Сооснователи Нова пошта: Наша компания должна прожить 100 лет и оставаться привлекательной для IPO
Нова пошта делает ставку на скорость, самокритику, современные инновации и улучшение менеджмента.
Читайте українською
Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов, сооснователа Нова пошта, в интервью Forbes рассказал, почему скорость является важнейшей составляющей их бизнеса, почему удалось опередить конкурентов, как самокритика позволяет прогрессировать, как подготовиться к тяжелым временам в Украине и покорению мировых рынков, кто их основные конкуренты и почему не нужно на них зацикливаться, почему сейчас не будут акцентировать внимание на доставке дронами, а сделают ставку на почтоматы. RAU предлагает самые интересные фрагменты этого интервью.
Главное – «вовремя запрыгнуть в поезд»
Мы постоянно развиваемся и многое делаем первыми. Так рождается инновационный продукт. Одна из фишек – скорость. В 2021 году мы увеличили скорость доставки посылок в полтора раза. Если в январе средняя скорость доставки была 36 часов, то в ноябре – уже 23 часа. Скорость – это естественный итог оптимизации действий.
Недавно один из директоров спросил: «Почему скорость так важна?» Ответ прост. Мы можем ехать медленнее, но нам придется за это заплатить – банально негде хранить посылки. Скорость – это выбор, который был сделан с нашим участием, но в какой-то мере уже вместо нас – мы вовремя запрыгнули в этот поезд.
Почему у нас все получилось, а у конкурентов – нет
Наш ежедневный вызов – сделать так, чтобы растущая компания нормально функционировала и была прибыльной. Один из самых больших страхов любого предпринимателя – обанкротиться и вернуться обратно в общежитие. Мы должны использовать возможности, которые не реализовать – грех. Вот наш главный мотив.
В 2007-08 году с нами встречались конкуренты и предлагали остановиться – поделить рынок и перестать воевать. Мы ответили, что это неправильно и противоречит нашим ценностям. На наш взгляд, это причина того, почему не получилось у наших конкурентов, а их было очень много в течение 20 лет. Это сейчас мы первые, а тогда были даже не вторые.
Самокритика – двигатель прогресса
Игроки в какой-то момент успокаиваются, некоторые начинают считать себя самыми умными. А мы никогда не считали себя талантливыми или удачливыми. Если ты не такой, нужно много работать. Поэтому продолжаем «долбить эту скалу» и карабкаться к вершине.
Что касается основного бизнеса, время от времени мы действительно выпадаем из колеи, смотрим во все стороны, в расширение, но всегда возвращаемся. У нас лучше выходит копать вглубь.
Финансовый сервис так и не родился как независимая сущность – он обслуживает основной бизнес, мы его расширяем. Самолеты – это часть услуги доставки. Предполагаем, что за 10 лет вырастем втрое – по количеству машин, отделений и т.д.
Хотим вырасти более чем на 20% и собираемся в полтора раза увеличить инвестиционный бюджет. В 2021 году было проинвестировано около 3 млрд грн, а в 2022-м планируем около 4 млрд грн. Наша выручка в 2021 году увеличилась на 15%.
Подготовка к покорению мировых рынков
Планируем делать операции за границей, но сдерживает одна вещь. Мы до конца не доделали нашу модель, с которой мы сможем воевать на глобальном уровне. Просто открыться в Польше, Румынии или где-нибудь не получится – там, «за забором», другая жизнь. Нужно идти с продуктом, не просто хорошим, а имеющим конкурентное преимущество на уровне мировых игроков.
У нас есть такой ресурс, есть понимание, что мы способны конкурировать. Мы как раз «чистим ружья и пушки», чтобы выходить. На попытки и ошибки мы отводим себе пять лет. Это время на развитие – копать в Украине и улучшать модель.
Относительно выхода в онлайн-коммерцию. На этот вопрос, у нас нет ответа. Мы управляем компанией, которая должна быть универсальной. Она должна прожить 100 лет под управлением наследников, должна оставаться привлекательной для выхода на IPO, быть привлекательной и для стратега – Amazon, FedEx, безразлично. Хотим, чтобы оставалась возможность любого из этих сценариев.
Подготовка к тяжелым временам в Украине
У нас не слишком оптимистичные прогнозы по экономическим показателям Украины и инфляции. Пока не очень понятно, что будет с гривней, учитывая удорожание газа, электроэнергии и в целом повышение тарифов. Это все очень влияет на экономику. Готовимся, как всегда, к трудным временам, но ставим амбициозные цели, хотя и не до конца понимаем, как их выполнять. Есть большие планы по улучшению инфраструктуры и маркетинга. Но самый большой вызов – улучшить нашу управленческую и структурную составляющие.
Не нужно зацикливаться на конкуренции
По энергии есть два мотиватора. Первый – страх остаться банкротом. Второе – ответственность перед компанией, людьми, собой и семьями. Нам повезло, потому что у нас очень интересная работа и сверхсложные задачи.
Мы не обращаем внимания на конкурентов, когда что-то делаем. Смотрим вперед, на клиентов и возможности рынка. Зависимость от конкурентов – очень узкий взгляд. Считаем, что нужно раздвигать рамки и расширять рынок. К примеру, в школе бизнеса наши клиенты спрашивают: «Зачем вы это делаете?» Я отвечаю: «Во-первых, потому, что это правильно, и мы хотим вас развивать».
Кто конкуренты
Что такое рынок? В настоящее время, например, активно развивается собственная доставка интернет-магазинов. Сільпо создал оператора Justin и развивает доставку в своих магазинах. Алло и OLX запускают свою доставку. Даже Rozetka доставляет множество бусов. Появилось множество курьеров на «последней миле» – Glovo, Rocket. И это тоже наш рынок, это тоже наши конкуренты. У нас даже есть выражение, что наш конкурент – собственная доставка компаний. И когда мы будем делать предложения нашим клиентам, мы должны сказать: «Друзья, мы лучше и дешевле, чем ваша собственная доставка».
Стратегическое видение
Мы пришли к выводу, что нам нужен наблюдательный совет, который будет работать в рамках стандарта. Важно, чтобы он не заменяла менеджмент и не мешал ему. Его не должно быть много. Будет собираться четыре раза в год. Раньше мы делали только трехлетние планы, теперь переходим на видение-стратегию с 10-летней перспективой. После того, как мы представили «Видение» менеджменту, они внесли очень много дополнений и изменений. Можно сказать, что это совместимый продукт. К тому же, стратегический комитет продолжает работать круглый год.
Инновации современности
Определенное количество посылок мы хотим доставлять дронами, но пока не видим острой необходимости форсировать. Дроны – это скорее о будущем. Пока низкая скорость для этого. Маршрут Киев – Харьков занимает пять часов. Планируем уменьшить до трех часов. Больше смотрим на инновации, которые работают в плюсе уже сегодня. Более актуальны почтоматы. Это инновация, которая сегодня уже работает и мы ее очень развиваем. Активно работаем над мобильным приложением.
У нас много роботов, в частности украинского производства – например, самоходные терминальные тележки для перевозки паллет. Мы это активно развиваем, и это то, что сегодня работает. Недавно открыли интересную вещь: оказывается, можно потратить десятки миллионов долларов на оборудование, а эффекта не получить. Недостаточно просто автоматизировать сортировку, нужно изменить культуру в компании. Люди, управлявшие ручными операциями, долго меняют мышление. И только через два-три года эта дорогая железяка начинает давать эффект. Поэтому инновации сейчас больше в плоскости менеджмента.
Читайте также —
Впервые в Украине: Нова пошта доставила посылку беспилотником из Киева в Харьков