Торговля – основа экономики: сколько налогов уплатили ритейлеры за год великой войны
За 12 месяцев прошлого года компании из разных отраслей розничной торговли заплатили более 90 млрд грн налогов, 40% из которых пришлось на food-ритейл.
Как показало исследование, проведенное Ассоциацией ритейлеров Украины на основе данных официальной налоговой отчетности, предоставленной компаниями сферы торговли за 2022 год, общая сумма уплаченных налогов превысила 90 млрд грн.
Среди девяти основных отраслей украинской розничной торговли, включая сферу развлечений, выделяется отрасль продуктового ритейла. В частности, FMCG-операторы заплатили в бюджеты всех уровней сумму, превышающую 35 млрд грн. Это составляет около 40% общего результата, который показала вся украинская розничная торговля.
Напомним, что до войны ритейл находился в топ-5 наиболее прибыльных отраслей экономики Украины. Несмотря на потери, понесенные сетями во время полномасштабного вторжения (помещения, оборудование, товарные запасы на складах и т.п.), украинская торговля продолжает восстанавливаться и обеспечивать прочный экономический тыл. И хотя эта динамика не соответствует восстановлению доходов по сравнению с довоенным временем, отрасль остается одним из главных источников бюджетных поступлений, поскольку наибольшая часть налогов, попадающих в бюджеты всех уровней, приходится на НДС, НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и акцизный налог. То есть налогов на потребление и оплату труда.
И тот факт, что большая часть уплаченной суммы налогов в бюджеты всех уровней приходится именно на продуктовый ритейл, объясняется достаточно легко, так как потребление товаров первой необходимости – это главный приоритет у населения. Продуктовый ритейл демонстрирует наглядный пример устойчивого социально ориентированного бизнеса, фактически став форпостом продовольственной безопасности страны.
В этом контексте также следует отметить данные опроса, проведенного Ассоциацией ритейлеров Украины среди 57 сетей-членов RAU, которые до начала активных боевых действий объединяли 10 016 торговых точек. В частности, оно показало, что за 2022 год выплаты в бюджеты всех уровней представителей девяти отраслей ритейла составили 56,6 млрд грн. И большую часть этой суммы также составляют налоги, уплаченные компаниями продуктового ритейла. На втором месте оказались продажи топлива. В опросе были представлены компании из секторов продовольственного и непродовольственного ритейла, аптечные сети, АЗК, ювелирные магазины, сети по продаже одежды и обуви, электроники и бытовой техники, стройматериалов и развлекательные центры.