Ольга Копылова, основательница гастролавок «Черноморка»: У нас нет конкурентов
Ольга Копылова, основатель и генеральный директор сети гастролавок «Черноморка», рассказала, зачем компании, которая поставляет рыбу и морепродукты в более чем 300 точек, открывать свои рестораны и как работает это направление.
Maincream встретился с Founder&CEO гастролавок сети «Черноморка» Ольгой Копыловой для того, чтобы приоткрыть завесу тайны над историей создания и принципами развития компании, узнать секреты приготовления вкусной рыбы и планы на развитие. RAU публикует адаптированную версию материала.
— Сегодня Черноморка — одна из самых прогрессивных рыбных компаний в стране. Помимо поставок и продаж, вы вдруг активно начали открывать свои рестораны. Почему пошли в эту нишу?
— Да, все верно, Черноморка начинала с продаж продуктов в другие рестораны. Вошли в эту нишу, потому что решили, что настало время готовить самим. — И пробовать привлечь новую аудиторию?
— Можно и так сказать. Сначала были просто поставки по ресторанам, затем побывали на фестивале Уличная Еда и других. После активных продаж на разных мероприятиях у людей начало появляться все больше вопросов о том, где нас можно найти и попробовать блюда. В итоге интерес со стороны клиентов привел к созданию первой рыбной лавки в Киеве на улице Питерская. Это был маркет, в котором можно было приобрести свежий улов и при желании там же попросить приготовить, и съесть.
— Выходит, вы не сразу выстроили формат restaurant&market?
— Не сразу. Люди начали приходить за покупками и параллельно обращаться за советами. Помню, один мужчина подошел ко мне и попросил показать ему, как приготовить рапаны. Потом подключились еще желающие. Так мы стали готовить.
— А как умение готовить пришло к вам? Вам всегда это нравилось?
— Знаете, когда есть потребность, приходит и умение. Как и у любой женщины, пожалуй.
— Как же вы все-таки начинали?
— Начинала с развоза рыбы на метро, ведь машины не было. Мой одноклассник, о котором я упоминала ранее, занялся передачей рыбы из Крыма. Это был 2014 год. Я начала помогать ему продавать. Помню, килограмм барабули стоил 40 грн, а я продавала за 42. Крутились как могли.
Параллельно я работала в ресторане. Дослужившись от официанта до управляющей, я ушла и начала глобально заниматься поставками рыбы и ее продажами здесь, в Киеве.
Конечно, изначально я не мечтала об этой сфере. Но таково правило жизни: когда ты, в силу определенных обстоятельств, полностью отдаешься делу, которым занимаешься, оно тебя поглощает. Таким образом я имею то, что имею. Хотя до идеала еще, конечно, далеко. Нельзя останавливаться.
— Такая работа, которая была у вас поначалу, могла сломать вас в любой момент. Никогда не чувствовали, что больше нет сил? Не хотелось бросить эту рыбу и сбежать из метро?
— Может, рыбная сфера и не была моей мечтой, но я чувствовала, что занимаюсь своим делом. А это куда важнее. Видимо, благодаря этому я и не сломалась. У меня все получалось. Бросить все? Я этого не понимаю. Ведь есть такой момент как ответственность.
— Вы когда-нибудь задумывались о том, что можете заниматься чем-то другим?
— Нет. Не представляю себя в другой сфере. Это дело моей жизни. Оглядываясь назад, я до сих пор не понимаю, как смогла построить то, что мы имеем на данный момент. Это требует огромных усилий.
— А как попали в эту сферу? Ведь работу с рыбой и морепродуктами трудно назвать девичьей мечтой.
— Возможно, это прозвучит слишком банально. Но моя история в этой сфере началась с того, что мой одноклассник из Балаклавы передал мне в качестве подарка немного рыбы. Мне было лень ее жарить, потому, пользуясь должностью администратора в ресторане Майами, я отнесла ее туда и отдала поварам на жарку. В последствии Майами стал первым заведением, куда я стала поставлять рыбу. Затем был Дежавю и другие. В итоге небольшая подработка вылилась для меня в огромный проект.
— Безусловно, Черноморка лидер в своей нише. Какой объем работ выполняете?
— Мы поставляем рыбу и морепродукты в более чем 300 ресторанов и магазинов. Имеем собственный вылов в Черном море. В Киев все привозится с помощью новейшего оборудования. Почти всю рыбу мы вылавливаем сами, а что касается устриц, здесь мы работаем с тремя партнерами. Ведь один просто не смог бы обеспечить наш объем.
— Собственный вылов — это очень затратно?
— Безусловно, это очень дорогой и трудоемкий процесс. В нашей стране позволить себе такое могут очень немногие, потому что это не всегда рентабельно. Да и рыбаки не самые простые люди. С ними надо уметь разговаривать.
— Вы планируете расширять сеть или внедрять какие-либо нововведения?
— В скором времени откроется новая точка на Днепровской набережной. Она будет чуть больше, чем те, которые функционируют сейчас. А что касается нововведений, то следует упомянуть о нашем проекте «Рыбные каникулы». Проект предполагает, что мы со своими витринами, аппаратурой и продукцией заезжаем в ресторан, который хочет поднять свою посещаемость, и на протяжении двух недель работаем там от лица Черноморки для привлечения гостей.
— Думаю, определенно нужно больше рыбных лавок, где можно вкусно поесть.
— Согласна. Поэтому уже очень скоро на Подоле откроется первая круглосуточная рыбная лавка в Украине. Она займет нижний этаж ресторана, о котором я говорила ранее. Мы планируем открытие еще 20 лавок только по Киеву. Думаю, должны поместиться.
— А какова ваша главная амбиция в рамках работы в Черноморке?
— Сложно сказать. Мы просто делаем то, что должны. Нет далеко идущих планов. Есть четкое понимание, что необходимо сделать для того, чтобы развиваться. Именно этим мы и занимаемся. Успех приходит только с работой.
Только сейчас я начинаю задумываться о том, какого уровня мы достигли, просто качественно делая свою работу, а не руководствуясь идеей затмить всех. Все по наитию. По итогу, у нас нет ни единого конкурента.
— Были мысли о том, чтобы выйти на зарубежный рынок?
— Хоть бы здесь всего хватило (смеется). В нашей стране пока что не ловят рыбу на таком уровне, в котором нуждается Запад. Не хватает техники и качества знаний, умений. Надеюсь, когда-нибудь мы сможем заняться плотнее этим вопросом. А пока весь упор идет на ресторанную деятельность. Вряд ли кто-то жарит вкуснее, чем мы, как бы самонадеянно это ни звучало.