Руслан Шостак, EVA и Varus: Наша цель – быть в топ-500 мировых компаний

Руслан Шостак, EVA и Varus: Наша цель – быть в топ-500 мировых компаний

19.06.2019 08:15
  1585
Виктор Нагорский

Основатель двух ведущих розничных сетей Украины EVA и Varus о мотивации и партнерстве в бизнесе, кризисе и конкуренции, а также борьбе за кадры, инвестициях и перспективах Украины.

Читайте українською

Основатель, совладелец и генеральный директор компаний РУШ (ТМ EVA) и Омега (ТМ Varus) Руслан Шостак выступил одним из экспертов первого RAU Investment Forum 2019, организованного Ассоциацией ритейлеров Украины и компанией Dragon Capital. Во время сессии, посвященной инвестициям в ритейл, он рассказал о личной мотивации, балансе работы и личной жизни, стратегии развития бизнеса в кризис, борьбе за кадры, привлечение капитала и будущем своей компании. RAU подготовила основные тезисы его выступления.

О мотивации, а также life and work balance

У каждого человека есть свои ответы на вопрос о мотивации. Мне нравится поговорка: «Человек рождается дважды: первый раз, когда приходит в этот мир, а второй раз, когда понимает, для чего родился». Люди, которые поняли зачем родились, получают настоящее удовольствие от дела, которым занимаются. А желание что-то изменить и сделать что-то новое – это те вещи, которые могут мотивировать любого человека.

В любом случае в жизни за все нужно платить. Если мы хотим быть успешными в бизнесе, то должны чем-то жертвовать.

Чаще всего, когда человек успешен в бизнесе, ему приходится жертвовать личной жизнью. И наоборот: если человек успешен в личных отношениях, то он платит какими-то нереализованными возможностями в своей карьере. Найти баланс в этом вопросе очень сложно. Хотя я встречал успешных людей, которые нашли баланс, это скорее исключения и большая редкость.

О партнерстве в бизнесе

Партнерство — один из самых сложных аспектов бизнеса. Практически каждому бизнесмену нужны партнеры или в разных проектах, или в одном большом. Выбор партнера – очень важный процесс, который может как обеспечить успех бизнеса, так и создать ему проблемы. Поэтому последний критерий, по которому нужно выбирать партнера – это количество денег, которые он может дать.

Если вы неправильно подобрали партнера, то кроме финансовых потерь, можете потерять 10-15 лет своей жизни, а это намного дороже любых миллионов.

Если говорить о взаимоотношениях с партнером, то самое важное: быть честным друг с другом, быть требовательными, заставлять развиваться себя и своего партнера. Это позволит создать прочную основу и четкое видение того, что делать дальше, как двигаться по карьерной лестнице и как развивать бизнес.

О стратегии развития в кризис

Кризис – это уникальные возможности. Я занимаюсь бизнесом почти 25 лет, и за все эти годы могу вспомнить лишь короткие окна, когда у нас в стране кризиса не было. Такое впечатление, что мы все время работаем в кризис. Благодаря этому, у нас в стране сформировались целые команды кризис-менеджеров. Поэтому я хочу всех утешить: если ваш бизнес до сих пор жив, значит вы хорошие кризис-менеджеры.

Новые потрясения, конечно, будут, но не бывает кризисов, о которых все знают заранее.

Если вы ждете кризиса, то он точно не придет. Так что ждите его всегда: оптимизируйте свои затраты, ищите новые возможности, правильно формируйте свои балансы и не рассчитывайте, что все будет очень хорошо.

В то же время, нашим компаниям крайне важно научиться бизнес-мышлению «вне кризиса». Понять, что может быть иначе. Именно поэтому, раз в год мы с командой топ-менеджеров отправляемся на одну-две недели в США, посещаем компании Кремниевой долины, проникаемся духом и энергией инноваций от бизнесов, которые сфокусированы не на выживании, а на спокойном эволюционном развитии.

О конкуренции

Не нужно бояться конкуренции. Нужно искать проблемы и возможности для улучшения внутри своей компании. Расскажу несколько кейсов, которые случились еще на заре нашего бизнеса. В 2002 году мы открыли один из первых супермаркетов Varus. Вскоре буквально в 300 метрах от него Metro открыл свой гигантский новый комплекс. Естественно, какое-то время все мы, включая менеджмент, пребывали в депрессии. После открытия Metro мы потеряли в продажа около 30%. Тогда нам пришлось напрячься, ведь для нас это был вопрос жизни и смерти. Мы перестроились и ровно через полгода торговали на 20% больше, чем до открытия Metro.

Или другой пример: в 2007 году у нас было 100 магазинов EVA, а на украинский рынок вышла компания Watsons – мировой монстр drogerie с 10 000 магазинами во всем мире. Тогда они купили в Украине небольшую сеть ДЦ, по размерам сопоставимую с нашей. Мы были в ужасе. Понимали, что у них есть огромный финансовый ресурс — сотни миллионов — и уже сформированный менеджмент. Но спустя более чем 10 лет у нас почти 900 магазинов, EVA присутствует во всех основных населенных пунктах.

