Самые умные в ритейле: Fozzy, Rozetka, МХП и Нова пошта в рейтинге Forbes

Самые умные в ритейле: Fozzy, Rozetka, МХП и Нова пошта в рейтинге Forbes

23.12.2021 02:00
  721
Микола Маранчак

Издание Forbes Украина составило топ-25 самых умных компаний Украины. Среди них — несколько компаний, которые относятся к розничной торговле.

Читайте українською

Чтобы составить рейтинг, Forbes анкетировал около 150 предприятий – участников списка 100 крупнейших частных компаний Украины, а также главных IT-работодателей страны. Результат этого исследования – список из 25 компаний, которые смогли достаточно убедительно рассказать, как наладили исследования новых продуктов. Его участники расположены в алфавитном порядке.

RAU выбрала среди них четыре компании, которые имеют отношение к розничной торговле: продуктового ритейлера Fozzy Group, флагманские сети которого — Сільпо, Фора, Thrash! Траш; крупнейший маркетплейс страны Rozetka.ua; компанию МХП, для которой хотя розничный бизнес не основной, однако ее Мясомаркет входит в число самых быстрорастущих сетей в Украине; а также Нова пошта, которую нельзя назвать ритейлером, однако она сделала для развития e-commerce в Украине больше за любую другую компанию. Все они ищут ответ на вопрос – как сохранять актуальность в условиях глобальной конкуренции.

МХП

  • №6 в рейтинге Forbes
  • Год основания: 1998
  • Год запуска R&D отдела:2019
  • Штат R&D отдела: 10
  • Инвестиции в R&D: более 40 млн грн (2020 год)
  • Руководители направления: Елена Косюк, Николай Такзей

Когда основной владелец МХП Юрий Косюк объявил о курсе на сближение с потребителем, у компании появились два новых отдела: по R&D и инновациям. Оба отвечают главному критерию для попадания в список Forbes – разрабатывают новые продукты.

R&;D ‑ отдел работает над улучшением процессов внутри МХП, а также переупаковывает в новые форматы основной для компании продукт – курятину. Недавно компания выпустила кулинарные конструкторы. Работы ведут в R&D‑центре площадью более 1000 кв. м, который открыли летом 2021 года под Киевом. Инвестиции в площадку превысили 30 млн грн – кроме производства тестовых партий, там расположились школы поваров и сенсорная лаборатория для фокус‑групп. Курирует направление Елена Косюк — глава департамента технологии, качества и безопасности пищевой продукции МХП.

Отдельно в МХП выделили инновационное подразделение, руководить которым летом 2020 года позвали Николая Такзея из Philip Morris International. Ему разрешены более смелые эксперименты. Команда из десяти человек придумывает продукты, услуги и бизнес‑модели, не свойственные основному бизнесу МХП. «Готовые замороженные блюда, бульоны, супы – наша тема», – говорит Такзей. В разработке также приложение, которое поможет людям придерживаться здорового образа жизни. «Мы строим целостную экосистему сервисов, продуктов и партнеров компании», – объясняет он.

За полтора года отдел инноваций выпустил десять пилотных продуктов. Цена каждого эксперимента – около 1 млн грн. Кулинарная трансформация должна повысить EBITDA компании с нынешних $395 млн до $1 млрд, уверен Косюк.

Нова Пошта

  • №7 в рейтинге Forbes
  • Год основания: 2001
  • Год запуска R&D‑отдела: 2019
  • R&D-отдел: 20
  • Инвестиции в R&D: не раскрываются
  • Руководитель направления: Владимир Масюк

В конце июля 2021 года дрон Discovery украинского производителя Аэродрон доставил посылку Нова пошта из Киева в Харьков. Беспилотник грузоподъемностью 340 кг преодолел 480 км за пять часов. «Цель — сократить время полета до трех часов», — говорит СЕО НП Александр Бульба. В будущем дроны‑доставщики смогут приземляться на крышу депо Нова пошта – компактных отделений с почтоматами, работающими круглосуточно.

С 2019 года роботизацией цепочки поставок занимается команда iHub. Разработчики разместились на 720 кв. м 16‑го этажа киевского бизнес‑центра Европа. Проектный офис работает по методике Scrum, недельными спринтам. После успешного завершения проект передают в отделения для тестирования, а затем масштабируют на всю сеть.

Кроме дронов разного типа, R&D-подразделение Нова пошта разрабатывает электротранспорт, почтоматы, упаковку, форматы приема и выдачи посылок. Одна из разработок — почтоматы нового формата без дисплея, где ячейки открываются с помощью мобильного приложения. Комплектование для производства заказывается по всему миру, а финальная сборка осуществляется в Украине. До конца 2021 года НП планирует увеличить сеть почтоматов в 2,5 раза – до 17 000 устройств.

Fozzy Group

  • №13 в рейтинге Forbes
  • Год основания: 1997
  • Год запуска R&D‑отдела: 2020
  • R&D-отдел: 70
  • Инвестиции в R&D: не раскрываются
  • руководитель направления: Андрей Янбухтин

Инженеры «Лаборатории С» – R&D‑департамента Fozzy Group – научили робота отличать борщ от солянки, котлеты от пирожков и выбивать чеки в десять раз быстрее человека. Их главная технология — умная касса на базе нейросетей и компьютерного зрения Kissa AI. Первая такая касса работает с лета 2021 года в кафе Кантин киевского бизнес‑центра Silver Breeze.

«У R&D путь к успеху — сначала показать, что идея вообще реалистична, – говорит глава департамента Андрей Янбухтин. – Потом показать ее необходимость в бизнесе, воплотить в жизнь».

У владельцев второго крупнейшего ритейлера Украины с выручкой более 80 млрд грн есть своя IT‑компания TemaBit на 1250 человек с офисами в Киеве, Виннице и США. В конце 2020‑го небольшую команду специалистов по искусственному интеллекту выделили в отдельный R&D-департамент. Его задача — приспособить машинное обучение, data science и роботизацию под нужды ритейла. Какова цель? «Одно из ключевых направлений разработок — магазин будущего», — говорит Янбухтин.

Rozetka.ua

  • №20 в рейтинге Forbes
  • Год основания: 2005
  • Год основания R&D‑отдела: 2008
  • R&D-отдел: 575
  • Инвестиции в R&D: $14 млн в год
  • Руководитель: Игорь Валенкевич

Крупнейший онлайн-ритейлер Украины Rozetka приравнивает IT-отдел к R&D. Главные хлопоты — делать хорошую витрину для 12 млн товаров, а также развивать внутренние сервисы.

В ноябре Rozetka запустилась в Узбекистане. «Мы развиваемся даже быстрее, чем планировали», – написал соучредитель компании Владислав Чечеткин. Rozetka собирается открыть шесть точек в Ташкенте и начать экспансию в регионы – от Самарканда до Бухары.

«Внутренние продукты на 90% созданы нашей командой», – говорит руководитель IT‑отдела Игорь Валенкевич. Среди них CRM‑и ERP-системы, программа видеонаблюдения для склада и приложение, которое помогает курьеру планировать маршрут. Предлагать идеи новых фич может любой сотрудник, было бы кому реализовать – в Rozetka открыто более 100 вакансий в IT‑департаменте.

Читайте также

Топ-200: рейтинг ритейлеров Украины по доходам, прибыли или убыткам


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка