Марианна Самсонова, USUPSO: Непонятно, зачем международная корпорация судится с украинским франчази

Марианна Самсонова, USUPSO: Непонятно, зачем международная корпорация судится с украинским франчази

25.08.2021 08:30
  1148
Микола Маранчак

Совладелец украинской сети USUPSO Марианна Самсонова о стремительном расширении компании, инвестициях в один магазин, судебном разбирательстве с MINISO и о том, как пандемия влияет на бизнес в Украине.

Читайте українською

Международная сеть USUPSO (в переводе с японского языка означает – скорость) насчитывает более 1000 магазинов в 30-ти странах мира. В Украину ритейлер пришел в конце 2017 года и сейчас управляет 28 магазинами, в которых продается более 3500 товаров: в частности, азиатская косметика, товары для дома, детей и путешествий, широкий ассортимент сумок, кошельков, очков, брелоков и средств для ухода за телом.

Совладелец украинской сети USUPSO Марианна Самсонова в интервью RAU рассказала об итогах первого полугодия 2021 года, влиянии пандемии коронавируса, подготовку к новому вероятному карантину и подробно описала судебное разбирательство между USUPSO и MINISO за право использования логотипа.

Чем завершили первое полугодие 2021 года и сколько у вас сейчас магазинов?

– Первое полугодие мы закончили с приростом в восемь магазинов и сейчас у нас их 28. До конца года планируем увеличить общее количество магазинов до 40-ка. Сейчас готовим платформу, чтобы в сентябре-октябре активно заходить на новые локации.

В 2020-м мы думали: сворачивать сеть или масштабировать, потому что было недостаточно магазинов, чтобы эффективно действовать и обеспечивать все наши процессы. После локдауна все-таки решили масштабироваться и, открыв 10 магазинов, отработали ошибки и модели, которые были. После 40-ка магазинов мы уже сможем начать экспериментировать.

Как именно пандемия повлияла на компанию и что пришлось изменить?

– В первый локдаун главная проблема заключалась в том, что мы не знали, как долго это все может продолжаться. Пока магазины были закрыты, на склад еженедельно поступали контейнеры и вскоре нам пришлось увеличивать складские помещения. За два месяца локдауна изменилась структура остатков: 80% товара было на складах и только 20% на полках магазинов.  Но так бизнес работать не может, потому решили увеличивать количество магазинов.

Локдаун заставил нас пересмотреть финансовую модель, и это позволило сфокусироваться на важных моментах, чтобы работать с арендой, персоналом и другими затратами. Благодаря новой модели мы увеличили долю франшизных магазинов и выстроили эффективную коммуникацию с торговыми центрами, франчайзи-партнерами и сотрудниками.

Сколько в среднем вкладываете в один магазин?

– В среднем $800 на 1 кв. м. В эту сумму входит полностью укомплектованный магазин: ремонт, оборудование, подбор и обучение сотрудников.

Насколько пандемия повлияла на развитие e-commerce-направления в бизнесе?

– Это отдельная история. Мы отвоевали право на открытие онлайн-магазина в Украине. В USUPSO такого нет ни в одной стране. Для этого потребовались длительные переговоры с Токио и визит генерального директора компании в Украину. Но вначале у нас не было никакого опыта в онлайн-рознице. Интернет-магазин был просто игрушкой для маркетолога и в январе 2020 года мы его закрыли. Сфокусировались на развитии офлайн и франчайзинга. Но в марте 2020 года, после введения локдауна, снова решили открывать интернет-магазин.

По сути, это был запуск «с нуля», потому что у нас полностью обновился ассортимент и нам нужно было заново делать фотоконтент и описания товаров. Времени было всего две недели, поэтому мы подключили персонал из розницы и вместе работали над наполнением интернет-магазина.

Япония у многих ассоциируется с инновациями: что применяете в технологическом плане?

– Находимся сейчас в процессе разработки мобильного приложения, которое будет предусматривать программу лояльности и элементы геймификации. Надеемся, что в этом месяце уже сможем его запустить. Мы также разработали платформу для обучения наших сотрудников с четырьмя блоками информации и, таким образом, уменьшаем текучесть кадров.

– В марте сеть MINISO обвинила вашу компанию в нарушении прав интеллектуальной собственности, ссылаясь на визуальное сходство в оформлении вывесок и названии магазинов. Расскажите подробнее о судебном разбирательстве с MINISO.

– Чтобы понять контекст этой истории, лучше начать с самого начала. Когда в 2017 году мы только собиралась открывать магазин такого формата в Украине, мы обратились к MINISO. Тогда они уже планировали выход на украинский рынок, и предложили нам субфранчайзинг. Но нас интересовала Мастер франшиза, потому продолжили поиск аналогичных брендов. Остановились на USUPSO, у которых уже был большой опыт работы с международными партнерами. Перед открытием первого магазина мы проанализировали все юридические вопросы. На территории Юго-Восточной Азии и в других странах, где присутствуют оба бренда, не было никаких судебных процессов, а прародителем красных логотипов и вовсе была компания Uniqlo.

MINISO знали о выходе новой сети в Украину?

— О том, что USUPSO заходит в Украину, MINISO знали с 2018 года, как только открылся наш первый магазин в Одессе. Уже в июне 2018 года мы с ними впервые пересеклись во Львове и даже посещали магазины друг друга. Я также общалась с генеральным директором MINISO Джеком Ши. Все было в порядке.

— Что же изменилось потом?

— Все изменилось после того, как мы выкупили в Киеве пять магазинов, принадлежавших ранее MINISO. Их партнеры уходили из этого бизнеса и продавали оборудование. В процессе заключения каждой сделки, мы общались с представителями MINISO и уточняли не желают ли они выкупить оборудование и нет ли у них претензий, что мы его приобретем. В дальнейшем у нас начались переговоры с Днепром, где их партнеры также решили уходить из бизнеса. Посмотрели локации и выкупили и эти магазины. С этого времени началась активная работа MINISO против нас. Начали поступать адвокатские запросы о лицензиях, на основе которых мы работаем (мы работаем на основе договора коммерческой концессии с правообладателем торгового знака).

— Но главный вопрос был в использовании двух красных квадратов на логотипе?

— Мы, как франчайзи этого бренда, к происхождению логотипа в виде двух красных квадратов не имеем никакого отношения. Заключили договор на их использование в рамках Мадридского соглашения. В дальнейшем был подан судебный иск. По итогам предварительного слушания, суд обязал истца перевести все материалы дела на китайский язык и через Министерство иностранных дел передать все материалы компании владельцу торгового знака Мистеру Вэю Лею. Следующее судебное заседание назначено на 17 января 2022 года, и мы надеемся, что до этого момента китайская сторона получит уже все материалы дела. Дело в том, что по этому иску было вынесено постановление об обеспечении исковых требований от компании MINISO и наши юристы подали апелляцию, потому что оно было принято в одностороннем порядке.

— Какая ваша позиция в этом деле?

— Наша позиция абсолютно понятна и прозрачна: мы – франчайзи, которые купили право использования торгового знака и суть претензий заключается в сходстве логотипов, поэтому мы просим перенести суть этих вопросов авторам бренда и решать все споры на территории регистраций двух компаний. А мы, в зависимости от принятого там решения, будем здесь принимать соответствующие меры. То, что международная корпорация судится с нами, как украинским франчайзи, нам непонятно.

Как изменились покупатели за время локдауна?

– Покупатели стали более рациональными и покупают больше товаров, связанных с гигиеной. Продолжительность пребывания в магазине сокращается, а средний чек увеличивается.

Где вы планируете открыть ближайший магазин?

– В Киеве. Обсуждаем подписание протокола о намерениях с тремя торговыми центрами. Рассматриваем варианты открытия еще одного магазина во Львове и трех – в Киеве.

Каким локациям отдаете обычно предпочтение – в ТРЦ или в стрите?

– В нашей модели главное — трафик. USUPSO – не магазины рациональных товаров, к нам не будут специально приходить за игрушкой. В Киеве нам пришлось закрыть магазин на Большой Васильковской, поскольку там в период локдауна трафик очень сильно уменьшился и он резко сократил наши обороты. Поэтому для нас основное ядро ​​– это ТРЦ.

Как-то готовитесь к новому вероятному локдауну?

– Страшно было сначала, но сейчас уже есть отработанные протоколы действий. В нашем ассортименте есть товары, которыми можно торговать во время локдауна. Мы сразу определяем для себя локации, которые продолжат работу и нейтрализируют торговые залы, которые придется закрыть на карантин.

Как охарактеризуете современную ситуацию на рынке?

– Я разговаривала со специалистами по логистике и по их словам, сейчас наблюдается определенный тренд на снижение закупочного объема по сравнению с прошлым годом. Растут ставки на морские перевозки: например, в прошлом году стоимость морского фрахта составляла $4000, а сейчас $14 000. Эти ставки будут расти, пик их роста придется на конец сентября – начало октября и это повлияет на розничную цену, так как процент накладных расходов существенно увеличивается. Возможно, до конца сезона будет наблюдаться определенный дефицит товаров.

Читайте также —

Сети MINISO и USUPSO судятся за право использования своих брендов


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка