На большой дороге: зачем украинский ритейл открывает магазины вдоль основных автотрасс

На большой дороге: зачем украинский ритейл открывает магазины вдоль основных автотрасс

10.02.2022 08:30
  871
Костянтин Симоненко

Украинские потребители, следуя мировым тенденциям, хотят все большего комфорта во время автопутешествий. Ритейлеры готовы им это предоставить — и для этого даже не всегда надо выходить из машины.

Читайте українською

Мировой ритейл знает немало примеров открытия розничных точек на оживленных перекрестках дорог и вдоль магистралей за пределами населенных пунктов. Например, сеть американских придорожных магазинов Stuckey’s, существующая с 1937 года, которая выросла из киоска по торговле орехами до нескольких сотен торговых точек. В то же время пандемия, изменившая привычки покупателей, вкупе с развитием новых технологий вынуждает ритейлеров кардинально реформировать этот формат торговли. А в развивающихся странах highway retailing называют новым драйвером розничной торговли. В Украине также идут похожие процессы, и RAU предлагает ознакомиться с опытом тех, кто первыми рискнул выйти на «большую дорогу».

Первопроходцы в АЗС

Разумеется, торговля на дорогах возникла с момента появления самих дорог, и вышла на новый уровень после массового использования автотранспорта. Однако до определенного момента она была довольно неорганизованной. Максимум, на что можно было рассчитывать – магазинчики при АЗС с пятью основными товарами (сигареты, кондитерские изделия, снеки, напитки и самые необходимые потребительские товары).

Теперь розница на дорогах набирает обороты, в том числе в Украине, становясь фактически новым сегментом ритейла. Этому способствует рост внутреннего туризма, а также количества личных авто (что дополнительно простимулировали карантинные ограничения на передвижение общественным транспортом). А значит, недостатка в покупателях придорожные супермаркеты испытывать явно не будут.

Первыми на изменения отреагировали владельцы автозаправочных комплексов, которые помимо продажи горючего стали открывать полноценные магазины, кафе и рестораны. Так, например, в 2021 году на АЗС WOG появляются первые фуд-зоны «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова». Также компания владеет 245 магазинами WOG Market, которые находятся почти на каждой АЗС.

В феврале 2020 года БРСМ-Нафта открыла собственную сеть супермаркетов при АЗС под названием Good market, где представлен полный ассортимент товаров повседневного спроса. Тут работает отдел кулинарии и разработано специальное меню, в которое входят комплексные завтраки и бизнес-ланчи.

Компания KLO развивает VILLA маркет – формат магазина у дома, в котором круглосуточно продаются свежее мясо, овощи, молоко, колбаса и яйца. В магазинах сети Подорожник можно приобрести более 1000 товаров для автомобиля и быта. При АЗС KLO помимо собственных заведений общепита «Борщ», «Пили швили» и прочих с октября 2018 года начал работу первый в Украине ресторан McDonald’s.

Гамбургер на трассе

В октябре прошлого года сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s открыла в Украине свой первый ресторан вдоль автотрассы. Заведение расположено в селе Гора Киевской области, вдоль Бориспольской трассы. Это пока единственный ресторан такого формата. Заведение оборудовано современными технологиями, позволяющими быстро и удобно обслуживать большое количество клиентов. В ресторане используется роботизированная станция напитков, благодаря которой напитки наливаются автоматами, без привлечения работников к процессу. Как сообщили RAU в компании, McDonald’s планирует и дальше открывать новые придорожные заведения.

«Мы активно работаем по этому направлению. Это один из наших приоритетов», — делятся в компании.

Свое решение объясняют просто: в стране активно развивается внутренний туризм, обновляются дороги и увеличиваются потоки транспорта. Поэтому открытие придорожных ресторанов выглядит перспективным. «Мы хотим быть там, где наши посетители, даже когда они находятся в пути. Хотим, чтобы люди не задумывались, где им остановиться поесть и отдохнуть, а знали, что по дороге будет McDonald’s», — поясняют в компании.

Конкуренции с другими кафе и ресторанами (при тех же АЗС) в McDonald’s не боятся, так как компания по праву считается лидером среди ресторанов быстрого обслуживания в Украине, насчитывая свыше 100 заведений в 25 городах. «Независимо от того, где находится McDonald’s — в столице, небольшом областном центре или возле автотрассы — уровень обслуживания, сервис и вкус еды всегда остается на самом высоком уровне» — сообщили в сети.

Более того, открывая придорожные рестораны, McDonald’s будет соблюдать принцип различных форматов обслуживания, то есть в заведениях будет и McDrive, чтобы сделать заказ, не выходя из автомобиля; и экспресс-окна для пешеходов и доставки; и зал, где люди смогут отдохнуть.

Планируя увеличение количества заведений, в McDonald’s Ukraine фокусируются только на украинском опыте, не сравнивая его с зарубежными рынками.

Напомним, ранее директор по развитию украинского McDonald’s Виталий Стефурак, отметил, что компания намерена полностью «закрыть» все города-сателлиты Киева и договаривается с сетями АЗС об открытии ресторанов вдоль автомагистралей.

Коллаборация ритейла

Как показывает международный опыт, в Европе и США сети АЗС также вполне успешно сотрудничают с крупными сетевыми ритейлерами. К примеру, французская Carrefour открыла мини-маркеты под брендом Proxi на заправках BP, собственные мини-АЗС появились возле гипермаркетов E.Leclerc во Франции. Причем такая схема весьма популярна. Крупные ритейлеры для увеличения посещаемости своего придорожного маркета часто открывают при нем заправку со специальными скидками для клиентов.

Коллаборация с АЗС и открытие своих торговых точек за городом обусловлено нехваткой мест для грамотной локации и стремлением ритейлеров повысить свою конкурентоспособность за счет расширения точек присутствия. Кроме того, важную роль играет рост электронной коммерции, когда клиент хочет максимального удобства в получении заказанного товара – даже если в это время он находится в пути.

Поэтому не удивительно, что в мае 2021 года магазин SPAR открылся в Харькове (ул. Чкалова 2-В) в составе нового АЗК сети Овис, которая стала партнером в этом проекте. Магазин работает круглосуточно, без выходных. Как рассказал RAU генеральный директор сетей Наш Край и SPAR Виктор Мольченко, в ближайшее время в Харькове будет открыт еще один магазин в формате SPAR Express при АЗС Oвис.

«Наши партнеры совместно с нами открывают уже второй супермаркет SPAR на АЗК. То есть результаты и перспективы развития их и нас устраивают. Мощное развитие таких коллаборационных проектов мы наблюдаем в других странах: Польша, Венгрия, Австрия, Нидерланды, поэтому направление очень интересно, особенно ввиду роста продуктовых зон и зон food to go у сетевых операторов АЗК», — поясняет Виктор Мольченко.

Первый проект магазина при АЗК разрабатывался с участием проектного бюро SPAR International и адаптировался местным офисом. Уже есть рабочая концепция, все процессы налажены, поэтому в Volwest Group максимально готовы к новым запускам. Однако говорить о конкретных планах по количеству новых открытий еще рано. Обычно от подписания контракта до открытия проходит от одного до двух месяцев.

По словам гендиректора SPAR, эти магазины несколько отличаются от стандартного магазина при АЗС: «В нашей концепции гость АЗК может приобрести привычные для него товары и получить дополнительные возможности перекусить, выпить кофе. Фактически это супермаркет по дороге с расширенной зоной питания».

В отличие от зарубежных стран, где ограничен режим работы классических супермаркетов, супермаркет на АЗК выполняет функцию вечерней покупки. Также в европейских странах наблюдается большой спрос на товары сегмента home meal replacement (замена домашней еды), что отражается на ассортименте. У нас пока приготовление дома из свежих продуктов или полуфабрикатов побеждает.

Самостоятельный выход

Другие украинские продуктовые сети также пытаются занять эту нишу, действуя самостоятельно. Так, корпорация АТБ-маркет и Fozzy Group пробуют открывать свои торговые точки вдоль трасс. К примеру, 10 августа 2021 года в обновленном магазине АТБ на Обуховской трассе в селе Лесники под Киевом был открыт первый в сети отдел весовой кулинарии АТБ-кафе. Это — первый магазин торговой сети АТБ с таким сервисом. Компания планирует в ближайшее время оборудовать еще 25 магазинов АТБ по всей Украине отделами фасованной кулинарии под собственным брендом АТБ-кафе.

Летом 2020 года открылся новый гипермаркет сети МегаМаркет на Житомирской трассе — в селе Капитановка Киевской области. Помещение торгового комплекса, в котором разместился магазин, было построено ритейлером «с нуля». На территории комплекса также располагаются небольшие бутики, салоны красоты, рестораны, аптека и т.д. Его ближайший крупноформатный конкурент — супермаркет Сільпо, открытый летом 2019 года в селе Стоянка. Как ранее сообщалось, Сільпо планировал открыть новые магазины в Софиевской Борщаговке, Вите Почтовой и Стоянке по адресам, где ранее располагались супермаркеты сети «Рыбный мир Океания».

Favore

Отдельно стоит упомянуть, что сеть Фора, входящая в Fozzy Group, открыла первый экспериментальный премиальный food-market Favore в мае 2017 года в пгт Козин по адресу ул. Обуховское шоссе, 39. На нескольких уровнях магазина разместились собственно супермаркет, кафе-кондитерская, собственная пекарня, где выпекается хлеб, пироги и готовится на заказ пицца, а также винотека, где с выбором помогают профессиональные сомелье. Также на территории магазина открыли флористический бутик Wild Passion.

Возможность дальнейшего развития магазинов Favore сеть Фора обещала рассмотреть после детального анализа и оптимизации деятельности первой торговой точки. Судя по тому, что за пять лет ничего не изменилось, этот магазин продолжает выполнять свою миссию обслуживания жителей окрестных элитных особняков, но не более того.

Мировые тренды

Зарубежные эксперты выделяют несколько современных тенденций, влияющих на развитие придорожной розницы. Главный вывод, который они делают: придорожный ритейлер будущего должен стремиться быть не розничным продавцом топлива с продуктовым магазином, а продуктовым ритейлером с полным спектром услуг, предлагающим топливо и современные точки быстрой зарядки электромобилей.

Использование информации о покупателях

Чтобы преуспеть, ритейлерам необходимо использовать информацию о покупателях и адаптировать предложение в соответствии с потребностями современного потребителя. Для чего нужен широкий ассортимент продуктов, в том числе свежих, для различных случаев приема пищи.

Растущая популярность электромобилей, спровоцированная заботой об окружающей среде, приводит к падению продаж топлива, а значит, нужно чем-то привлечь как местных, так и проезжих потребителей. Правда, одной лишь удобной зарядкой электроавтомобиля не обойтись. Одна из возможных фишек – предложение продукции местных фермеров и локальных производств наряду с товарами национальных и международных брендов. Что подтверждается успехом Gloucester Services и Parkfoot Garage в Великобритании.

Сверхудобство

Ритейлеры должны обеспечить максимальное удобство клиентов на колесах. Например, для тех, кто не хочет покидать салон авто предусмотреть возможность сквозного проезда (drive-through retail) и получения покупок. Для остальных — удобная парковка, легкий доступ к точкам зарядки электромобилей с дополнительным предложением свежей выпечки, «домашних» продуктов и локальных брендов. При этом если электромобили могут быть заряжены за 30 минут, то и питание должно занимать не больше этого срока. И под это надо подстраивать все процессы.

Технические новации

Понадобится внедрять новые технологии как на заправочных колонках, так и в обычных магазинах. Клиенты должны иметь возможность рассчитаться за топливо, не заходя в магазин. Например, с помощью мобильных платежей, внутренних приложений или с помощью распознавания номерных знаков. Клиенты ожидают, что магазины будут полностью автоматизированы, и через онлайн-платформы можно будет заказать кофе и прочее. Технологии помогают установить более глубокие связи с клиентом, так как привлекательные цены на рекламном стенде, чистый зал или удобная парковка не влияют на удобство оформления заказа на сайте.

Стать пунктом назначения

При значительно большем выборе ассортимента и качества товаров в придорожных ресторанах и магазинах современный потребитель ищет максимального удобства и комфорта. Чтобы зарядить/заправить машину или гаджеты, отдохнуть, перекусить, развлечься или даже поработать. Поэтому в конечном итоге выигрывает тот, кто станет «местом назначения», куда заезжают специально, чтобы получить сверхудобства. Нужно дать потребителю больше поводов для посещения. Ведь чем шире выбор, тем больше клиентов можно привлечь.

OLA Energy, многонациональная энергетическая компания, выбрала новое стратегическое направление. Бизнес, который управляет 1250 заправочными станциями в Африке, переходит от розничной продажи топлива к центрам розничной продажи топлива. Так, компания планирует добавить тренажерные залы, а также спа-салон и парикмахерскую на свои крупнейшие станции технического обслуживания в Камеруне.

Индийская Reliance Retail откроет свои торговые точки Smart Point, цифровые магазины, точки зарядки электромобилей, кафе и другие форматы розничной торговли продуктами питания и напитками рядом с заправочными станциями.

Поэтому в ближайшие годы ожидается рост и развитие придорожного и drive-through ритейла, а также эволюция удобства, что приведет к большему количеству инноваций с точки зрения ассортимента, форматов, местоположений и возможностей франчайзинга.

Читайте также —

Итоги 2021 года в FMCG: поглощения, автоматизация, новые форматы, открытия в регионах


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка