Как пережить кризис: советы СЕО Comfy Игоря Хижняка
Генеральный директор сети магазинов бытовой техники и электроники Comfy Игорь Хижняк о динамике снижения продаж в период карантина, принятии сложных решений, антикризисном менеджменте и многом другом.
Распространение эпидемии коронавируса и введение жесткого карантина существенно повлияло на украинскую экономику. Сфера розничной торговли одной из первых почувствовала на себе негативные последствия. Большинство ритейлеров столкнулись с небывалым падением продаж и вынуждены корректировать свою деятельность в соответствии с новыми реалиями. Чтобы помочь розничным компаниям пережить кризис с минимальными потерями Ассоциация ритейлеров Украины проводит ряд вебинаров, посвященных сокращению расходов, партнерским взаимоотношениям и прочим важным элементам бизнеса. Одна из онлайн-дискуссий лидеров украинской розницы была посвящена антикризисному управлению ритейл-компанией. В ходе вебинара генеральный директор сети магазинов бытовой техники и электроники Comfy Игорь Хижняк поделился своим виденьем нынешней ситуации, а также рассказал о снижении продаж в период карантина, о сложных, но необходимых в кризис решениях, и многом другом. Редакция RAU подготовила ключевые тезисы топ-менеджера Comfy.
О спаде продаж и текущем положении дел в компании
Несмотря на, что магазины бытовой техники и электроники не попали под правительственный запрет и могут продолжать работу, нам пришлось закрыть 23 торговые точки. Большинство из них расположены в торговых центрах, которые выступили категорически против работы каких-либо магазинов, кроме продуктовых. Еще часть мы закрыли сами по причине крайне низких выторгов. В таких локациях нет смысла работать даже с минимальным количеством персонала и при самых лучших договоренностях с арендодателем.
Таким образом к средине апреля в сети Comfy работало 72 магазина. Однако их продажи существенно сократились. В некоторых торговых точках падение товарооборота достигало 50-70%.
К счастью, у нас больше половины арендных договоров привязаны к доле от товарооборота. Это снимает с нас необходимость проведения тяжелых, длительных и конфликтных переговоров по снижению арендных ставок.
Также существенно просели продажи товаров в кредит. Чтобы активизировать продажи, и дать возможность украинцам приобрести необходимый товар в условиях снижения или временной потери доходов, недавно мы внедрили услугу «Кредит на диване». Благодаря этому сервису каждый клиент Comfy может не выходя из дома оформить онлайн-кредит на покупку товара в нашем магазине.
Конечно, после введения карантина интернет-продажи выросли в разы в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако этот рост далеко не компенсирует потерю товарооборота офлайновых торговых точек.
Также изменилась структура спроса. В первые недели карантина больше всего выросли продажи увлажнителей, смартфонов, телевизоров. А пару недель назад был зафиксирован очень большой рост игровых консолей. В общем – всего необходимого в условиях самоизоляции.
О лидерстве и принципах управления командой
С моей точки зрения, сейчас происходит тотальное изменение взглядов на лидерство в бизнесе, и я как топ-менеджер приветствую эти изменения. Время лидеров, которые привыкли замыкать на себе все процессы и решения, уходит в прошлое. В нынешних реалиях невозможно все контролировать самостоятельно. В условиях, когда продажи упали на 50% и более, лидерам невероятно важно демонстрировать команде искренность, возможно, даже некую уязвимость.
Руководитель должен показывать, что он тоже может сомневаться, чего-то не знать прямо сейчас. И несмотря на это – действовать, объединять вокруг себя людей, быть креативным и искать правильные решения вместе с командой.
В условиях кризиса лидер как никогда ранее должен тонко чувствовать, какие решения будут оптимальными, оцифровывать и анализировать всевозможные данные, а главное — брать на себя ответственность, жестко контролировать доходы и расходы. Именно поэтому в первую неделю карантина я был инициатором некоторых сложных решений, связанных с мотивацией и персоналом.
Но в целом принципы управления компанией не изменились даже в период кризиса: Comfy управляет не один человек, а команда.
Тезис о том, что антикризисное управление: авторитарный подход и четкая вертикаль власти, уже давно потерял свою актуальность. Четко и слаженно должна работать вся команда, а топы и менеджеры среднего звена должны иметь все полномочия для принятия быстрых решений. Иначе быстрое переформатирование и адаптация к новым условия невозможны. А в период кризиса все, кто не сможет адаптироваться к новым реалиям – не смогут выжить.
Об антикризисных решениях и коммуникациях
Это уже третий кризис, который переживает компания Comfy, поэтому у нас уже есть антикризисный опыт. Некоторые наши действия были абсолютно классическими: ограничить инвестиции, пересмотреть долгосрочные проекты, сократить расходы, провести срочные переговоры по аренде, принять решения по персоналу, договориться об отсрочках платежей, проанализировать локации и закрыть неэффективные магазины. В то же время, нынешний кризис совершенно не похож на предыдущие и мы точно вынесем из него новые уроки.
Есть вещи, которые повторяются каждый кризис. В первую очередь кризис напоминает, что невозможно контролировать ситуацию на 100%. Пока мы считаем стратегические модели, кто-то на другом конце мира покупает себе на ужин летучую мышь.
Еще кризис учит тому, что в бизнесе надо быть максимально эффективным, готовым к разного рода испытаниям. Тому, что без многого можно обойтись, и тому, что многое в компании может и должно быть диджитализировано. Сейчас очевидно, что мир уже никогда не будет прежним, а такое понятие как адаптивность в нынешних реалиях актуально как никогда. Каждой компании очень важно быть готовой к трансформации в любой момент. Потому что никто сейчас не сможет спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, и что произойдет завтра.
В кризисный период нельзя преуменьшать роль внешних и внутренних коммуникаций. И в этом направлении также очень важны искренность и честность.
В первую очередь нужны быть честным по отношению к себе, своей команде и клиентам. Потому что фальш очень хорошо чувствуется и не прощается. Конечно, тяжело честно говорить с командой, когда сам не знаешь многих ответов. Мне удалось записать видеообращение к команде только на 10-й день карантина. Не только потому что было много работы. А потому что каждый день ситуация менялась, появлялись новые факторы. Важно было собрать все эти детали, найти силы и слова, чтобы честно рассказать о том в какой реальности мы сейчас находимся, что нас ждет и на какие доходы мы сможем рассчитывать в ближайшем будущем.
О снятии карантина и государственной поддержке
Какой будет динамика продаж в дальнейшем и насколько существенно они могут упасть из-за карантина и кризиса: гадание на кофейной гуще. Потому что неизвестно, насколько затянется карантин, насколько его влияние будет усилено экономическим кризисом, насколько глубоким будет финансовый кризис, и насколько долгой будет рецессия.
В любом случае, украинская экономика не выдержит длительного карантина. Если мы все посидим дома еще полгода и не умрем от коронавируса, то точно умрем от голода, депрессии или других негативных последствий.
Мое мнение: надо потихоньку вводить более мягкие и гибкие меры, учитывать эпидемиологическую ситуацию в том или ином регионе и плавно запускать бизнес в работу. Потому что уже сейчас наблюдается «эффект домино». К нам не ходят покупатели, мы не платим аренду, арендодатели не платят налоги и проценты по кредитам и так далее. В итоге уже завтра украинцы могут остаться без зарплат, а государство — без бюджетных поступлений. Нельзя этого допустить, нужно грамотно подходить к перезапуску экономики и поддержать бизнес в сложный момент. К примеру, одной из таких мер от государства могло быть снижение или временная отсрочка по уплате налогов на заработную плату. В целом, уменьшение налоговой нагрузки могло бы стать важным сигналом для бизнеса в кризисный период.
Читайте также —
Дмитрий Деревицкий, Алло: Мой прогноз – сокращение рынка электроники до конца года на 50%