Марцин Куксинович, Meest Group: Семь субстратегий, которые позволят нам нарастить долю рынка
В числе прочего, Meest хочет установить по Украине еще 1300 крупных почтоматов вне домов и уже запустила пилотный проект по возврату НДС при покупках товаров в польских интернет-магазинах под названием е-кэшбек.
Читайте українською
Почтовый оператор Meest планирует стать международной корпорацией и к марту 2022 года завершит работу над трехлетней стратегией, которая будет состоять из семи субстратегий. Марцин Куксинович, новый CEO Meest Group, рассказал в интервью Forbes, в чем состоит суть этой стратегии. RAU предлагает ознакомиться с ключевыми тезисами материала.
Первая субстратегия будет подготовлена для компании Meest International. Я думаю, что мы занимаем треть рынка международной доставки посылок в Украину. Но Meest International работает не только на рынке Украины. Мы работаем на рынках 44-х стран как логистический брокер, который может построить перевозку между разными странами мира.
Вторая субстратегия будет подготовлена для Meest Ukraine, которая сейчас называется Meest Express. Мы хотим построить компанию, которая будет иметь большую долю внутриукраинского рынка посылок, чем 2–3%, которые у нас есть сейчас. Хотя, для нас очень важны не размер доли рынка, а эффективная операционная и бизнес-модель.
Весь украинский рынок посылок, внутриукраинский и международный включительно составляет около 450 млн посылок в год. Ежегодно он растет примерно на 15–20%, и украинцы наращивают количество покупок в украинских и иностранных интернет-магазинах на 40%. Но потенциал для развития еще велик. К примеру, поляки покупают онлайн втрое больше, чем украинцы. В Польше такие покупки совершает 70% населения. Там люди покупают и отправляют примерно 22 раза в год, в Украине – только 7 раз в год.
Я думаю, что из 450 млн посылок, 90% приходится на внутриукраинский рынок. Наибольшую долю из 75% занимают посылки из украинских интернет-магазинов, включая 35% из крупных платформ или маркетплейсов. Еще примерно 5% внутриукраинского рынка посылок приходится на посылки между частными лицами, 10% – посылки между компаниями, например, пересылка документов.
Таким образом, на международные посылки приходится около 10%. Я считаю, что в этих 10% мы лидируем. По нашим подсчетам, мы занимаем треть рынка: около 13 млн посылок в год. На внутриукраинском рынке на нашу долю приходится 3%, то есть еще около 12 млн посылок.
Мы будем работать над завоеванием рынка посредством развития сети почтоматов. Сейчас у нас около 1300 почтоматов. Но эта цифра мало о чем говорит. К примеру, в Польше 16 000 почтоматов. А в Украине только одна Нова пошта установила более 11 000. Поэтому, если мы меряемся числом почтоматов, давайте уточнять, сколько у них ячеек. Как я понимаю, в почтоматах Нова пошта их в среднем 24–25. Кроме того, они ставят почтоматы в подъездах, куда ограничен доступ – туда могут попасть только жители этого подъезда. В то же время в Польше, как правило, все почтоматы стоят на улицах и имеют минимальное количество ячеек 100–150.
В итоге, в Украине курьеры могут доставить 100–150 посылок в день, а в Польше – 1000. То есть расходы на доставку одной посылки в Украину в шесть – десять раз выше, чем в Польше. В Польше расходы на доставку 1 посылки через почтоматы не превышают 1 гривни.
Поэтому мы хотим начать устанавливать большие почтоматы. Уже в следующем году планируем поставить 1300 таких почтоматов. Они будут стоять вне домов, то есть к ним будет свободный доступ любому клиенту.
Одним из элементов завоевания рынка станет наша третья субстратегия. Она будет разработана для e-Meest, занимающейся функцией e-shopping. Возможно, это будет интернет-магазин, где можно покупать товары на зарубежных онлайн-площадках, которые Meest сможет пересылать покупателям. То есть клиентам не нужно будет самостоятельно искать интернет-магазины, а потом заказывать товары у них.
В скором времени мы хотим предложить покупателям новую услугу – снижение цены посредством возврата НДС при покупке товаров за границей. Сейчас мы проводим пилотный проект по возврату НДС при покупках товаров в польских интернет-магазинах под названием е-кэшбек. В Польше НДС составляет 18%. Мы будем брать небольшой процент за эту услугу.
Четвертая субстратегия Meest Cargo – это пересылка товаров B2B, то есть перевозка товаров от бизнеса к бизнесу паллетами.
Пятая субстратегия – пересылка посылок между частными лицами, например от украинской диаспоры в Украину.
Шестая субстратегия – денежные переводы между банковскими картами. Вскоре мы переименуем эту услугу из Perekaz24 в MeestPay. Недавно уже расширилось количество валют до 12.
Седьмая субстратегия – развитие инфраструктуры Meest. Мы планируем автоматизировать сортировочные центры.
Читайте также —