Год экспериментов: кто из ритейлеров открывал новые необычные форматы магазинов в 2020-м
EVA, Антошка, Fozzy Group, Люксоптика, Leroy Merlin, Varus, Эпицентр, Ашан и другие: кто из ритейлеров экспериментировал в прошлом году с форматами магазинов и что у них получилось.
Люди покупают не только товары, им нужны эмоции. По крайней мере, если ритейлер хочет, чтобы покупатели к нему возвращались снова и снова, он обеспечит их не только товарной раскладкой. Одним из лучших способов создания позитивного customer experience — вшивание новых концептуальных идей в тело торговли. И, вопреки всему, 2020 год выдался богатым на интересные эксперименты с форматами. RAU разобралась, кто в украинском ритейле искал новые интересные подходы к шопингу.
EVA в формате beauty lab
Оба магазина Линии магазинов EVA в новой концепции начали работу на стыке лет — первый еще накануне 2020-го в днепровском ТРЦ Neo Plaza, второй — накануне 2021 года в черниговском ТРЦ Hollywood. Новый формат торговых объектов стал площадкой для творческих экспериментов сети в сфере бьюти индустрии и позволил ритейлеру занять нишу косметической и парфюмерной продукции.
Магазины EVA beauty lab имеют две бьюти-зоны, в которых женщины могут протестировать новые образы: зону бесплатного тестирования кожи лица и зону макияжа. В магазинах представлен расширенный ассортимент декоративной косметики, товаров для ухода за лицом, телом и волосами, а также духов, бижутерии и аксессуаров. Именно здесь клиентки могут познакомиться с декоративной косметикой от PUPA (Италия), Catrice (Германия), Essence (Германия), и кремовой линейкой от Skintsugi, Naobay (Испания), Mizon (Корея), Holika-Holika. Между тем товаров для дома и бытовой химии покупатели здесь не встретят.
Местоположение: ТРЦ Neo Plaza (Днепр), ТРЦ ТРЦ Hollywood (Чернигов)
Leroy Merlin нового формата
В мае компания Leroy Merlin Украина запустила свой интересный тест — первый DIY-магазин, представленный в торгово-развлекательном центре. Его площадь — 4805 кв. м, что значительно меньше предыдущих объектов сети, однако, в то же время, в ассортименте сохранены все наиболее востребованные и проверенные спросом товары. Он стал шестым объектом Leroy Merlin в Украине и 465-м в мире.
Ассортимент магазина, расположенного в киевском ТРЦ Retroville, составил 25 000 наименований в 14-ти отделах. В то же время расширенный список из 50 000 товаров доступен на сайте ритейлера. Еще одной особенностью гипермаркета стал контрастный стиль: в новом объекте полностью изменили визуальную концепцию навигации и мерчендайзинга. Для качественного и ускоренного обслуживания потока клиентов в гипермаркете работает 12 касс: 6 обычных и 6 касс самообслуживания.
Местоположение: ТРЦ Retroville (Киев)
Антошка в формате open space
Неожиданный формат магазина Антошка стал возможным благодаря необычной локации, которую ритейлер получил на третьем этаже львовского ТЦ Роксолана. Открытое в феврале 2020 года, пространство не имеет никаких барьеров или стеклянных витрин, поэтому к товарам попадаешь сразу с эскалатора или с лифта.
В ассортименте представлены все категории товаров сети, есть просторная парикмахерская, комната матери и ребенка, а также детская игровая зона. Новый современный и креативный дизайн, а также световые решения, призванные создать настроение и приятную атмосферу в магазине.
Местоположение: ТЦ Роксолана (Львов)
Intersport Outlet City в формате «sport & fashion»
Первый аутлет швейцарского бренда Intersport был не только открыт в новом стиле, но и стал одним из крупнейших в стране в данном сегменте. Площадь Intersport Outlet City в столичном ТРЦ Dream Town-2 составила 7000 кв. м. Работает он в совершенно новом для сети формате – sport & fashion. Дизайн аутлет выполнили в стиле большого американского города.
На территории Intersport Outlet City работает два кафе: coffee truck — где можно заказать кофе или перекусить хот-догом, и кафе здорового питания. Также в магазине есть детская площадка и пространство для ивентов и конференций. Еще одна интересная деталь — непосредственно в магазине обустроена мастерская. Благодаря этому покупатель сразу может подогнать одежду по росту и фигуре, если будет необходимость. Смотрите фотообзор нового ритейл-проекта компании Эпицентр К, которая развивает сеть швейцарского бренда Intersport в Украине.
Местоположение: ТРЦ Dream Town-2 (Киев)
Люксоптика с открытым кабинетом мастера-оптика
1 августа Люксоптика предложила своим покупателям новый вид шопинга — сочетание покупок, развлечения и заботы о здоровье своих глаз. Особенность нового объекта в киевском ТРЦ Retroville — открытый кабинет мастера-оптика, находящийся за прозрачным стеклом. Это позволяет наблюдать за работой человека, который создает очки. Кроме того, в оборудованном по последним технологиям кабинете врача можно проверить зрение и воспользоваться услугой подбора очков, контактных линз и средств ухода за ними.
Касательно ассортимента магазина, то в нем уже меньше экспериментов: предлагаются популярные очки от Polaroid, Ray-Ban, Police, Guess, Vogue, Marc Jacobs, Carrera, Furla, Prada, Versace, OGA, Dolce&Gabbana, Casta, Sunderson, Luxoptica и других мировых и украинских брендов.
Местоположение: ТРЦ Retroville (Киев)
MINI Shop от MYplay
В конце декабря сеть MYplay запустила формат MINI Shop. С момента принятия решения об открытии до праздничного разрезания ленты прошло всего пять дней. Новое пространство ритейлера находится в ТРЦ NEO Plaza и работает без касс – чеки пробивают через мобильное устройство.
Магазин мини-формата имеет два входа – с фасада и с середины торгово-развлекательного центра NEO Plaza, и занимает площадь около 50 кв. м. В компании отмечают, что таким образом пытаются следовать трендам ускоренности современного мира. В ассортименте представлены только хиты продаж MYplay: гаджеты, смарт-часы, работы, портативные колонки, наушники, игрушки для детей, товары для активного отдыха, одежда, обувь и другое.
Местоположение: ТРЦ NEO Plaza (Днепр)
Эпицентр с drive ареной и новыми shop-in-shop проектами
19 ноября Эпицентр открыл во Львове на ул. Городоцкой торговый центр с drive ареной и продуктовым супермаркетом. Объект был построен еще в 2006 году и сейчас в нем провели капитальную реконструкцию и представили все последние инновации сети. Прежде всего, в обновленном Эпицентре появился хаб и drive арена – открытая площадка со строительными материалами. Это, по своей сути, отдельная торговая территория площадью 11 100 кв. м, на которую можно заехать непосредственно автомобилем и загрузить нужный товар, не оставляя авто на паркинге. Подобный формат торговли в виде drive арены распространен в Германии. В Украине в сети Эпицентр — это первый опыт строительства подобной площадки.
Общее количество отделов в этом ТЦ увеличена почти до 30-ти, так, в нем открылся большой продовольственный FOOD Market площадью 850 кв. м с широким выбором пищевых продуктов и напитков и собственным производством. Многие отделы работают в формате shop-in-shop (магазин в магазине): Центр мебели — 2800 кв. м, Галерея ДЕКО — 2700 кв. м, Intersport — 1800 кв. м, E.PIC (товары для детей) — 1400 кв. м, ЦЕ ТЕ (Центр техники) — 1100 кв. м. Кроме того, в обновленном формате работает центр выдачи онлайн-заказов epicentrk.ua с адресной системой хранения, комфортная зона ожидания с детским уголком, а также онлайн-витринами, с помощью которых можно найти необходимый товар, сравнить различные модели, просмотреть отзывы и заказать то, чего нет в магазине.
Местоположение: Львов, ул. Городоцкая
Ашан Pick Up Point
Мини-формат точек продуктовой сети Ашан – Pick Up Point – был запущен в начале прошлого года. Площадь такой торговой площадки — всего 50 кв. м, на которых можно приобрести до 2000 наименований товара. На конец года в Киеве работало три Ашан в формате Pick Up Point — возле метро Почайна, в столичном ЖК Комформ Таун и в жилом комплексе Лико-Град. В компании сделали ставку на скорость обслуживания и возможность получить заказы с сайтов ритейлера.
Основные инновации и сервисы Ашан Pick Up Point: планшеты для онлайн-заказов товаров из магазинов Ашан, pick up зона для получения интернет-заказов, обустроенная зона для кофе-брейка, наличие кассы самообслуживания, гибкость и ротация ассортимента согласно запросам клиентов.
Местоположение: Киев
Mi Market от Novus
Интересный эксперимент в формате уменьшенной площади запустил также Novus. Пилотный запуск нового ритейл-проекта под названием Мi Маркет состоялся в августе в пригороде Киева (Петропавловская Борщаговка, вул. Львовская, 1А). Он работает в формате минимаркета и занимает площадь в 65 кв. м. В компании не комментируют запуск нового бренда, отмечая, что Мi Маркет – это экспериментальный проект.
Місце розташування: Петропавловская Борщаговка
Varus to go
Летом пилотный проект мини-маркетов запустил также Varus. Первый из Varus формата To Go начал работу в Киеве на ул. Жилянская, 59, второй – в Днепре на ул. Акинфиева, 9. Характерными признаками формата стали торговые залы до 150 кв. м и ассортимент до 3500 SKU. Однако это не просто маленький урезанный Varus. Формат рассчитан на клиентов, желающих сделать быстрые покупки, приобрести готовые блюда, взять хот-доги и напитки с собой, а также перекусить или выпить чая, кофе или сока-фреш прямо в магазине. Именно поэтому здесь сделан акцент на зонах кулинарии и выпечки, оборудовано специальное место, где приятно посидеть со стаканчиком кофе или пообедать только что приобретенными свежими блюдами. Здесь также есть салат-бар с богатым выбором упакованных салатов fresh.
Здесь все ориентировано на скорость и удобство. Обслуживать клиентов могут одновременно до трех кассиров. Также свои покупки можно оплатить самостоятельно на кассах самообслуживания.
Месторасположение: Днепр, Киев
City market от Пчелка маркет
City market — экспериментальный формат магазина локальной сети Пчелка маркет, которая открыла свой самый большой супермаркет под новым брендом в Гостомеле в июне. Общая площадь City market составила 4465 кв. м. Концепция магазина предусматривает комфортный торговый зал в стиле современного города, тематические открытые фуд-зоны, включая пиццерию, гриль-бар, пивной паб и кафе с ароматной выпечкой собственной пекарни. В супермаркете работают кулинария, рыбный и мясной цеха, цех замороженных полуфабрикатов. Внедрены новые решения касс самообслуживания, электронные ящики для хранения сумок и многое другое.
Супермаркет интересен также тем, что в нем каждая “улица города” соответствует определенному отделу товаров: Milk Street – молочные продукты, Drinks Street – напитки, Coffee Street – кофе. Выбирая сорта кофе или чая, есть возможность сразу попробовать уже выбранный напиток в кафе. Заказав к напитку десерт от кондитеров собственной ТМ Grand Gateau.
Местоположение: Гостомель
Foody от Fozzy Group
Первые пять гастромаркетов нового проекта Fozzy Group начали работу в Киеве и пригороде в конце года: в районе станций метро Левобережная, Теремки, Васильковская, Славутич, а также в Броварах. Как пишет портал НВ, об этом изданию рассказали три директора компаний – поставщиков. Мини-маркеты Foody занимают площадь 50-100 кв. м, предлагают актуальный ассортимент для ежедневных покупок, и располагаются в местах с большим пешеходным трафиком. Это абсолютно новое направление для Fozzy Group, более известной украинцам своей флагманской сетью супермаркетов Сильпо.
По расчетам опрошенных НВ экспертов, инвестиции в открытие одной такой торговой точки могут составлять $100 000 – 150 000.
Месторасположение: Киев
Три новых формата от МХП
В 2020 году крупнейший в Украине и Европе производитель мяса птицы — компания Мироновский хлебопродукт (МХП) — открыл розничные магазины трех новых форматов:
1. Гастростудия «Секреты шефа» – мясной магазин с интегрированным рестораном внутри. В нем можно купить готовую еду домой, приобрести продукты для приготовления или перекусить на месте.
2. М’ясомаркет – динамично развивающаяся сеть магазинов в формате у дома (convenient store), к концу 2020 года компания успела открыть 50 торговых точек по всей стране.
3.Стрит-фуд Döner Market – сеть закусочных, в которой представлен качественный, здоровый продукт. В течение двух лет вместе с партнерами МХП планирует открыть в Украине около 2000 таких точек.
Месторасположение — по всей Украине
Безусловно, открывались в 2020 году и другие магазины интересных форматов. Например, продолжал свою креативную экспансию Сільпо, продолжают разными путями обновлять свои торговые площади Фокстрот, Алло, Eldorado и другие компании. Главное, что их всех объединяет — это создание нового, современного шопинга в Украине, который консолидирует рынок и улучшаю отношения между ритейлом и покупателем. Все это, в свою очередь, положительные звоночки в процессе становления и развития прогрессивного рынка ритейла Украины. Даже несмотря на пандемии и кризисы.
Читайте также
Итоги 2020 года в FMCG: поглощения, новые форматы, открытия, взлеты и падения