Мимо кассы: как онлайн-магазины техники и электроники выполняют требования законодательства — исследование

Мимо кассы: как онлайн-магазины техники и электроники выполняют требования законодательства — исследование

29.12.2020 08:00
  408
rau

Меньше половины крупнейших онлайн-магазинов, которые продают бытовую технику и электронику, выдают фискальные чеки, а «Черная пятница» для многих из них — это лишь маркетинговый ход, а не большие скидки.

Читайте українською

К такому выводу пришли сотрудники Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест», которые проанализировали продажи смартфонов в период «Черной пятницы». Результаты проведенного исследования они опубликовали 23 декабря во время пресс-конференции в «Интерфакс-Украина». Как отметил президент центра «Тест» Валентин Безрукий, в рамках исследования были проверены 20 крупнейших интернет-магазинов, где в основном покупают электронику украинские потребители.

Во время «Черной пятницы» специалисты центра закупали технику, которая подлежит гарантийному обслуживанию (смартфоны), через заказ на сайте и услугу самовывоза (в тех случаях, когда такая услуга предоставлялась). При этом «Тест» проверял, как онлайн-ритейлеры придерживаются норм относительно выдачи фискальных чеков и законодательства по защите прав потребителей.

Как утверждают составители исследования, во время тестовых закупок только 9 магазинов выдали покупателям фискальные чеки, а обслуживание клиентов проводилось на высоком уровне. При этом 11 магазинов — не выдали такого чека.

По словам Валентина Безрукого, большинство покупателей сами не требуют фискального чека, надеясь, что он им не понадобится.

«Потребители скептически воспринимают необходимость получения фискального чека. Но его отсутствие может существенно осложнить гарантийное обслуживание. Ведь отсутствие фискального чека может вообще свидетельствовать о том, что аппарат не предназначен для украинского рынка или ввезен нелегально», — отметил эксперт.

Кроме того, в ходе исследования был выявлен факт того, что часть продавцов не выдавала фискальный чек, деньги за товар требовали перечислить физическим лицам. Это было установлено по полученным расчетным документам за финансовую услугу от курьерской службы. Одно физическое лицо не удалось идентифицировать в государственном реестре субъектов хозяйствования, а другое — прекратило свою деятельность как ФЛП.

Интересно еще и то, что от имени известных бренд-продавцов по факту товар реализовывали ФЛП — таких интернет-магазинов было шесть.

Также были зафиксированы и другие нарушения. В частности, четыре интернет-магазина указали на своем псевдофискальном чеке только название интернет-магазина, а еще по одному по платежным документам вообще не удалось идентифицировать ни название магазина-продавца, ни субъект предпринимательской деятельности.

Кроме того, по словам Валентина Безрукого, «Черная пятница» только для некоторых магазинов соответствовала названию и сути акции, и магазины действительно снижали цены. Но для некоторых из них это был просто маркетинговый ход, который почти не повлиял на цену товара. Более того, после окончания «Черной пятницы» некоторые продавцы даже снизили цену на свои товары.

В свою очередь член правления Всеукраинской ассоциации потребителей «Пульс», сотрудник Института экономико-правовых исследований НАН Украины Андрей Лыга поделился собственным опытом по покупке в «Черную пятницу»: товар, за ценой которого он следил в течение года, стоил 39 000, в день акции его снизили до 35 000, но перечеркнутая цена стояла — 57 000. Типичная манипуляция: магазин утверждает, что снизил цену на 40%, а на самом деле — на 10%.

Андрей Лыга также заявил, что общественные организации по защите прав потребителей однозначно выступают за максимальную фискализацию, потому что фискальные чеки несут информацию, которая позволит понять кто продал товар и к кому обращаться за защитой своих прав. «В вопросах фискальных чеков для сложной бытовой техники закон действует почти четыре года. И практически все эти годы ситуация не улучшается, а даже ухудшается. Всевозможные «моратории» и «отсрочки» уничтожают надежду на то, что добросовестный бизнес победит недобросовестный. Если не будет государственного контроля, то ситуация будет только ухудшаться», — резюмировал эксперт.

Читайте также —

Исследование Deloitte: что и как украинцы будут покупать на новогодние праздники


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  96
Все новости рынка