Юлия Максименко, Intersport: Что происходит на рынке спортивного ритейла во время карантина
Директор Intersport Украина Юлия Максименко о том, как сеть мультибрендовых спортивных магазинов справляется с кризисом, вызванным пандемией коронавируса, как COVID-19 повлиял на предпочтения украинцев и что ждет рынок спорттоваров в 2020 году.
По информации украинских интернет-магазинов, товары для занятий спортом стали одним из самых быстрорастущих сегментов e-commerce в период карантина. В условиях самоизоляции и закрытия спортзалов много украинцы пытались поддерживать физическую форму дома, поэтому покупали не только спортивную одежду и обувь, но и различное оборудование. Но даже бум онлайн-продаж не мог компенсировать потерю товарооборота в физических магазинах. О том, насколько существенно эпидемия коронавируса повлияла на ритейл спорттоваров RAU рассказала директор Intersport Украина Юлия Максименко.
— Как пандемия коронавируса повлияла на работу сети Intersport?
— Начну с того, что задача владельца/руководителя — обеспечить непрерывность работы бизнеса в любой кризис. Для этого вы должны сделать все, чтобы быстро принимать решения, избегая сложных процессов внутренней координации, оперативно реагируя на изменения обстоятельств. Нужно уметь подстраиваться.
Мы понимали, что паниковать и опускать руки нет смысла, поэтому быстро перенастроили свою коммуникацию с партнерами, поставщиками, подрядчиками и покупателями.
В этот сложный момент было важно показать, что бренд Intersport поддерживает каждого украинца. Мы разработали ряд коммуникаций, сосредоточившись не на коммерции и промо коллекций нового сезона, а на социальной ответственности.
— О каких именно коммуникациях идет речь?
— Слоганом нашей кампании в период карантина был лозунг «Тренируйся, где бы ты ни был». Было важно вступить в диалог с аудиторией и донести месседж, что карантин — это не «домашний арест», а возможность привести свою фигуру в тонус и укрепить иммунитет благодаря тренировкам. Мы предложили аудитории систему домашних видеотренировок для женщин, мужчин и детей, давали советы по правильному питанию, вдохновляли на активный досуг с детьми. Также для нашего YouTube канала создали программу «Герои карантина» со Славиком Вардой, в которой звезды украинского спорта рассказывали о своих достижениях и факапах на пути к победе. Провели немало конкурсов в коллаборации с известными спортсменами и подарили немало полезных подарков нашим подписчикам в соцсетях. Могу сказать, что карантин стал для Intersport временем возможностей и помог увеличить аудиторию поклонников бренда и построить прочные отношения.
— Как изменился спрос на продукцию Intersport за время карантина? Как выросли ваши онлайн-продажи?
— Наши онлайн-продажи в Украине выросли в 2,5 раза. Значительный рост спроса наблюдался на такие товары, как аксессуары для фитнеса и тренажеры (в 2-2,5 раза в зависимости от категории) и велосипеды (рост на 50%). Но были и категории, которые имели отрицательную динамику — это товары для бассейна и дайвинга (падение на 70-80%).
— Повлиял ли карантин на ассортимент Intersport?
— Топ-5 самых популярных товаров претерпел существенных изменений. Если обычно кроссовки держат пальму первенства, то в период карантина топ-5 состоял из фитнес-аксессуаров: ковриков для фитнеса, гантелей, фитнес-лент, мячей и т.д.
Очень активно покупали велосипеды, поскольку определенное время для многих велосипед стал единственной возможностью добраться до магазина. Одежда и обувь отошли на второй план.
Хочу также добавить, что мы не отменяли заказ новых коллекций и не сокращали поставки (начало карантина совпало с получением новой коллекции SS20). К тому же, мы заказали коллекцию AW20-21 в полном объеме и планируем стартовать новый сезон по плану и в полной готовности. Это означает, что наших покупателей ждут новинки.
— Повлиял ли карантин на ваши отношения с поставщиками? Есть задержки с поставкой товаров?
— Отношения с поставщиками, выстроенные годами, всегда имеют большое влияние на сотрудничество — в любой кризисный период. Проблем с импортом мы не наблюдали, поскольку магазины были закрыты, а после их открытия все поставки уже были осуществлены. Что касается местных производителей, то можем отметить, что есть определенный дефицит в производстве необходимых товаров, поскольку большинство из них делает закупку сырья за рубежом. Также среди отечественных производителей есть задержки в поставках заказов. Мы связываем это с сокращенным графиком работы персонала производств в период карантина.
— На чем Intersport будет делать акцент после начала полноценной работы магазинов?
— После почти трех месяцев вынужденного отпуска за свой счет, в котором довелось побывать значительной части населения страны, общая покупательная способность упала.
Мы понимаем, что «цена» становится наиболее влиятельным фактором при выборе любого товара, особенно, если речь о товарах не первой необходимости.
Поэтому мы пошли на рисковые для бизнеса шаги — вместо традиционного sale (который обычно начинают со скидки в 30%) мы запустили на весь июнь предложение «1=2», когда покупатель, приобретя одну вещь, может выбрать для себя любую другую на сумму покупки. Так мы сохранили для потребителей возможность выбрать спортивную одежду для занятий спортом. Конечно, мы теряем в маржинальности, но разве не так должны вести себя крупные компании в трудные времена?
— Как карантин повлиял на планы развития Intersport?
— Нынешняя весна должна была быть очень активной в плане новых открытий. Однако, как и большинство компаний, мы перенесли свои активности на несколько месяцев. Но 2020-й без новых магазинов не останется. Планируем летом и осенью, если жизнь опять не внесет коррективы, открыть несколько новых проектов. В планах открытие крупнейшего аутлета в Украине в Киеве, и обновление старых форматов в регионах. Надеемся, что на этом мы не остановимся.
— Какое влияние окажет пандемия коронавируса на развитие рынка спорттоваров в целом?
— Карантин показал гибкость компаний. Только те, кто мог быстро принимать решения, приспосабливаться к ситуации, сместить приоритеты и удержать свою команду, смогли удержать позиции.
Большинство компаний пересмотрели свои заказы на следующий сезон и существенно их сократили. Частично отказались от части заказанного товара даже на сезон лета 2020 года (поскольку карантин ввели как раз в период планируемых получений поставок летних коллекций). Это, конечно, повлияло на финансовые показатели сезона, а в дальнейшем повлияет на годовой результат.
Мы считаем, что на рынке спорттоваров точно произойдет смена структуры продаж как между категориями, так и между ключевыми игроками по сравнению с прошлым годом. В связи с чем общее падение рынка спорттоваров в 2020 году может составить от 10% до 30% (по сравнению с прошлым годом).
В целом считаем, что рост рынка спортивных товаров должен происходить более быстрыми темпами, чем всего рынка товаров категории fashion, потому что популяризация здорового образа жизни и занятия спортом растет в мире из года в год. Мы надеемся, что будем в тренде еще долгое время.
Читайте также —
Людмила Кныш, СЕО Sportmaster Ukraine: Активно готовимся к открытию магазинов