Не нужно никого бояться, кроме самого себя. Мы с самого начала можем думать, что проиграем. Но если будем верить в победу, то всегда найдем путь и возможности для ее достижения.

Есть миллион возможностей выделиться среди конкурентов. А с большими монстрами на локальном рынке порой бороться легче, чем им выдержать конкуренцию здесь.

О борьбе за кадры

В Украине нам всем кажется, что самый важный ресурс для бизнеса — это деньги. Но на самом деле намного более важный ресурс — это люди. Во всем мире сейчас разворачивается настоящая бойня за людей. Мы это видим: многие ребята из Украины выезжают работать в международные корпорации целыми командами. Глобальные компании ведут охоту за кадрами по всему миру. Благодаря новым технологиям рекрутинга они находят лучших специалистов и привлекают их к себе. Уже сейчас эти «рыбаки» ловят рыбу в нашем озере и забирают наших людей. Нам в Украине придется научиться этим же технологиям, если мы хотим сохранить, найти новых или вырастить достойных специалистов. Это сверхзадача, которую нам всем предстоит решать в ближайшее десятилетие.

У нас работает около 20 000 человек, и мне очень близка проблема оттока кадров за рубеж. Но это рынок, и с ним ничего не поделаешь.

Расскажу еще один интересный кейс. В Харькове работает большой металлургический комбинат. Как-то к ним приехал польский автобус и вывесил плакат «Welcome to Poland – даем работникам 1500 евро». В общем, на следующее утро заявления на увольнение написал весь завод. Там работало около 300 человек и реально 150 специалистов уехали – это настоящий коллапс. Поэтому думать о том, как удержать сотрудников нужно уже сегодня. Если мы не создадим в компаниях хорошие условия, то нам не удастся сохранить людей.

О привлечении инвестиций

Для развития любого бизнеса нужны инвестиции. Однако мы украинская компания и большая часть инвестбанков не рассматривает украинский бизнес как поле для инвестиций. И это колоссальная проблема для страны. Наши компании практически не принимают на западных рынках. Один из наших бизнесов – сеть EVA – в 2014 году была последней украинской компанией, которая закрыла облигационные займы. А в 2018 году мы стали первой коммерческой компанией, которая выпустила облигации на рынке. Но это было очень сложно.

Банковского финансирования в Украине практически нет. И для любого бизнеса, особенно молодого, это критический коллапс.

Последнее, что остается – это акционерный каптал. Но как мы знаем, это самые дорогие деньги, ведь за них ты отдаешь самое дорогое, что у тебя есть. Однако бизнесу нужно «топливо», нужны средства для развития. Поэтому с моей точки зрения лучше иметь 10% в большой компании, такой как Google, чем 100% в небольшом крафтовом бизнесе. Мой главный посыл – ищите возможности — они есть.

Наши компании всегда ищут возможности: мы выпускаем облигации, кредитуемся в банках, привлекаем частные инвестиции, постоянно ведем переговоры с каким-то пулом инвесторов.

Во многие проекты, особенно девелоперские, мы привлекаем других партнеров. Это тяжелый труд, но другого выбора нет. В свое время я тратил на это 30-40% своего времени. Сейчас трачу меньше, но в целом бизнес в Украине находится в такой ситуации, что вынужден искать средства везде.

О будущем бизнеса и перспективах Украины

Никто точно не скажет, что будет в будущем. Мы даже не знаем, что будет через год, когда в Украине развернут 5G. Возможно, это будет революция в области онлайн-шоппинга и перемещения товаров. Не исключено, что уже завтра в «кирпичной» рознице никого не будет. Мы можем даже не заметить, как проснемся утром, а искусственный интеллект уже заказал нам колу домой.

Единственное, что можно сказать наверняка: всем нам надо быть готовым к постоянным изменениям. Время стабильности уже прошло и его не будет никогда. Настало время новой эпохи постоянных изменений.

Считаю, что Украина находится в уникальном статусе страны, которая может очень быстро расти. Единственное, что для этого нужно — создать благоприятное экономическое поле. Для этого не надо изобретать велосипед, нужны простые вещи: борьба с коррупцией, честные правоохранительные органы, правильные условия для роста экономики. Все остальное сделают украинские бизнесмены, которые и сейчас растут вопреки всему. А в немного лучших условиях, могли бы быть успешны не только внутри страны, но и во всем мире.

Нам удалось построить компанию без олигархов и президентов. Сегодня мы стали почти 30-й компанией на рынке Украины, а в будущем нам хотелось бы видеть себя глобальной компанией. Точно хотим выходить на международные рынки и быть в рейтинге Fortune 500.

Читайте также — 

Линия магазинов EVA запустила проект выездной торговли для маленьких поселений


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка