“Мама приготовила” – первый в Украине вендинговый автомат по продаже готовой замороженной продукции
Основатель сети вендинговых автоматов “Мама, ну купи” запускает новый проект “Мама приготовила” – сеть вендинговых автоматов с замороженными полуфабрикатами.
О создании бизнеса
Рынок вендинговых автоматов развивается очень быстро. По информации Европейской ассоциации вендинга (EVA), в 24 странах Европы сейчас установлено 4,4 млн торговых автоматов. Годовой объем продаж через вендинговые автоматы составляет 25,4 млрд евро. Самая большая вендинговая страна Европы – Италия, там установлено 800 000 торговых автоматов, но это не рекорд: в других частях мира показатели гораздо выше: в Японии – 5,6 млн, в США – 15,4 млн. Объем продаж Японии $57,7 млрд в год.
Идею бизнеса по продаже детских игрушек-сюрприз через вендинговый автомат “Мама, ну купи” Виктор Оношко подсмотрел в Китае. Китайская компания POP Mart открыла более 1000 вендинговых автоматов по продаже детских коллекционных игрушек. Сейчас оценка компании на Гонконгской бирже сейчас составляет $14 млрд. То есть эта модель уже обкатана, и Виктор просто адаптировал ее под Украину и Европу.
Сейчас вендинговые автоматы “Мама, ну купи” уже работают в Украине, Австрии, Италии, Польше, Румынии, компания развивается по модели классической франшизы.

О потенциале рынка вендинговых автоматов Украины
Согласно данным анализа рынка, в Украину официально завезено 10 000 вендинговых автоматов. Как предполагает Виктор Онишко, потенциал рынка Украины составляет 300 000 автоматов с ежегодным приростом рынка 5-7%. Сейчас половина рынка занимают кофейные автоматы, около 40% – платежные терминалы (ibox) и всего 10% попадает в раздел снеки и напитки. Проект “Мама, ну купи” занимает лишь 1% рынка под разделом “другое”.
О создании проектов “Мама, ну купи” и “Мама приготовила”
Поскольку Виктор Оношко блогер, каждый шаг создания бизнеса “Мама, ну купи” он описывал в блоге в Telegram, поэтому, за историей создания бизнеса можно с легкостью наблюдать. Виктор начал описывать создание бизнеса с 2019 года, когда были куплены первые автоматы. Виктор писал обо всех удачах и провалах.
Компания “Мама, ну купи” сейчас является членом ассоциации ритейлеров Украины и входит в топ-250 перспективных компаний по версии Forbes в 2023 году.

Сейчас Виктор работает над новой бизнес-моделью, которой еще нет на рынке Украины. Совсем скоро киевляне и жители других городов смогут покупать готовую замороженную продукцию прямо у себя в подъезде. Так, можно будет завтракать сырниками или обедать варениками с картошкой, которые можно купить 24/7 без продавца.
Во время пандемии на замороженные полуфабрикаты был настоящий бум. Именно поэтому такие бренды как Галя Балувана открывались на каждом шагу. Сейчас их магазины размещены близко к конечному потребителю: в спальных районах, проходных зонах, возле метро. И конечно же, они пользуются большой популярностью, ведь это намного упрощает жизнь: ты покупаешь готовую еду, разогреваешь ее и можно есть.
В этом году проекты “Мама, ну купи” и “Мама Приготовила” были на выставке Франчайзинг 2023, которая входит в топ-5 крупнейших европейских выставок и является единственной в Украине бизнес-площадкой для покупки/продажи франшиз. И хотя вендиговый сектор выставки пользовался огромным вниманием со стороны посетителей, но в центре внимания были именно бизнесы Виктора Оношко.

Виктор Оношко основал проект “Мама Приготовила” в конце 2019 года. Это был вендинговый автомат с готовыми домашними обедами в бизнес-центре. Автоматы Виктора стояли в компаниях Inovvecs, GlobalLogic, Creative State of Gulliver, БЦ Forum, Nayax, Столичный рынок, Швейная Фабрика и другие.
Но в 2020 году пришла пандемия коронавируса и большинство компаний начали переходить на удаленный формат работы. Пришлось менять модель и “Мама Приготовила” трансформировалась из домашней еды в готовые блюда из заведений. Поставщиком был Дмитрий Борисов и продавалась еда из его брендов: БПШ, Dogs&Burgers, Mushlya, Philadelphia Roll&Bowl, Kanapka Bar и других. Но эта модель так и не нашла своих поклонников. Остатки и сроки годности начали разрушать крутую бизнес-модель, и Виктор решил переделать ее на ту, где нет скоропортящихся товаров. Именно так и родилась идея “Мама, ну купи” – трендовые детские игрушки, которые не будут портиться.
Адаптивность вендинговой модели позволила Виктору превратить автоматы с холодильником “Мама Приготовила” в автоматы по продаже сюрприз-наборов с трендовыми детскими игрушками “Мама, ну купи”. Для этого достаточно было поменять дизайн, исключить холодильник и нанять четыре грузовика, которые перевезли автоматы на новые локации.
Поэтому, в этом году на выставке Франчайзинг 2023 был представлен первый прототип автомата-заморозки. Сразу после выставки автомат поехал на локацию – ЖК Белый шоколад в Белогородке под Киевом, где жители 1500 квартир уже пользуются услугами вендингового автомата “Мама Приготовила”.

Автомат с замороженными продуктами находится возле почтомата Новая почта, что значительно повышает спрос. Внимание жителей также привлекает и яркий желтый дизайн. Ассортимент автомата обновляется дважды в неделю и контролируется через CRM-систему. Результат себя оправдал и сейчас компания продает от 25 товаров в день.
Уже в следующем году Виктор Оношко планирует открытие 500 вендинговых автоматов “Мама приготовила”. Уже запущена классическая франшиза, поэтому совсем скоро вендинговые автоматы “Мама приготовила” появятся в Житомире, Львове и Днепре.
Read also
Последние назначения в ритейле: Фокстрот, Prostor, Нова пошта, OKKO, Монделис Украина
