Эко-Лавка с грузинским акцентом: украинский бренд открыл первый магазин за границей

Эко-Лавка с грузинским акцентом: украинский бренд открыл первый магазин за границей

15.05.2019 08:05
  856
Костянтин Симоненко

Почему сеть приняла решение выходить на новые рынки и почему для пилотного проекта выбрали именно Грузию, в чем отличия между открытием магазинов в Украине и других странах, а также что надо учитывать прежде чем масштабировать бизнес за границу.

Читайте українською

9 мая украинская Эко-Лавка открыла свой первый магазин в Грузии. Поскольку украинские ритейлеры нечасто выходят на зарубежные рынки, RAU расспросила директора по развитию и франчайзингу Эко-Лавка Александра Петренко о том, сложно ли открывать за границей торговые точки и что для этого нужно.

— Почему для выхода на зарубежные рынки была выбрана именно Грузия?

— Каждый раз, когда мы присматривались к стране, где хотели бы открыть свой магазин, понимали, что надо там сначала пожить какое-то время. Чтобы понять культуру потребления, привычки покупателей и тому подобное. С Грузией нам повезло – бывший руководитель франчайзингового направления сети Светлана Фалева решила переехать туда жить. То есть мы сразу получили возможность открыть магазин при помощи менеджера с пятилетним опытом развития сети в Украине. Руководителя, досконально знающего все нюансы бизнеса.

— Означает ли это, что в Грузии вы будете развиваться по франшизе?

— Нет, это наша собственная торговая точка. Пока мы работаем в тестовом режиме, чтобы за 3-6 месяцев составить ассортиментную матрицу, почувствовать этот рынок, исправить возможные ошибки. Если магазин за это время станет прибыльным, будем открывать другие точки. Тогда, возможно, выработаем условия для продажи франшизы, но пока об этом говорить еще рано.

— Концепция магазина останется той же, что и в Украине?

— Разумеется. Концепция останется прежней – магазин у дома, где семья среднего достатка может купить экологичные качественные продукты: молочку, мясные и колбасные изделия, хлеб и все что нужно на каждый день. Разве что с акцентом на местных производителей и здешние торговые марки. 90% товара – местного производства, потому что мы сознательно не хотели делать украинскую Эко-Лавку.

— Вы говорите, что будете тестировать ассортимент. О каком количестве SKU идет речь?

— Пока наша ассортиментная матрица относительно невелика. Вместо 4000 позиций, представленных в Украине, здесь мы можем предложить покупателям около тысячи наименований. Надо сказать, что найти качественный продукт в Украине гораздо проще, чем в Грузии.  В том числе потому, что у нас больше производителей. В этом смысле Украина – уникальное место.

Я уверен, что за полгода ассортимент торговой точки существенно изменится. Будем смотреть, что лучше продается и убирать с полок неходовые позиции.

Мы только открылись и первые выводы можно делать хотя бы через неделю работы (интервью состоялось 13 мая). Каждый продукт имеет свой цикл продаж: неделя, месяц, год.

— Как много времени и денег понадобилось, чтобы открыть первый магазин за границей?

— Расходы на открытие магазина примерно такие же как в Украине – около $20 000. Другое дело, что нужно было потратиться на подготовку документов и зарплату участникам проекта до открытия магазина. Это еще как минимум $15 000.

Ведь с момента приезда в Грузию и до открытия прошло порядка шести месяцев. Сначала изучали, кто есть на рынке, что пользуется спросом, затем искали помещение и оформляли документы.

Кстати, здесь все оформляется гораздо быстрее. Например, по ускоренной процедуре торговую марку мы оформили за 10 дней. В Украине даже «ускоренный» процесс занимает 9 месяцев (обычный срок — год).

Вся система правильно налажена, открытый доступ к информационным базам и т.п. Хотя нельзя сказать, что все прошло гладко.

— С какими сложностями пришлось столкнуться?

— Например, для открытия расчетного счета, на обычной доверенности от собственника компании грузины требуют наличия надписи, что документ был оформлен в присутствии владельца предприятия. В Украине это само собой подразумевается: нотариус не оформит доверенность без участия доверителя. Но такую специальную надпись у нас не делают, и нотариусы отказываются ее ставить. Поэтому пришлось оформлять немного другой документ.

— А местный колорит ведения бизнеса, имел ли он какое-то значение?

— Конечно, пришлось учитывать местный менталитет и привычки в представлении товара на полках. Например, грузины очень мало едят йогуртов, зато много и с удовольствием покупают местный кисломолочный продукт мацони. А чурчхела здесь, в отличие от Украины, не экзотическое лакомство, а предмет особой гордости.

Кстати, на торговлю чурчхелой и фруктами-овощами местного производства здесь очень низкие налоги. Так государство стимулирует фермеров. Поэтому на здешнем рынке часто представлены товары, произведенные в Грузии, но «корни» этой продукции растут из Украины.

Еще один важный фактор – поддержка туризма на государственном уровне. Без рекламных сверхусилий к нам уже в первый день пришли покупатели, которые знали, что есть такой магазин и что в нем представлено.

— Есть ли у вас тут конкуренты?

— Нет, в отличие от других стран. Здесь мы вышли в абсолютно пустую нишу. Как восемь лет назад в Украине. Например, в Польше есть довольно большая сеть Organic Farma Zdrowia (Органик Ферма Здоровья), а в Грузии лишь два года назад открылся большой магазин «Агрохаб», наподобие нашего Good Wine, который стал суперпопулярным. Так что перспективы здесь хорошие.

— В каких странах, по вашему мнению, могут быть открыты новые торговые точки?

— Эко-Лавка может быть везде. Это легко масштабируемый проект. Нужно примерно полгода, чтобы изучить местный рынок, собрать ассортимент и запустить магазин. Пока Украина сама очень подвижна и здесь легче масштабироваться. Просто в Грузии все удачно сложилось.

Читайте также —

Сеть Эко-Лавка провела ребрендинг и обновила концепцию магазинов

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка