Олег Вишняков, Ultramarket: 7 наблюдений о том, как меняется украинская продуктовая розница
В своей колонке на сайте НВ Бизнес Олег Вишняков, бизнесмен, владелец Ultramarket (и экс-совладелец сети Мегамаркет) рассказал о том, как изменился украинский покупатель и почему гипермаркетам приходится идти на ребрендинг и осваивать новые концепции.
Конкуренция в ритейле — на пике. Покупатели стали требовательными и разборчивыми. Они хотят получать предложение, соответствующее их запросам. Поэтому большие магазины меняют свой внешний облик, чтобы выделиться среди конкурентов, увеличить поток клиентов за счет привлечения новой аудитории, повысить доверие и реализовать внутренние изменения через визуальное восприятие бренда. И для достижения этой цели, ритейлеры идут не только на изменения, которые диктует сам покупатель.
Покупатель стал более тщательным в выборе брендов и продуктов. Выбор магазина теперь зависит не только от локально удобного расположения и широкого ассортимента продуктов, но и от ценностей бренда и его репутации.
- Атмосфера в магазине
Современные супермаркеты должны давать больше, чем раньше. Ценится не только качество товаров на полках, свежесть продуктов в корзине и покупки по разумным ценам. Важна также и атмосфера места, где совершаются покупки. Этот тренд требует роста расходов ритейлеров. Но в долгосрочной перспективе инвестиции в устойчивое развитие помогут сэкономить и привлечь новую аудиторию.
В целом, об устойчивом развитии в 2020 году отчитались 96% из 250 крупнейших компаний мира (G250), входящих в рейтинг Fortune, и 80% компаний, принадлежащих к топ-100 в разных странах (N100). Ритейл не обошел этот общий для бизнеса тренд.
- Бесконтактные платежи
Покупки через интернет и бесконтактные платежи стали нормой для большинства потребителей. Стремление к безопасным бесконтактным покупкам только усиливает эту тенденцию. Поэтому в будущем ожидается увеличение бесконтактных платежей, что позволит с одной стороны сэкономить на персонале, а с другой — потребует инвестиций в программное обеспечение.
Исследование Kantar MMІ Украина продемонстрировало, что нетипичный 2020 год повлиял на развитие безналичных оплат — в стране стремительно выросли бесконтактные платежи и онлайн-покупки.
- Изменение роли продавца
Из-за увеличения доли бесконтактных платежей, роль работников супермаркетов будет трансформироваться. Они будут постепенно превращаться в агентов по взаимодействию с клиентами. Помогать с покупками, консультировать, как сомелье, который помогает выбрать вино.
Кадровый дефицит — это даже не тренд, а боль для ритейла. В условиях, перехода в онлайн, почувствовался недостаток квалифицированных специалистов, которые понимают, например, в вопросах онлайн-продаж.
- Онлайн-продажи растут в геометрической прогрессии
Аналитические центры отмечают рост почти в два раза. Согласно исследованию KPMG Global «Потребители и новая реальность», продуктовый e-commerce вырос на 107% по сравнению с прошлогодними показателями.
Так, в марте 2021 года уже 62% украинских интернет-пользователей в возрасте 16-65 лет декларировали, что оплачивали товары и услуги через интернет хотя бы раз в месяц. Это на 22% больше по сравнению с докарантинным началом 2020 года.
Активнее всего пользуются электронными платежами люди в возрасте 30-39 и 40-54 лет. Среди этих аудиторий доля «плательщиков в интернете» за год выросла с 54% до 71% и с 50% до 70% соответственно.
- Спрос на доставку продуктов показал взрывной рост и оказался той областью, в которой начали вращаться немалые деньги
Преимуществом заказа доставки в супермаркете остается больший ассортимент продукции, более низкая цена по сравнению с dark store, а также снижение затрат на сбор заказов благодаря тому, что сотрудники супермаркета могут выполнять функцию сборщиков.
- В трендах локальные и крафтовые продукты
Меняются предпочтения потребителей в сторону локальных брендов и поставщиков в противовес известным глобальным брендам. Этот тренд я начал наблюдать еще с 2017 года. Ценится широкий ассортимент экологических продуктов локальных производителей, фермерства и крафтовых мануфактур (небольшие производители, которые изготавливают натуральные продукты, без добавления усилителей вкуса, красителей и т.п.).
- В цене доступность
Доступность не только цены, но и расположения магазинов. Для жителей города локальные супермаркеты, находящихся возле дома, будут иметь значительные преимущества над гипермаркетами в окрестностях города.
Потребители стали более требовательными и диктуют новые правила, поэтому выживут те ритейлеры, кто уже приспособился к этим новым условиям.
Источник: НВ Бизнес
Читайте также –
Олег Вишняков планирует открывать по два Ultramarket ежегодно, следующий – в Киеве на Глыбочицкой