как торговые сети восстанавливают ассортимент товаров украинских производителей
Деоккупация территорий и релокация производств позволили отдельным торговым маркам начать возвращаться на полки магазинов. Где уже можно найти пасту Чумак, что происходит с продукцией Danone, где можно снова отведать пиво Черниговское и другие истории брендов, переживших потери на необъявленной войне.
Военные действия последних почти 7,5 месяцев привели ко многим ужасающим вещам. Среди них то, что многие крупные украинские предприятия были уничтожены или попали под оккупацию. Несмотря на панику, которая происходила с закупкой соли, консервов, сахара и гречихи, гуманитарной катастрофы не произошло. Ритейлеры быстро нашли альтернативные источники поставок аналогичных продуктов, а многие западные предприятия пошли навстречу украинцам, поэтому FMCG-рынок, насколько это возможно, стабилизировался. Продукты на полках супермаркетов есть, разве что не хватает отдельных любимых брендов. Однако компании никуда не исчезали и уже можно наблюдать за тем, как часть пострадавших предприятий меняют адрес прописки производства, размораживают скрытые запасы или возвращаются к работе на деоккупированных территориях. О тех, про чье хотя бы частичное возвращение уже можно говорить, — в материале RAU.
Из лана в Ашан
22 сентября сеть гипермаркетов Ашан торжественно заявила, что томатная паста Чумак возвращается на полки. «Мы вместе скучали по этому товару. Мы держали для него место. Мы радуемся, что Чумак снова на полках Ашан», — сообщил ритейлер.
После того, как Каховка в Херсонской области оказалась под оккупацией, ЧАО «Чумак» потеряло контроль над собственными производственными мощностями. Очень скоро с полок магазинов исчезла хорошо знакомая потребителям ТМ «Чумак» в фирменных сине-красных цветах, которую с 1996 года компания под лозунгом «из лана к столу» доставляла в сети. Продукцию бренда оперативно заменили Торчин, Кotlin, Vitana, Otma, Королевский вкус и собственные торговые марки, однако исчезновение одного из крупнейших отечественных производителей томатных соусов не прошло незамеченным. Ряд ритейлеров в знак того, что верят и ждут освобождения украинских территорий, а вместе с тем – возвращение культовых брендов, оставили пустыми отдельные полки в магазинах. «Полки ждут, и мы ждем», — объясняли вывески.
Чтобы предотвратить банкротство, совладельцы Чумак — шведские предприниматели Йохан Боден и Карл Стурен, а также компания Delta Wilmar, — перерегистрировали ЧАО «Чумак» в Киев, а производство перенесли в Волынскую области и восстановили. И хотя Чумак возвращается в продажу, полного возврата торговой марки можно ожидать не ранее деоккупации основных мощностей компании.
Соленая бентега
Мало что так смутило украинских потребителей в вопросах потенциального дефицита, как остановка госпредприятия Артемсиль в Донецкой области. Что не удивительно, продукция крупнейшего производителя соли в Украине потреблялась еще с 70-х годов прошлого века, Артемсиль на рынке занимала более 90%. Сейчас это вроде бы в прошлой жизни, но каких-то два года назад Артемсиль даже штрафовали за монополизм.
Весной из-за постоянных обстрелов работу предприятия остановили. Административное здание было частично разрушено, также российские ракеты попали в рудники и склад. Ритейлеры срочно переориентировали цепочки поставок на Дрогобычский солевыварочный завод, и заключали контракты на импорт из самых разных стран мира. Импортная соль все еще доминирует в украинских магазинах, а Соледар слишком близко к линии фронта, однако в отдельные сети Артемсиль вернулся. Так, например, в июне сеть супермаркетов Сільпо доставила 300 тонн каменной йодированной соли от предприятия Артемсиль из складов, к которым появился доступ. Значительные запасы соледарского производства оказались также у АТБ: весь запас готовой продукции Артемсиль смогли вывезти. «Вывозили все, что можно», – рассказал руководитель по корпоративным коммуникациям АТБ Сергей Демченко.
Бельгийское «Черниговское»
У бельгийского пивного гиганта в Украине до начала полномасштабного вторжения россиян работало несколько заводов — в Чернигове и Николаеве. По данным Nielsen, компания занимала весомые 31,7% украинского пивного рынка. Из-за постоянных обстрелов работу заводов приостановили, а Чернігівське вместе с Рогань, Янтарь, Bud, Stella Artois и другими марками исчезли с полок большого и малого ритейла. Однако не навсегда.
Ради украинского рынка компания перезапустила производство «Чернігівського» в Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Польше, Дании, Австрии, Швейцарии, Соединенных Штатах, Канаде, а также Колумбии и Бразилии. Всю прибыль от продаж пива в этих странах решили перечислять на гуманитарную помощь Украине. С 24 сентября оно также вернулось на полки супермаркетов Сільпо. Пока его можно приобрести только по «символической цене» 10 копеек и не больше двух бутылок на чек. «За каждую следующую придется заплатить 100 гривен, которые будут перечисляться на благотворительность в организацию Caritas International», – пояснили в компании.
«Таким образом мы рассказываем миру об украинской культуре пивоварения, украинском бренде пива, а также напоминаем о том, что в Украине продолжаются боевые действия и украинцы нуждаются в помощи и поддержке»,– говорят в AbInVev Efes. Если эксперимент удастся, возможно, в ближайшее время часть импортного украинского пенного появится и в других сетях страны.
Активия и Растишка снова в деле
Danone в Украине имеет два завода, каждый из которых до войны отвечал за собственное направление и продукцию. Так, на херсонском выпускали современные молочные продукты, в частности, под такими международными брендами, как Activia, Растишка, Danone и Danissimo. Еще один – в Полтавской области – отвечал за производство более традиционной молочной продукции под брендом Простоквашино — кисломолочного сыра, молока и сметаны. После оккупации Херсона контроль над первым заводом был утрачен, а продукция брендов исчезла из магазинов.
К концу лета генеральный директор Danone Украина Адриан-Валентин Паску заявил, что компании удалось восстановить почти на 80% производства на Полтавском заводе от довоенных объемов. Также в Полтаву перенесли процессы производства тех продуктов, которые выпускались в Херсоне. «На режим нашей работы сейчас особенно влияет фактор безопасности. Из-за воздушных тревог работники вынуждены проводить в среднем по пять часов в бомбоубежищах в сутки. Поэтому мы нанимаем больше людей, чтобы не терять темп и обеспечивать тот процесс и интенсивность, которые мы имели до войны», — рассказал изданию НВ он.
Двойной возврат
За последние семь месяцев Coca-Cola исчезала с полок украинских супермаркетов дважды. Впервые в начале марта из-за неудачного решения американского производителя остаться работать на территории страны-террориста. Товары, принадлежащие Coca-Cola, убрали с полок магазинов Novus, Varus, Сільпо, ЭКО маркет, SPAR, Наш Край, Укрнафта, Эпицентр, Фора и других крупных компаний. Таким образом под бойкот попали Sprite, Fanta, Schweppes, минеральная вода BonAqua, холодный чай FuzeTea, соки Rich, энергетические напитки Monster Energy Drink и Burn. Однако уже 8 марта американцы передумали.
«Наши сердца с людьми, которые переживают невероятные последствия этих трагических событий в Украине. Мы будем продолжать отслеживать и оценивать ситуацию», — говорилось в заявлении Coca-Cola, которое сначала приостановило деятельность в россии, а в июне пошла полностью.
Второй раз продукция Coca-Cola начала исчезать из магазинов после того, как от обстрелов окупантов пострадал завод компании в селе Большая Дымерка Киевской области. Когда россиян угнали из-под столицы, компания уже к концу мая частично возобновила работу своих мощностей. Однако продукция производителя возвращалась на полки постепенно. Например, Schweppes только в июле появился в магазинах, прежде покупатели могли встретить разве что импортные бутылки с напитком.
Читайте также