Пластик должен уйти: как супермаркету уменьшить негативное влияние на окружающую среду
Супермаркеты играют немаловажную роль в проблеме загрязнения окружающей среды пластиком. С общим оборотом около 2,3 трлн грн в год, они имеют ресурсы, чтобы действовать и нести ответственность за товары и упаковку, попадающую на рынок с их полок, в частности собственного бренда. Что украинские ритейлеры могут сделать немедленно.
Наша окружающая среда утопает в отходах. Одна из наиболее вредных и заметных форм загрязнения окружающей среды отходами – это одноразовая пластиковая упаковка. Загрязнение пластиком уничтожает целые экосистемы, обостряет климатический кризис и представляет риск для здоровья человека. Казалось бы, что эта тема сейчас не ко времени, однако важно понимать, что пластик изготавливается из ископаемого топлива (в основном нефти и газа), а значит, он еще и напрямую влияет на войну в Украине, ведь значительная часть этих ископаемых поступает с российского рынка. Украинская общественная организация Zero Waste Society поделилась с RAU, что можно с этим сделать украинскому ритейлу.
Доклад Break Free From Plastic (BFFP) и Center for International Environmental Law (CIEL) «Зима близко: Пластик должен уйти» («Winter is coming: Plastic has to go») утверждает, что на производство пластика ушло почти 9% конечного потребления ископаемого газа и 8% окончательного потребления нефти в Евросоюзе в 2020 году. Около 40% газа и более 20% нефти ЕС получал из россии. Таким образом, очевидно, что, сократив зависимость от ненужной пластиковой упаковки, украинские производители и ритейлеры могут уменьшить зависимость от российской нефти и газа и продемонстрировать другим странам, как обрести независимость от ресурсов отдельных стран. Однако, несмотря на обеспокоенность ученых, общественных организаций и потребителей, количество пластика на полках супермаркетов растет.
Согласно исследованиям украинской общественной организации Zero Waste Society «Супермаркет (без) пластика» , супермаркеты играют важную роль в проблеме загрязнения окружающей среды пластиком.
«Располагаемые на пересечении между потребителями и поставщиками супермаркеты и продуктовые магазины занимают уникальную позицию, которая позволяет им возглавить переход от линейной экономики и общества одноразового использования к круговым системам производства и потребления, существенно уменьшив свой пластиковый след и побуждая бренды и клиентов делать то же самое» , — говорит глава ОО Zero Waste Society Анастасия Мартыненко.
В ходе исследования были собраны данные о количестве материалов одноразовой упаковки (в тоннах), переданной компаниями на переработку в 2020 году, и количестве одноразовых пакетов и многоразовых сумок, которые супермаркеты выпускают на рынок ежегодно. Также были получены данные по имеющимся практикам сокращения и повторного использования упаковки и об отдельных инициативах супермаркетов. Так, компаниями было передано на переработку в указанный период следующее количество вторичного сырья (тонн):
- Сільпо: бумага — 19,631, стекло — 0,37, металл — 0,1, пластик — 2,436
- Эпицентр: бумага — 1,876, стекло — 0,12, металл — 1,1, пластик — 0.
- Spar / Наш Край: бумага – 104,22, стекло – не указано, металл – не указано, пластик – 89,56.
Goodwine указали показатель в тоннах только по материалу бумага – 207,560. Дополнительно, без количественных показателей, указано, что введен раздельный сбор стекла, металла, уменьшено использование пластика в офисе (многократные боксы для обедов, бумажные канцелярские изделия вместо пластиковых).
Поскольку основным решением проблемы загрязнения отходами одноразовой упаковки является переход на многоразовую упаковку или полный отказ от нее, одной из задач было определение количества продукции, реализуемой супермаркетами на вес. Как оказалось, большинство сетей уже продают большую часть овощей и фруктов на вес, однако Refill-системы для бакалеи и других групп товаров еще не являются распространенной практикой. Кроме того, подавляющая часть сетей не установила амбициозных, определенных во времени и измеряемых целей уменьшения количества упаковки собственной торговой марки и фирменной продукции.
Для того чтобы уменьшить свое экологическое воздействие, компания предлагает:
- повысить прозрачность и регулярно обнародовать свой пластиковый след и амбициозные четкие обязательства;
- отказываться от излишней упаковки и отлаживать системы повторного использования и перенаполнения;
- поддерживать прогрессивные законодательные меры, такие как депозитно-возвратная система.
В странах ЕС супермаркетам удалось уменьшить свой пластиковый след, в пв первую очередь, за счет отказа от лишней упаковки (особенно для фруктов и овощей), повторного использования и перенаполнения (Reuse & Refill) и сотрудничества и четкой коммуникации с поставщиками, производителями, потребителями и властью.
«Отказ от одноразовой пластиковой упаковки — это не только вопрос сохранения окружающей среды, но и вопрос геополитической диктатуры, которая приводит к фатальным последствиям. К сожалению, крайне редко мы проводим параллели между ископаемым топливом и пластиковой упаковкой. Когда мы выбираем многоразовые решения, вместо одноразовой упаковки , мы сокращаем потребление российской нефти и газа в десятки раз», — считает глава Zero Waste Alliance Ukraine София Сидоренко.
Читайте также —
Нам здесь жить: как украинские ритейлеры ведут борьбу с загрязнением окружающей среды