Алексей Гришко, LC Waikiki: Рассматриваем открытие в Украине формата Megastore
Генеральный директор LC Waikiki в Украине про масштабировании сети в 2021 году, планы развития в районных центрах страны и монобренды, которые планируют открывать — кроме LCW Kids и LCW Dream.
3 июля турецкий ритейлер LC Waikiki открыл в Киеве на Крещатике, 50, трехэтажный флагманский магазин. Вот-вот «турецкий H&M» пересечет отметку в 50 торговых точек в Украине. По случаю этих событий RAU встретилась с генеральным директором LC Waikiki в Украине Алексеем Гришко и расспросила о планах и результатах работы сети.
— Поздравляю с открытием. Анонсировалось, что магазин займет четыре этажа, однако лишь три доступны для посетителей.
— Так и есть, на цокольном этаже расположены складские и технические помещения магазина, комнаты отдыха для персонала. Осенью этого года на четвертом и пятом этажах разместится главный украинский офис LC Waikiki.
— Какую сумму составили инвестиции в новый флагманский магазин?
— Общая сумма, учитывая все проектные работы и демонтаж оборудования всех предшественников, достигает около $1 млн. До нас в этом помещении на Крещатике были пиццерия, еще раньше – магазины GAP и United Colors of Benetton.
— С какими результатами компания завершила первое полугодие 2021 года?
— У нас было немало открытий, причем как в регионах, так и в Киеве. Предпоследний магазин начал работу в харьковском ТРЦ Nikolsky, очень довольны результатами. Также мы открыли точки в Черновцах, Черкассах, Виннице и ТРЦ Blockbuster Mall в Киеве. Кроме этого новые магазины появились в Одессе — два монобренда – LCW Dream и LCW Kids, – и первый LC Waikiki Outlet.
— С чем связана такая активизация развития?
— Последние два года Украина претендует на второе-третье место по товарообороту среди абсолютно всех стран, где представлены магазины семьи LC Waikiki. Поэтому Украина является фокусным рынком для владельцев компании. У нас до сих пор есть много неохваченных населенных пунктов, особенно на востоке страны. Вполне можем по два-три магазина открывать в районных центрах без каннибализации для уже открытых объектов. После каждого локдауна мы чувствовали отложенный спрос, который конечно не компенсировал все потери за карантин, но дал возможность уверенно планировать экспансию. Даже в то время, когда магазины были закрыты мы ни на день не остановили активные переговоры по развитию.
— Сколько еще магазинов планируете открыть до конца года?
— 47-й магазин сети откроем в ТРЦ РайON на Троещине, где мы снова открываемся после закрытия в 2018 году. Начинаем строительство магазинов в ТРЦ Остров в сердце Одессе на Привозе и долгожданный магазин в Ужгороде. Относительно юбилейного 50-го магазина, то открытие в этом году зависит в первую очередь от наших партнеров – одного из самых ожидаемых ТРЦ Украины, расположенного в Киеве.
— Недавно были открыты монобренды LCW Dream и LCW Kids. Оправдал ли запуск магазинов в специфических форматах ожидания?
— Товарооборот группы товаров Kids на квадратный метр всегда был выше других в рамках действующих стандартных магазинов. Это связано с тем (позволю себе заявить), что в Украине и мире у нас почти нет конкурентов, которые бы могли предлагать такое же качество с тем же ассортиментом и ценовой политикой в детском отделе. Поэтому LCW Kids был создан как отдельный суббренд. Первый магазин уже успешно работает в одесском ТРЦ City Center. Иногда его 500 кв. м выходит на товарооборот мультиформатных магазинов вдвое больших по площади.
С LCW Dream мы заполняем нишу белья и одежды для дома, которая не очень хорошо представлена на рынке Украины. В Украине действуют известные мировые бренды, которые имеют предложение в женском белье, иногда женском и мужском, но, чтобы бело женское, мужское и детское – не припомню. Товарооборот на 1 кв. м не отличается от обычных магазинов, поэтому мы можем себе позволить платить такие же арендные ставки.
— Можно ли ожидать, что LC Waikiki продолжит открывать отдельные монобренды?
— Наша компания масштабирует свой бизнес не только открытиями в новых торговых центрах и городах. Для того, чтобы увеличивать свой товарооборот и показатель Like for Like (LFL), мы также расширяемся уже в действующих проектах. Например, в харьковских ТРЦ Караван и Французский Бульвар будут дополнительно открыты LCW Dream и отдел Home, в киевском ТРЦ Blockbuster Mall (хотя все удивляются), арендовали еще 500 кв. м и вскоре откроем также новые суббренды.
— То есть трафик в ТРЦ Blockbuster Mall для расширения уже удовлетворительный?
— Удовлетворительным его не назовешь, но есть прогресс и он постепенно увеличивается. Там хороший средний чек. Мы сделали вывод, что покупатели, которые к нам приходят, делают это целенаправленно. Считаю, что у Blockbuster Mall хорошее месторасположение и если арендодателю удастся создать качественный тенант-микс, это может быть один из лучших торговых центров в Киеве так точно. Понимаем, что это задача не только арендодателя, но и арендаторов. Если все будут ждать, пока кто-то откроется первым, это никогда не произойдет. Мы решили не ждать. Конечно мы договорились с арендодателем о взаимовыгодных условиях.
— Еще какие-то эксперименты с монобрендами планируете?
— У нас есть в других странах LCW Shoes – направление обуви, открываем его в более теплых восточных странах. Для Украины лишь завершаем разработку более теплой кожаной обуви под местный климат, и впоследствии, вероятно, будем открывать. Также есть магазины LCW Baby — одежды для младенцев. Такой формат уже вполне готовы открывать в Украине. И еще LCW Casual – магазин только повседневной одежды. Рассматриваем открытие в Украине совершенно нового формата Megastore, который еще не представлен за пределами Турции — объекта около 3000-4000 кв. м, где можно будет увидеть все форматы в абсолютно полном ассортименте, включая товары outlet, точки выдачи интернет-заказов и тому подобное. Но пока этот проект в разработке.
— Насколько outlet-направление оправдало ожидания и планируете ли его развивать дальше?
— Формат развивать будем, но количество аутлетов будет зависеть от остатков товаров прошлых сезонов. Все же функция outlet-магазинов – реализация товаров, хранящихся на складе, уменьшения затрат на хранение и обработку этих товаров. А когда outlet приносит прибыль — это вдвойне приятно. У нас есть outlet-магазины в Киеве, Одессе, Днепре, в процессе переговоры по Харькову и Львову.
— Ударил ли карантин по финансовым показателям сети в Украине? Какая часть продаж в этот период переместилась в онлайн?
— Конечно онлайн вырос, причем в несколько раз, но он никогда не компенсирует убытков двух месяцев высокого маржинального сезона, когда ритейлер получает доход и возможность покупать следующие коллекции. Благодаря локдауну мы завершили много усовершенствований в наших технических процессах, которые обычно длятся очень долго. Были вынуждены делать все оперативно быстро. Компания потеряла большую часть прибыли, но у нас была возможность заказывать товары на будущее, выплачивать платежи арендодателям в оговоренном объеме, сохранить весь коллектив и сохранить заработную плату.
— Для поддержки бизнеса пришлось привлекать дотации из головного офиса?
— Еще во время первого локдауна нам удалось договориться с контрагентами по поводу условий прохождения этого периода, поэтому дополнительных инвестиций не привлекали. Прошли этот период за счет средств, которые смогли сгенерировать здесь в Украине. К следующему локдауну были уже готовы. Карантин научил еще лучше предвидеть, экономить и считать наперед.
— Все ли магазины LC Waikiki пережили локдауны?
— Все, причем даже ни одного сотрудника не сократили.
— Говорят, что осенью будет еще один локдаун. Готовитесь как-то к нему?
— Готовиться надо, в первую очередь, к вакцинации, потому что пока у нас не будет в стране высокого уровня вакцинации, локдауны будут чем-то обыденным. Подготовка продолжается — финансовая, кадровый резерв, товарные запасы и, конечно, развитие онлайна и мультиканальности.
— Планируете вакцинировать команду коллективно или это будет добровольным решением каждого в отдельности?
— Мы провели опрос среди сотрудников, чтобы организовать процесс вакцинации централизованно. Уже подали заявку на вакцинирование команды.
— После двух локдаунов, какие тенденции наблюдаете в ритейле?
— Украинский рынок до сих пор ненасыщен качественными брендами. Многие международные ритейлеры только смотрят в эту сторону, однако последний тренд выхода на наш рынок долгожданных брендов доказывает, что Украина – интересный рынок для развития. Особенно в сегментах средний минус и средний плюс. И, конечно, популярной становится мультиканальность — комбинация форматов продаж. Чем более гибкими будут ритейлеры, тем проще им будет приспосабливаться к новым реалиям и внешним вызовам.
— Какие задачи стоят сейчас перед вами, как руководителем?
— Надо продолжать работать над экспансией по всей стране особенно в районных центрах, усилениями команд, снижением текучести кадров, совершенствованием операционных процессов и развитием формата онлайн и новых саббрендов.
— Какие глобальные планы по развитию сети в Украине?
— 50 магазинов у нас почти в руках. Есть цель к 2023 году открыть 70 магазинов. А вообще вся сеть по разным странам выставляет себе подобные цели до 2023 года, ведь тогда исполняется 100 лет создания современной Турецкой республики. Если учитывать монобренды LCW, то мы уверенно идем к этой цели уже в 2022 году. В то же время мы сталкиваемся с проблемой, что очень трудно найти качественные коммерческие площади для открытия наших магазинов и кадровый резерв в регионах Украины, где международный ритейл еще не представлен вообще.
Читайте также
Центр масс-маркета: как выглядит магазин LC Waikiki на Крещатике (фоторепортаж)