Андрей Хир: Главные тренды в торговой недвижимости в Украине и мире

Андрей Хир: Главные тренды в торговой недвижимости в Украине и мире

25.06.2019 04:00
  345
Іван Зайцев

Как появлялась и развивалась торговая недвижимость с древнейших времен до наших дней, чего стоит ожидать в будущем, и какие тенденции в коммерческой недвижимости можно назвать основополагающими.

Читайте українською

Дизайн-студия НОW компании Modern-Eхро, которую возглавляет архитектор, дизайнер, исследователь Андрей Хир, стала победителем Ukrainian Design: The Very Best Of 2019. Его команда создала комплекс для двух выставок инновационных продуктов, которые компания представляла в этом году в Киеве и Варшаве во время Modern Retail Forum. Основным принципом формирования атмосферы комплекса было сочетание городской эстетики и промышленных текстур с фрагментами природы.

Выступление Андрея Хира на Modern Retail Forum в Киеве с темой «Магазин как гибридное пространство» собрало полный зал. MMR.ua подготовила краткий конспект его выступления.

Как строилась и исторически развивалась архитектура торговой недвижимости

Дворец

На торговую архитектуру своего времени повлияла парковая архитектура. Например, Пале-Рояль — дворец, который был создан у парка. В XIX веке дворец превратился в центр социального взаимодействия, люди стремились туда прийти, чтобы получить впечатления и быть поглощенными его динамикой.

Оранжерея

Хотя и не имея прямого отношения к торговой архитектуре, она оказала значительное влияние на нее. Садово-парковая архитектура использует технологию, которая заключается в комбинации стекла и металла, и позволяет обогревать помещение. Апогеем этого развития сталCrystal Palace в Лондоне — выставочный павильон, который был запроектирован и построен Джозефом Пакстоном, садовником.

Пассаж

Новый виток — переход к торговле на под открытым небом, а в крытых улочках. Таким образом продавцы получают новый климат и могут торговать в любое время и любую погоду. Этамодель была очень успешной. В частности, Париж превратился в торговую столицу мира именно благодаря пассажам.

Атриум

Это еще один способ сделать крытым двор. Апогеем этого направления стала Галерея Виктора Эммануила II во Милане, которая успешно функционирует до сих пор.

Вокзал

Вокзалы как крытые пространство стали вбирать в себя не только транспортную, но и торговую функцию.

Универсальный магазин

До появления супермаркетов универсамы были доминирующим форматом среди ритейла. Лондонскому бизнесмену Харроду пришло в голову, что он может создать большой комплекс, в котором будут витрины, освещение и можно будет все купить.

Suburb-маркет

Благодаря автомобилю появляется возможность чаще выезжать за город. Вместе с заправками почти одновременно появляются магазины при заправке. Постепенно эти пространства разрастаются и принимают черты придорожных рынков.

Молл

Молл изменил правила игры. Авторство приписывают Виктору Грюену, австрийскому архитектору, переехавшему в США. Он купил достаточно большую площадь недорогой земли за городом в Миннесоте, на пересечении трасс, обеспечил необходимое количество мест для парковки и создал особые условия, благодаря чему получил лояльность клиента.

В психологии есть особые приемы, называемые «переносом Грюена», когда человек впадает в трансовое состояние, и начинает потреблять бесконтрольно. Один из них — безликий фасад и насыщенный интерьер внутри, отсутствие окон и часов, запутанная планировка, шум снаружи и уют внутри.

Диснейленд

Уолт Дисней повлиял на архитектуру будущего. Он применил прием, когда проход, ведущий ко всем аттракционам — торговое пространство. Дисней считал, что чем более фейково выглядит эта архитектура, тем лучше она продает, чем более ненастоящей есть улица, тем глубже опыт и эмоции покупателя.

После выступления на Modern Retail Forum-2019 RAU пообщалась с Андреем о том, как менялась торговая недвижимость в прошлом, чего ждать в ближайшем будущем, и какие тренды будут определять путь развития.

— Какие сейчас самые актуальные тренды в ритейл-дизайне?

— Если рассматривать изменения дизайна пространства и архитектуры в исторической ретроспективе, можно сказать, что эти перемены идут постоянно. Скажу даже больше: они являются характерным и системным явлением для отрасли.

Сейчас для отрасли существуют два серьезных вызова: появление и использование новых технологий и новая парадигма потребления товаров.

Я думаю, что ответом на них станет тотальная гибридизация торговли в сторону уменьшения коммерческой функции и роста функций социальных пространств смешанного типа. Речь идет о новых гибридах комбинаций жилья и торговой архитектуры с социальной функцией, где продажа товаров – лишь одна из функций. Магазин как таковой, скорее всего, также станет не актуален.

— А если говорить не о торговом пространстве как таковом, а, например, об отдельно стоящих магазинах или торговых точках внутри ТЦ и ТРЦ?

— Здесь можно выделить такие ключевые тенденции как:

  • Темпоральность, то есть постоянная изменчивость;
  • Локальность;
  • Платформность и комбинативность с другими функциями

Мне кажется, что это будет характерно для развития магазинов в будущем.

— Означает ли это что тенденция постепенного превращения обычных моллов в развлекательные заведения коснется и обычных магазинов?

— Не совсем. Концепция интертеймент-молла и молла ощущений в какой-то степени тоже является уже пережитком. Она работает все хуже. Поэтому такие центры скорее всего сменят свое позиционирование. Куда именно двинется индустрия дизайна – пока трудно сказать. Можно говорить лишь о тенденциях.

— Что, на ваш взгляд, изменится в дизайне торгового оборудования или планировки магазинов?

— Все будет зависеть от функционального назначения магазина. И стилистика, и планировка. От того, о чем говорилось выше. Разумеется, это уже не будет манипулятивная система шоппинг-молла. В какой-то мере будет возврат к архаичным коммерческим формам торговли наподобие рынков.

— Кто является драйвером перемен: заказчик или дизайнер, который помогает держаться в тренде?

— Это обоюдный процесс – все решается в процессе диалога. Мы прислушиваемся к пожеланиям наших заказчиков, но в то же время архитекторы и дизайнеры должны думать о социальной ответственности за свои действия. Потому что архитектурные проекты – это о будущем.

Мировые тенденции в Украине проявляются с некоторым опозданием. Потому такие тренды для нас скорее являются методичками. Но этот разрыв быстро сокращается и вскоре мы без запаздывания будем ощущать все мировые изменения в архитектурных и дизайнерских решениях в торговле. То, что западные ритейлеры проходили за годы в Украине, происходит за месяцы.

— Насколько вообще важен дизайн в ритейле?

— Дизайн в ритейле – это не декорирование торговых помещений. Сейчас дизайн претендует на то, чтобы занять доминирующую позицию при формировании тех или иных стратегий. Потому дизайн – это не об оформлении, а о функционировании. Причем, скорее не по формуле «функция определяет форму», а по формуле «модель определяет форму».

— Насколько перспективным может быть использование технологий дополненной и виртуальной реальности в современных магазинах?

— Я думаю, что все технологии перспективны по умолчанию. И они будут применяться не только в торговле, но прежде всего в общественной архитектуре, к которой я отношу и торговую архитектуру. Кстати, сегментирование и четкое разделение на торговую, жилую и прочую архитектуру уже является пережитком, по моему мнению.

Технологии проникают в нашу жизнь и с этим надо жить и быть готовым к тому, что роботы, например, будут выполнять большинство привычных нам работ.

— Какие зарубежные проекты больше всего вас поразили?

— Это многофункциональный комплекс Markthal в Роттердаме, разработанный крупным голландским архбюро MVRDV. Это гибрид классического рынка, накрытого стеклянной оболочкой. Соответственно, там опять мы видим комбинацию функций: когда мы не идем в магазин, а живем в нем. Когда магазин у нас дома.

Второй пример – это Apple Store авторства британского архитектора Нормана Фостера. Когда магазин перестает быть похожим на магазин, пытается слиться с улицей: сымитировать небо и растения, посадить настоящие растения в конце концов. Они трактуют эти торговые точки как платформу для коммуникаций, а не магазин. То есть торговля становится всего лишь дополнительным элементом к общению и обучения клиентов. Вопрос только в том, как заставить клиента выйти из дома в магазин.

Читайте также —

IV Modern Retail Forum: будущее ритейла – по единой системе с технологиями инноваций и эмоционального опыта


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка