Миллиардеры в ритейле: какими магазинами и ТРЦ владеют крупнейшие бизнесмены Украины
Евгений Черняк, Вадим Ермолаев, Ринат Ахметов, Петр Порошенко, Александр Ярославский, Василий Хмельницкий и Вадим Новинский помимо основного бизнеса однажды решили обратить внимание на ритейл. И не ошиблись, ведь окупили свои инвестиции и зарабатывают приличные деньги.
Читайте українською
Крупные украинские бизнесмены преимущественно владеют активами в металлургии, химической промышленности, энергетике, нефтегазовой сфере и финансово-банковском секторе, но большинство из них оказались не равнодушными и к торговле, которая выполняет роль своеобразного источника добавленной стоимости. RAU решила поинтересоваться, какими активами в украинском ритейле обладают магнаты.
Евгений Черняк
Евгений Черняк, председатель наблюдательного совета холдинга Global Spirits выступает владельцем и основателем торговой сети Эконом плюс: об этом свидетельствуют данные в аналитической онлайн-системе YouControl.
Отметим, что сеть магазинов Эконом плюс была основана в Запорожье в 2003 году, и работает в формате магазинов «у дома» площадью от 70 до 1000 кв. м, которые ориентированы на быстрое приобретение товаров по низким ценам.
В настоящее время сеть насчитывает 100 магазинов, которые располагаются в Запорожье, Запорожской, Киевской, Харьковской, Полтавской и Житомирской областях.
Вадим Ермолаев
Корпорация «Алеф» бизнесмена из Днепра Вадима Ермолаева объединяет более 10 самостоятельных бизнесов в различных отраслях. Прежде всего, он известен как один из ведущих девелоперов и причастен к строительству знаковых для города объектов. Первыми проектами компании в 2001 году стали два небольших коммерческих здания на проспекте Карла Маркса (ныне — Дмитрия Яворницкого) и улицы Пушкина. Старт был удачным, и продолжение состоялось немедленно: в 2004 году был открыт первый в Днепре большой ТРЦ Новый центр.
При этом в строительстве по проектам Ермолаева используются уникальные технологии, позволяющие не сносить историческое здание, а встраивать его в современные городские пейзажи. Так, при строительстве делового центра Призма удалось обновить и встроить в современную конструкцию из стекла и бетона старое строение, а при строительстве ТРЦ МОСТ-Сити была сохранена небольшая синагога, расположенная в зоне застройки. Также Вадим Ермолаев является создателем и инвестором Екатеринославского бульвара — культурного пешеходного участка в историческом центре Днепра. Там же были возведены бизнес-центр Босфор и ТРЦ Cascade Plaza.
В 2006 году в Днепре «вырос» крупнейший на тот момент торгово-развлекательный комплекс Украины МОСТ-сити. Пространство общей площадью 117 000 кв. м включает в себя самый известный в Днепре ТРЦ, 12-этажный бизнес-центр с офисами класса «А» и 21-этажную жилую башню.
На данный момент рядом с МОСТ-сити реализуется строительство второй линии торгово-делового колмплекса Перекресток, который будет соединен с МОСТ-сити пешеходным переходом на втором уровне. На его территории будут расположены торговые помещения, кафе и рестораны, офисы, а также кровля здания с «зеленой зоной», открытой для посещения. Объект планируют сдать в эксплуатацию в 2023 году и он станет составной частью многофункционального комплекса «Брама» общей площадью 200 000 кв. м.
В 2020 году в центре Днепра началось строительство грандиозного многофункционального комплекса Ermolaev Center. Уже сейчас можно услышать мнение, что этот комплекс превратит центральную часть города в украинский Лондонский Сити. Он будет состоять из трех сооружений: первое четырехэтажное здание будет иметь торгово-офисное назначение, второе 13-этажное здание будет иметь офисное назначение и третье 19-этажное здание будет иметь жилое назначение. В стилобатной части Ermolaev Center расположится автоматизированный многоуровневый паркинг. Завершить реализацию этого проекта планируют в 2024 году.
На перекрестке проспекта Дмитрия Яворницкого и улицы Пастера в Днепре продолжается реставрация уникальной национальной достопримечательности архитектуры — Екатеринославской суконной фабрики, которая в 2021 году превратится в торговый центр Artel.
Ринат Ахметов
Первые магазины под брендом Брусничка компания Рината Ахметова «Украинский Ритейл» начала открывать в 2007 году в Донецке. Через четыре года сеть насчитывала 78 магазинов в Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областях. Еще через три года, в 2014 году, сеть насчитывала уже 135 магазинов. Проблемы у «Бруснички» начались после начала военных действий на Донбассе. «Украинский ритейл» потерял 53 магазинов, оставшихся на неподконтрольной территории, которые были самыми большими в сети и приносили 80% всей прибыли. Сеть переехала в Днепр и попыталась развиваться, но ничего не получалось, ведь все лучшие места уже принадлежали АТБ.
В 2019 году было принято решение о закрытии сети Брусничка. Общая кредиторская задолженность компании составляла 1,098 млрд грн. Банкам компания должна около 186 млн грн, сотрудникам – 6,5 млн грн, но наибольшая задолженность в размере 652 млн грн у ритейлера была перед поставщиками.
20 июля 2021 года Хозяйственный суд Днепропетровской области утвердил ликвидационный баланс ООО «Украинский Ритейл» и ликвидировал это юридическое лицо. Во время ликвидации предприятия на ликвидационный счет были зачислены средства на 27,8 млн грн (кредиторам выплачено 18,5 млн грн).
Брусничка была не единственным активом Ахметова в ритейле: в сентябре 2010 года в состав наблюдательного совета ОАО «Киевский центральный универмаг» вошли компании, которые были тесно связаны с группой System Capital Management (SCM).
В 2012 году новый владелец решил провести реконструкцию приобретенного объекта, и новый ЦУМ открылся для посетителей 3 декабря 2016 года. Проект реконструкции разработали в английском архитектурном бюро Benoy, но исторический фасад здания 1939 года решили не менять, а вот внутри появился новый центр в формате классического универмага, то есть в одном пространстве разместили специализированные отделы. Общая стоимость реконструкции превысила $100 млн и поэтому срок окупаемости инвестиций увеличился вдвое. Также увеличились вдвое общая и торговая площадь восьмиэтажного ЦУМа: они составили 45 000 кв. м и 23 500 кв. м соответственно. На шести этажах ЦУМа находятся 400 магазинов мужской, женской и детской одежды, обуви, аксессуаров, товаров для дома и игрушек. Отдельный этаж отдали под фуд-холл с 25 продовольственными отделами общей площадью 3200 кв. м. Также здесь есть современный кинотеатр, рестораны и кондитерские.
Петр Порошенко
Собственную розничную сеть корпорация Петра Порошенко Roshen решила открыть накануне финансового кризиса 2008 года, как естественную реакцию на неприемлемые условия со стороны супермаркетов: тогда поставщик за «вход» в национальную торговую сеть должен был заплатить не менее 1 миллиона гривень в год, а также маркетинговые платежи, ретробонусы и скидки. Кроме того, в корпорации Roshen тогда отмечали, что в супермаркетах их продуктовые новинки терялись, а в собственных магазинах они смогли их выделить и подробно рассказать об особенностях.
Больше всего магазинов Roshen в Украине открылось в 2014 году: в частности, только в Киеве и Харькове в тот год появилось 14 новых магазинов. Даже в относительно успешные 2012-13 годы Roshen открывала не более 5-7 магазинов в год. Сейчас сеть Roshen насчитывает более 70-ти магазинов на территории нашей страны. А в апреле 2020 года корпорация экс-президента Украины запустила фирменный интернет-магазин, в котором можно заказать доставку на дом через Нова пошта и Glovo. В интернет-магазине Roshen можно приобрести конфеты, торты, пирожные, шоколад, кексы, зефир, мармелад и другие сладости. Минимальная сумма заказа – 300 гривень.
Александр Ярославский
Компания Александра Ярославского DCH IMMO Limited (DCH) в марте 2013 года завершила сделку по приобретению 30% компании Karavan Real Estate Limited, которая руководила строительством и развитием сети торгово-развлекательных центров Караван в Украине (с объектами в Киеве, Харькове и Днепре общей площадью 250 000 кв.м.). Партнерами Ярославского тогда стали два американских фонды — Citi Venture Capital International и Apollo. В октябре 2016 года харьковский бизнесмен выкупил их доли и стал единоличным владельцем ТРЦ «Караван».
А 29 мая 2021 года стартовала масштабная реконструкция ТРЦ Караван в Харькове стоимостью $9,5 млн. План реновации объекта площадью 85 000 кв. м (более 250 магазинов) разработан в партнерстве с национальной архитектурно-инжиниринговой компанией UVT Group. Фасадную часть и интерьер этого ТРЦ обновляют, учитывая последние мировые тенденции в архитектуре и дизайне. Модернизируют торговые галереи, публичное пространство и зоны развлечений, устанавливают современное мультимедийное оборудование, автоматические камеры хранения вещей, акустические кабины для звонков, станции подзарядки гаджетов, а также значительно расширяют фуд-корт.
В феврале 2021 года DCH приобрела у частных инвесторов 100% корпоративных прав одного из ведущих игроков украинского fashion-ритейла – интернет-магазин LeBoutique. Сумма сделки не разглашалась. В планах DCH — развивать платформу LeBoutique с целью закрепления за ней статуса отраслевого лидера и создание современного и удобного для пользователей украинского онлайн-продукта. Напомним, интернет-магазин LeBoutique был основан в 2010 году предпринимателями Андреем Дрогобычским и Романом Онищенко. LeBoutique предлагает клиентам одежду, обувь, сумки и аксессуары известных западных и украинских брендов.
Василий Хмельницкий
Компания Василия Хмельницкого UPD Holdings в партнерстве с «К.А.Н. Девелопмент» занималась строительством ТРЦ Ocean Plaza в Киеве площадью 165 000 кв.м. Но в 2012 году Хмельницкий продал объект российской компании «ТПС Недвижимость» (совладельцем которой была дочь российского миллиардера Аркадия Ротенберга – Лилия) ориентировочно за $280-350 млн. В конце 2019 года UPD Holdings выкупила суммарно 33,5% акций ТРЦ Ocean Plaza у ТПС Недвижимость примерно за $82,1 млн.
Отметим, что в торговой галерее ТРЦ представлено более 420 брендовых магазинов, продуктовый гипермаркет, а также около 40 кафе и ресторанов. Для отдыха и развлечений в ТРЦ предусмотрены кинотеатр, детский развлекательный парк, а также пляжный клуб на крыше паркинга. Визитная карточка Ocean Plaza — крупнейший океанический аквариум в Западной Европе. В 2017 году ТРЦ установил рекорд посещаемости в ночь скидок Black Friday: в течение 16 часов его посетили 105 500 покупателей и получил диплом «Книги рекордов Украины» в категории «Торговля, массовые мероприятия».
Вадим Новинский
Свою историю сеть продуктовых супермаркетов Амстор ведет от основания 28 августа 2003 года первого супермаркета в Донецке. Основателем сети был украинский бизнесмен Владимир Вагоровский, который до этого создал ряд компаний, поставляющих лицензионные алкогольные и табачные изделия в торговые заведения Донецка. В дальнейшем с целью получения дополнительного финансового ресурса на развитие сети Вагоровский привлекает в качестве партнера в бизнес тогдашнего совладельца «Запорожстали» бизнесмена Эдуарда Шифрина. Шифрин получает 60% в бизнесе, а Вагоровский оставляет за собой 40%.
С этого момента сеть начинает развиваться ускоренными темпами. Амстор выходит на рынок Запорожской и Луганской областей. Пик роста сети приходился на 2006-08 годы, когда она выросла с 5 до 23 магазинов. Строительство торговых центров, покупка оборудования магазинов и аренда торговых площадей происходили преимущественно за счет привлечения банковских кредитов. К 2009 году их сумма в иностранной валюте достигала $257 млн. Кроме того, инвестиции в развитие компании со стороны тогдашнего мажоритарного партнера Шифрина оценивались в $77 млн. В то же время управление компанией в этот период осуществлялось фактически единолично Владимиром Вагоровским.
Экономический кризис 2008 года, сопровождавшейся резким обесценением национальной валюты и падением покупательной способности потребителей в базовом для сети регионе, фактически поставил Амстор на грань банкротства. Для спасения бизнеса партнеры (Вагоровский и Шифрин) решают обратиться к российскому бизнесмену Вадиму Новинскому. Они предлагают Новинскому 70% в обмен на вливание оборотных средств и помощь в реструктуризации неумеренного кредитного портфеля компании.
В течение 2009-11 годов Новинский вливает в сеть живыми деньгами примерно $30,5 млн. Еще на $50 млн Смарт-Холдинг заключил сделок поручительства по кредитам компании перед банками.
Благодаря поддержке Смарт-холдинг до 2011 года финансовое состояние сети Амстор стало устойчивым, основной портфель кредитов был реструктуризирован, а размер долговых обязательств, номинированных преимущественно в долларах, за период 2010-13 годов сократился на $55 млн.
С 2010 года сеть, до этого времени будучи сугубо региональным оператором, основываясь преимущественно в Донецкой и Запорожской областях, начинает экспансию в другие регионы Украины. В 2012 году открывается первый магазин сети в Киеве. В общем, за период с 2009 по 2013 годы количество магазинов под брендом Амстор выросло с 23 до 38 в 7 регионах, преимущественно на востоке Украины. Суммарная торговая площадь сети составляла 103 000 кв. м, а общая площадь всех торговых центров — более 300 000 кв. м. В дальнейшем планировался выход на рынок Западной Украины. Стоимость совокупных активов компании на начало 2014 года оценивалась в сумму около $200 млн (по курсу 8 грн/доллар США).
Конфликт между основным акционером Амстор компанией Смарт-Холдинг (70%) и миноритарным акционером, экс-руководителем торговой сети Владимиром Вагоровским (15%) обусловлен желанием последнего отстранить мажоритарного акционера от участия в бизнесе. Финансовых контролеров Смарт-Холдинга не допускали к финансовой отчетности компании Амстор, а впоследствии мажоритария вообще отключили от системы 1С.
Был проведен аудит работы торговой сети, в частности, финансовый и аудит хозяйственной деятельности Владимира Вагоровского, во время которого выявлено, что со счетов предприятий деньги переводили на подставные компании.
Когда эти факты стали известны мажоритариям, Смарт-Холдинг устранил Вагоровского от управления. Вагоровскому удалось «замести следы» хищений и не допустить аудиторов к первичным документам: была разрушена IT-инфраструктура Амстор, вывезены в неизвестном направлении серверы, трудовые книжки сотрудников, уничтожены контакты поставщиков продукции, бухгалтерские документы.
В течение 2015 года Смарт-холдинг стабилизировал работу 20 магазинов на контролируемой Украиной территории. В июле Смарт-холдинг и Fozzy Group достигли соглашения о реализации совместного проекта по возобновлению работы торговой сети Амстор. Магазины продолжили работу под брендом Сільпо, а торговые центры Амстор сохранили свое название.
5 августа 2019 года Центральный апелляционный хозяйственный суд признал ООО «Амстор-Инвест» банкротом. Общий объем кредиторских требований к должнику составил 2,33 млрд грн, а объем активов – 26,3 млн грн. Среди этих требований также были долги перед государственным Укрэксимбанк на сумму в 1,15 млрд грн. В декабре 2020 года банк из-за просроченной задолженности продал 6 торговых центров Амстор, которые принадлежали Новинскому. Речь идет о торговых центрах в Краматорске, Запорожье, Мелитополе, Кременчуге и Мариуполе, которые приобрела инвестиционная компания Игоря Мазепы Concorde Capital. Но уже в апреле 2021 года Новинский выкупил эти ТЦ у Мазепы.
Читайте также —
Ритейлеры-олигархи: 5 самых влиятельных олигархов страны, связанных с ритейлом – рейтинг НВ