Основатели сети электрозаправок Blitz: Цель – выстроить цепочку заправок от западной границы до моря

Основатели сети электрозаправок Blitz: Цель – выстроить цепочку заправок от западной границы до моря

21.11.2018 08:11
  2997
Дарья Златьева

Почему владельцы сети быстрых зарядных станций для электромобилей уверены в успехе проекта, какие финансовые результаты показывают объекты сети и как будет развиваться дальше инфраструктура для электроавтомобилей.

Читайте українською

RAU продолжает серию публикаций Franchise-story: о том, как построить успешный бизнес, продавая другим право работать под раскрученным брендом и использовать проверенные технологии. Что лучше – самому пробовать и ошибаться или воспользоваться опытом, например, образовательного проекта от Franchise Group?

Blitz – это оператор сети быстрых зарядных станций для электромобилей. Пока остальные ждут пика популярности электромобилей, группа бизнесменов начала создавать сеть с помощью собственных инвестиций: компания нашла поставщиков оборудования и IТ-систем и готова дальше расширять сеть. Дело за малым – инвестициями. Как будет расти этот рынок, сколько стоит такая франшиза, когда окупится и как работают такие станции RAU рассказал генеральный директор BLITZ Partners Виталий Ермаков.

Увлечение стало бизнесом

– Расскажите подробнее о проекте.

– Мы – группа энтузиастов, развивающая сеть зарядных станций для электромобилей. Стартовали с Киева, потому что в столице сосредоточена половина всех электромобилей в стране. Мы создаем инфраструктуру, которая позволяет заряжать автомобиль за максимально короткое время.

Есть медленные зарядные станции и быстрые. К примеру, Nissan Leaf на медленной зарядной станции может заряжаться четыре часа, на быстрой ему достаточно получаса. Поэтому мы фокусируемся на быстрых зарядных станциях.

Электрозаправка на парковке Billa

– Почему выбрали этот бизнес?

– Рынок услуг для электромобилей достаточно молодой: два года назад еще не было ничего. Мы стали первыми, кто серьезно взялся за услугу быстрой зарядки. Сейчас автомобильные производители переносят фокус с дизельных авто на электромобили. Официальной продажей электрокаров в Украине занимаются только четыре компании, но, по нашим прогнозам, в ближайшие годы рынок ждет бум продаж такой техники.

Для нее нужна инфраструктура. Мы увидели эту нишу. Долгое время разрабатывали концепцию, выбирали: фокусироваться ли на недорогих станциях или на быстрых, но совсем не дешевых.

Стоимость составляет, соответственно 3500 против 35 000 евро. Провели ряд исследований и поняли, что выбираем быстрые электростанции, поскольку даже несмотря на большие инвестиции, они в итоге быстрее окупаются.

– За счет чего так быстро растет рынок?

– Экономия в два раза по сравнению с бензиновыми авто. Самому популярному у нас электромобилю Nissan Leaf чтоб проехать 100 километров, нужно потратить 14-16 киловатт (на быстрой станции это обойдется порядка 112 грн), для авто с бензиновым мотором в городском режиме с учетом расхода 8-9 литров бензина – это 250 грн. А в пробках электромобили вообще ничего не тратят. С дизельными разница чуть меньше, но их минусы – вибрация, запах, некачественное топливо и, конечно, загрязнение окружающей среды. Количество дизельных машин будет уменьшаться. Каждый год количество машин удваивается.

– Когда вернулись первые инвестиции?

– Срок окупаемости зарядной станции 3,5 года. Это не быстрые деньги, но это более прибыльно, чем инвестиции, к примеру, в квартиры.

Всем нужно – никто не делает

У компаний, которые управляют сетью АЗС, наверное, больше шансов построить такой бизнес?

– Да, но не в украинской модели. У нас не строят бизнес АЗК на перспективу. Заправки работают на кредитных деньгах – несмотря на то, что нам кажется, что они зарабатывают много – у них сложная логистика и небольшая маржа. Мы работаем с ними как партнеры, чтобы они попробовали и увидели, что да, зарядка электромобилей – это интересно, перспективно. Но наш опыт общения со всеми крупными сетями говорит, что никто из них на данный момент покупать оборудование не собирается.

На каких условиях с ними сотрудничаете?

– Арендуем часть площади на АЗК. Там полностью создается наш комплекс, на котором клиенты заряжаются через приложение GreenSpot. АЗС никак не вовлечены в этот процесс. Они дают клочок земли, на котором мы организовываем услугу. Они малыми средствами решают проблему недостающего сервиса.

Где работают ваши станции?

– На заправочных комплексах: к примеру, ОККО и Socar. В развлекательных и торговых центрах. Мы пытаемся создавать точки зарядки в тех местах, куда люди едут по своим делам, а не специально машину заряжать.

– Как быстро открывали станции?

– Практически 10 наших станций открылись в течение 3-4 месяцев. Этому предшествовала большая работа по поиску локаций: у нас есть определенные требования по мощности электроэнергии. А таких мест не так много. Сейчас у нас 11 локаций с 20 станциями, из них 9 – высокоскоростные.

– Какие точки работают лучше всего?

– На паркинге Billa на Позняках, рядом с McDonald’s и ТЦ Алладин. Еще одна такая точка работает на Бажана – у торгового центра Аркадия (метро Осокорки). И третья по прибыльности точка находится на Леся Курбаса, на АЗК Окко.  Их популярность складывается из нескольких факторов: это плотный автомобильный поток и вакуум по местам быстрой зарядки в этом районе.

– Что еще важно учитывать при выборе места под станцию?

– Наш немецкий партнер предоставил нам систему оценки локаций: по ней оценивается ряд параметров. Один из них – станция должна находиться в зоне прямой видимости. Это понятно: если человек станцию не видит, то ему сложно ее найти. Эта места с большим трафиком, где клиенту будет чем занять себя на время заправки.

Self-checkout во главе

– Персонал для станции вообще не нужен?

– У нас работает круглосуточная служба поддержки, куда клиенты звонят для решения стандартных вопросов. Мы столкнулись с тем, что рынок специфический: часто люди приезжают на машинах, переделанных в гаражах, битых и завезенных из-за границы. Зарядная станция – «умная» – если в машине что-то не так, есть какие-то технические несоответствия, и это грозит опасностью возгорания – она просто не будет заряжать машину.

– В чем уникальность вашего предложения?

– Мы занимаемся оказанием услуги, и обеспечиваем весь софт, сами разрабатывали программное обеспечение. У нас есть несколько направлений:

  1. Первое – софт для работы станции: она сама включается, управляется, диагностируется, выключается. Если происходит сбой на станции, наш инженер в офисе анализирует его и решает проблему из офиса и перезагружает ее. Физически мы едем туда, если нужно что-то сделать руками, заменить какие-то детали.
  2. Второе – приложение для клиентов, которое позволяет им пользоваться станцией с помощью смартфона, регистрироваться в программе, оплачивать, заправляться. Приложение клиента позволяет отследить историю всех заправок.
  3. Есть продукт для корпоративных клиентов: веб-интерфейс, где можно увидеть инфо по всем своим машинам по всем параметрам.

Мы создаем сеть под одним брендом, которая должна иметь одну ценовую политику, активно развиваться, в том числе и за счет инвесторов.

 – Как происходит оплата?

– У нас работает свое платежное решение на базе LiqPay. Мы работаем только по безналу. Кэш в этой бизнес-модели сложно осуществим, да и не нужен. У владельцев электромобилей есть смартфоны и им удобнее везде оплатить по безналу.

– Как работает приложение?

– Оно показывает ближайшие станции. Можно выбрать любую, по ней есть вся информация о станции, типе зарядки и прочие данные. К аккаунту можно привязать любую бесконтактную карту. Если смартфон сел, тогда можно воспользоваться картой.

Скрины приложения GreenSpot: инфо о ближайших заправках, инфо о них, а также пользователь видит историю заправок
– Служба поддержки – ваш собственный call-центр?

– Первоначально у нас сидел инженер с телефоном и на каждое обращение мы отвечали лично, потому что хотели понять, какие проблемы возникают у людей. Часто эта обратная связь приводила к тому, что мы вносили корректировки. По call-центру чуть менее полугода назад начали сотрудничать с компанией, у которой большой опыт работы с автомобильными компаниями.

Тонкий расчет

– Какой оборот станции в месяц?

– Валовый оборот одной станции в районе 60 000 грн. Отсюда нужно еще вычесть стоимость потребленной электроэнергии.

– Стоимость франшизы и роялти?

– Роялти составляет 20%. У нас в стране люди не очень любят платить за интеллектуальную собственность, а разработка очень дорогая. Чтобы ПО работало, окупалось и развивалось, роялти содержит часть платы за аренду программного обеспечения, и оно же закрывает всю операционную деятельность: оказание услуги, работа бэк-офиса и другое. Человек, инвестируя в станцию, получает полностью автономный бизнес, за которым можно следить онлайн.

– Так все-таки, за минусом расходов, сколько инвестор получает со станции в месяц на руки?

– В районе 20 000 грн.

– А сколько нужно инвестировать в проект?

– Стоимость франшизы с оборудованием составляет 40 000 евро.

– И при 20 000 в месяц можно окупить инвестиции за три года?

– С учетом прогнозируемого роста потребления – да. Мы это видим и по динамике 2018 года. У нас сейчас 120 авто являются постоянными клиентами и их количество будет расти.

– Где покупаете оборудование?

– Производство находится в Испании, а поставщик – в Германии. Это самое передовое оборудование, которое 100% не устареет в ближайшие пять лет, даже несмотря на рост мощностей автомобилей.

– Какое количество корпоративных клиентов и кто они?

– Первое время мы не рассчитывали на корпоративный сегмент, уже позже узнали о службе такси OXY.
Около 82% оборота формируют корпоративные клиенты. Через 3-4 года это соотношение будет меняться и доля частных будет расти.

Прогноз до 2029 года маржинальной прибыли: серый график – общая, оранжевый – В2С, синий – В2В

Время для рывка

– Какие планы по развитию?

– С регионами непростая ситуация: мало станций, так как мало автомобилей и наоборот. Сейчас количество автомобилей там все-таки растет, но люди заряжают их в основном дома.

У нас первоочередные планы – покрыть Киев, но для этого нашу сеть нужно увеличивать в разы. А дальше уже есть смысл идти в другие города-миллионники, плюс города, которые позволяют выстроить цепочку от границы с западными станциями до моря – такая «артерия» будет проходить через всю страну.

– Сотрудничаете ли вы с другими операторами и создаете ли какие-то общие карты заправок?

– Мы общаемся со всеми, рынок тесный. Ценовая политика у всех примерно одинаковая, так как привязана к схожим параметрам. Но нашим клиентам мы не гарантируем качество оборудования и программного обеспечения на других заправках, поэтому не рискуем создавать такую карту. С любым западным партнером – можем.

– Как инвесторы работают с вами – кто ищет локации, какую помощь оказываете?

– Мы понимаем, что инвесторы в этой теме могут досконально не разбираться, поэтому решили, что они будут приобретать уже успешные точки существующей сети, а мы будем выстраивать ее дальше. Они могут выбрать любую из наших локаций. Человек видит историю, а не покупает «кота в мешке».

– Новые станции самостоятельно будете открывать или тоже с привлечением партнеров?

– Нам нужно расти за рынком: если он удваивается, то и инфраструктура тоже также должна расти. Для этого в нашей стране нет другого внятного инструмента, кроме франшизы.

Читайте также –

Вінницький Starbucks: як з мінімумом вкладень побудувати мережу кав’ярень


К последним новостям К популярным новостям Поддержать редакцию

Share this news on social networks


Read also

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Выезд украинцев за границу, падение покупательной способности оставшихся, проблемы с логистикой и несоответствием...
time icon   
  3664