Дмитрий Деревицкий, Алло: После 24 февраля цены на импортные товары выросли на 20%, и это только начало

Дмитрий Деревицкий, Алло: После 24 февраля цены на импортные товары выросли на 20%, и это только начало

08.09.2022 08:45
  371
Іван Зайцев

Председатель совета директоров одного из ведущих игроков на украинском рынке техники и электроники – сети Алло – ожидает, что к концу года цены на основной ассортимент товаров вырастут на 45-60%, готовится к сложной зиме и считает убытки от вторжения страны-террориста.

Дмитрий Деревицкий, соучредитель и руководитель ритейлера, который до начала открытого вторжения россии руководил почти 350 магазинами в 140 городах страны, в интервью изданию Экономическая правда рассказал о количестве закрытых магазинов, убытках от мародеров и оккупантов, проблемах ведения бизнеса в настоящее время. оценку инициатив власти и многом другом. RAU выбрала самые интересные тезисы материала.

О ценах и потребительском спросе

Первое, что повлияло на стоимость электроники и не только электроники, но и всех импортных товаров – это возврат с 1 июля налогообложения импортных операций. Поэтому импортные товары подорожали на 20%, а те товары, которые облагались пошлиной (преимущественно электроника) 10-16% вместе с НДС, подорожали на 30-36%. То есть с 1 июля цены выросли на 20-36% в себестоимости.

Спустя двадцать дней Национальный банк девальвировал курс гривны на 25%. Это стало вторым фактором, повлиявшим на подорожание электроники.

У всех импортных товаров есть потенциал повышения цены на 45-60%. Это плохая история не только продавцов импортных товаров, но и для потребителей. Эти налоги и курс рано или поздно будут заложены в цену товара, и потребитель почувствует колоссальное удорожание.

Мы стараемся оттянуть момент повышения цены. Делаем это благодаря своей марже настолько, насколько можем, чтобы для потребителя это не было очень больно.

Цены в розничной сети реагируют на повышение с задержкой. Розничные игроки имеют отсрочку, когда для них цена зафиксирована в гривне. Следующие партии товара будут для них более дорогими.

На большинство электроники спрос эластичен: чем выше цена, тем меньше этот товар покупают. Есть предметы неэластичного спроса, например бензин. Цены на него выросли почти вдвое, но стояли дикие очереди, чтобы заправить хотя бы 10-20 литров. Неважно, сколько стоит этот товар, потребитель не может от него отказаться.

Электроника и большинство импортных товаров, которые мы потребляем каждый день, относятся к эластичному спросу. Так что спрос падает. В первые дни войны он драматично свалился. Наша выручка за первую неделю упала, по-видимому, на 90%.

Потом ситуация стала стабилизироваться, шок проходил, персонал возвращался на работу. Клиенты начали покупать вещи, которые можно брать в дорогу. Они до сих пор пользуются более высоким спросом, чем габаритная бытовая или встроенная техника.

Спрос на большие телевизоры и холодильники упал в 2,5 раза и более. Спрос на портативную электронику (смартфоны, гаджеты, смарт-часы) пострадал меньше, там падение составляло 10-30%.

О работе в первые недели войны

Мы не могли открыть большинство магазинов, персонал даже в благополучных городах, таких как Львов, и вообще на западе Украины, не хотел выходить на работу, потому что началась война. В начале войны выручка упала более чем на 90%, затем она стала постепенно расти и сейчас находится в районе 60% показателя аналогичного периода 2021 года.

Больше всего пострадали люди – наши сотрудники. У нас более 100 человек мобилизовано. Один человек, к сожалению, погиб.

Ощущалось влияние на моральное состояние команды. То есть, на какие-то небольшие раздражители, на которые в мирное время коллектив обычно не реагировал, сейчас реакция была, скажем, более резкой. Сейчас уже меньше, люди привыкают.

К сожалению, мы были вынуждены использовать механизм временной приостановки трудового договора, который правительство предоставило бизнесу. Фактически это сокращение персонала до конца войны. В начале войны мы приостановили трудовые отношения с 50% работников. То есть из 4000 сотрудников осталось 2000. Сейчас мы вернули часть людей – увеличили штатную численность до 2400 работников. В марте-апреле мы выплатили единовременную помощь всем сотрудникам на 25 миллионов гривень, причем и тем, с которыми мы приостановили трудовые отношения в связи с военным положением.

Склады нам удалось передвинуть на запад Украины. Мы это сделали после двух недель войны примерно 8 марта, и во время этого процесса не попали под атаки.

Об уничтоженных магазинах и убытках

У нас было более 340 магазинов в 140 городах Украины, поэтому у нас были магазины везде, где ступила нога русского оккупанта. На севере Украины, где российские войска зашли, а затем их заставили отступить, в таких городах, как Ирпень и Буча, магазины оказались с голыми полками. То есть, их ограбили.

Мы потеряли контроль над магазинами на оккупированных территориях в Херсоне, Мелитополе, Васильевке, Бердянске, Энергодаре. Все товары там исчезли.

Следующая категория – попавшие под ракетные удары магазины. К примеру, в нашем магазине в торговом центре в Кременчуге было пять сотрудников и все они чудом выжили во время ракетного удара, хотя магазин полностью уничтожен.

То же самое происходило, когда ракеты прилетали в ТЦ Retroville в Киеве 20 марта, ТЦ Аврора в Запорожье 25 мая, ТЦ Караван в Харькове 7 апреля – повсюду уничтожение одного или двух наших магазинов. Стоимость ущерба, например, нашему магазину в Retroville – 12,5 миллиона гривень. Это стоимость оборотных средств, продукта, ремонта и оборудования. Самые большие убытки – из-за потери флагманских форматов Алло Max.

У нас не работают около 80 магазинов, которые давали нам примерно 30% выручки. Из них 50 потеряли на оккупированных территориях, они разбомблены или разграблены. Остальные примерно 30 магазинов не можем запустить в местах, где идут боевые действия.

Общий размер потерь сейчас не хотел бы называть, потому что по каждому факту причинения материального ущерба мы проводим юридическую фиксацию. Проблема в том, что процесс причинения материального ущерба продолжается.

О компенсации ущерба от страны-террориста

На первом этапе нужно зафиксировать все убытки, потому что если вы не зафиксируете должным образом свои потери, то их невозможно будет доказать.

Мы начали с Retroville, потому что он начал восстанавливаться. После того, как ТРЦ устранил последствия прилета ракеты, ты уже не сможешь доказать размер ущерба. Поэтому ущерб нужно сразу фиксировать.

Мы пока не видим какого-то простого механизма взыскания с россии этого ущерба. Очень надеюсь, что правительство вместе с международными партнерами создаст механизм, благодаря которому украинский бизнес и украинские физлица, потерявшие автомобили и дома, получат компенсацию из замороженных российских активов.

Об ставках аренды и отношениях с арендодателями

Первоначально плата за аренду была заморожена в тех объектах, где мы не работали, а в течение первой недели войны не работали 90% наших магазинов в Украине.

Затем оплата была разморожена, ее размер стабилизировался на уровне 50% довоенной платы в гривне.

В некоторых городах, где не ведутся бои, есть попытки арендодателей повысить арендную плату до довоенного уровня. Мы больше не идем на эти предложения.

Я считаю, что война идет по всей территории страны, и это общая проблема. Не может ритейл брать на себя все риски и обязательства. Игроки в торговой и коммерческой недвижимости должны помочь нам разделить эту ношу.

О работе с поставщиками и маркетплейс

Поставщики в основном ведут себя адекватно. За редкими исключениями, никто контрактов не разрывает, но они адаптируют свой бизнес к тем условиям, которые существуют в Украине. Если поставщик — еще и производитель, то он часто переходит на оффшорную для Украины систему поставок, то есть отгружает товар на складе не в Украине, а за рубежом.

Так он полностью переводит риски ведения бизнеса на дистрибьютора или розничную компанию, покупающую товар на складе за границей.

Если говорить о маркетплейсе, то примерно 70% предпринимателей возобновили работу. Товаров на сайте стало меньше на треть, изменилась структура продаж. Критически упали продажи детских товаров – большинство детей уехали за границу. Упали продажи товаров fashion-индустрии.

О планах на ближайшие месяцы

Уже сейчас нужно делать определенные вещи на будущее. В нашем оптимистическом сценарии боевые действия окончатся к концу года. У наших клиентов финансовый ресурс закончится где-то в начале или в середине осени.

Благодаря отмене пошлин и НДС с середины апреля по конец июня и внутренним ресурсам мы сможем дойти до Нового года, а с 2023 года начнется оживление рынка и экономики в связи с остановкой боевых действий.

Если война не закончится к Новому году, все будет гораздо хуже. Финансовые «подушки безопасности» клиентов окончатся осенью. Потребительская инфляция разгонится. Длительная война может потребовать неординарных шагов от правительства. В таком случае бизнес будет «откатываться» обратно, и нам придется адаптироваться к ухудшающимся условиям.

В Украине нет драйвера для возобновления бизнеса. Цена валюты выросла на 25%, в стране отсутствует большой спрос, потому что за границу выехали 6 миллионов человек. Шаги, которые делает наше правительство для того, чтобы собрать больше налогов, на мой взгляд, могут нанести больше вреда, чем пользы.

Мне кажется, что сейчас нужно хотя бы не трогать этого пациента. Пусть он полежит на лавочке, погреется на солнце, пока еще август, и как-нибудь пойдет домой работать.

Читайте также —

Дмитрий Деревицкий, Алло: Фиксация убытков от действий страны-агрессора – задача со звездочкой для предпринимателей


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка